Православный портал о благотворительности

Главное правило в тюрьме: не думай о завтрашнем дне

Время, которое заключенный проводит в местах лишения свободы, – не потерянное и не вычеркнутое из жизни

«Испытание тюрьмой и как его преодолеть. В помощь заключенным и их родственникам» – только вышедшая в издательстве «Никея» новая книга священника Кирилла Марковского, и. о. куратора тюремных храмов УФСИН России по г. Москве. Она написана и для заключенных, и для их родственников – в помощь и в утешение. Отец Кирилл уже много лет общается и ведет переписку с людьми, осужденными по самым разным статьям, отбывающими разные сроки, в том числе и сидящими пожизненно. Поэтому он знает, о чем говорит, касаясь самых острых вопросов: а если осудили без вины, как не отчаяться? Мой сын в тюрьме за убийство – как мне жить после такого, как любить его дальше? Почему Бог такое допустил, не пожалел?

«Поверьте мне, старому уголовнику и рецидивисту»

– Если человек преступил закон, ему легче смириться со своим приговором и последующими годами заключения. А если его осудили несправедливо? Не разобрались или не захотели разбираться? Как принять такое положение дел и не впасть в отчаяние?

Это возможно, только если твердо усвоить одну истину: Бог внимательно наблюдает за жизнью каждого человека и без Его воли ни с кем из нас не может случиться ничего плохого.

Каждый человек бесконечно дорог Богу. Бесконечно – потому что Бог беспределен в Своем совершенстве и бесконечна Его любовь к каждому из нас. Любовь человеческая несовершенна. Она изменчива, непостоянна, к одним большая, к другим меньшая, а иногда и вовсе отсутствует к кому бы то ни было.

Любовь Божия всегда неизменна и в равной мере изливается на каждого человека – и первого из праведников, и последнего из грешников. Однако важно помнить: при равной любви Бога к каждому человеку Его благой Промысл о всех разный. Чем более серьезные человек совершил преступления, тем более уязвлена и больна его душа и тем большие испытания попустит Бог человеку претерпеть.

«Даже если тебя не поймали за совершенное преступление, Бог неминуемо воздаст тебе в другом. Абсолютно все учтено у Бога, и за все рано или поздно, но непременно придется заплатить.

Поверьте мне, старому уголовнику и рецидивисту».

Это слова одного пожизненно заключенного, которого я знаю уже много лет.

Страдания – самое действенное лекарство для исцеления души. Но чтобы это горькое лекарство принесло пользу, мы должны правильно его употребить. А именно: принимать все скорбное со смирением, покаянием и доверием Богу. Тогда человек сразу ощущает утешение Божие и исполняется надеждой.

Когда человек осознает, что он не один, а есть Бог, и жизнь его находится под пристальным Божьим вниманием, и что именно Бог попустил ему оказаться там, где он сейчас пребывает, ему становится несравненно легче. Он понимает, что ему нет никакого смысла таить зло на следователей, судей, друзей, знакомых, поскольку жизнь его не от них зависит. Равно как и приговор ему вынесет вовсе не судья. Мера наказания ему будет определена исключительно Богом, а Он все устраивает только во благо человеку.

Бывают ошибки у людей. У Бога ошибок не бывает. Ни капли лишних, ненужных страданий Бог не дает человеку претерпеть. Ни лишнего дня, ни лишней минуты человек не пребудет в заключении, если в этом нет для него никакого смысла.

Некоторые особенно тяжкие испытания человеку возможно пережить только с Богом. Оторванность от Бога в таких случаях может привести к жизненной катастрофе.

Почему, Господи?

Люди, не знакомые с православным учением о спасении, полагают, что вся духовная жизнь верующего человека должна сводиться исключительно к просьбам Богу о решении своих жизненных проблем. И когда таковые просьбы остаются без удовлетворения, разочаровываются и начинают сомневаться в вере. Но бывает и иное развитие событий.

Мне были известны осужденные, которые усердно молились Господу о своем УДО и неожиданно для них получили отказ. Именно последнее побудило их взглянуть на духовную жизнь иначе. «Почему, Господи?» – спрашивали они. Не получив ответа, они начинали с вниманием читать Евангелие и святоотеческие наставления, пытаясь понять, что Господь может ждать от них?

Через некоторое время они открывали для себя истину: Бог – не приложение к жизни, Он есть путь и истина и жизнь (Ин. 14:16). И что

смысл духовной жизни состоит не в том, чтобы умолить Бога поступать по нашей воле, а в том, чтобы нам самим искать во всем благой и спасительной воли Божией и со смирением ей довериться.

Для тех, кто это осознал и принял, заканчиваются игры в христианство и начинается подлинно христианская жизнь.

Все те же 5% православных – что в тюрьме, что на воле

В исправительных колониях православные общины верующих насчитывают в среднем 25–30 человек, что составляет около 5% от общего числа осужденных (как и на воле – прим. ред.). Речь именно о тех заключенных, которые регулярно посещают богослужения в тюремном храме, участвуют в таинствах, изучают Священное Писание в воскресных школах при ИК. Однако «верующими» и «православными» при этом себя считают почти все крещенные в Православной Церкви осужденные исправительного учреждения.

Живи сегодня на все сто – главное правило

Когда нам предстоит длительное испытание, когда будущее неясно и туманно, мы должны вспомнить слова Христа: не думай о завтрашнем дне. Завтрашний день сам о себе позаботится. Довольно для каждого дня своей заботы (Мф. 6:34). Это, конечно, не означает, что не нужно строить планы на будущее, размышлять, например, о том, как жить после освобождения и т.д. Нет, это относится только к предстоящим испытаниям, мысли о которых лишают нас покоя и нередко ввергают в пагубное уныние.

Жизнь состоит из дней. И задача человека прожить достойно именно сегодняшний день, сделать сегодня все то, что Господь призывает сделать, не думая об испытаниях завтрашнего дня (который Бог человеку и не обещал). Именно сегодня – с утра и до вечера – надо постараться явить Господу свою верность, не поддаваясь унынию и отчаянию.

В исправительном учреждении осужденному надо примкнуть к общине верующих заключенных и участвовать в ее жизни: совместно с ней молиться на совершаемых в тюремном храме богослужениях, участвовать в церковных службах в качестве чтеца или алтарника, помогать в обустройстве храма и поддержании в нем чистоты, посещать занятия воскресной школы или евангельского кружка. В общине, объединенной верой во Христа, осужденные оказывают друг другу большую духовную поддержку. Ее значение для каждого члена общины сложно переоценить.

А что потом?

Некоторые осужденные отчаиваются, опасаясь, что они уже никогда не смогут найти нормальную работу и вообще устроить свою жизнь. Но нет и не может быть воли Божией на то, чтобы мы влачили жалкое существование. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и… все приложится вам (Мф. 6:33).

Бог непременно устроит жизнь человека, поможет найти работу, причем такую, в какой он мог бы реализовывать все свои способности (которыми Господь одарил каждого).

Лишь бы не лениться и от Бога не отступать. А это, к сожалению, нередко случается с человеком после освобождения.

Испытание тюрьмой заканчивается, человек духовно расслабляется, отходит от Церкви и незаметно вновь вовлекается в водоворот греховной жизни. Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже, сказал Господь исцеленному Им человеку (Ин. 5:14). Тот, кто освобождается из мест лишения свободы, должен иметь твердый настрой остаться в Церкви Христовой и всячески избегать той среды, пребывание в которой привело его к преступлению.

Из письма пожизненно осужденного:

«Знаешь, о. Кирилл, я порой поражаюсь, как сильно любит нас Господь. Хотя нередко понимание этого приходит к нам только в бедственном состоянии, когда тесные обстоятельства с неимоверной силой сжимаются вокруг нас. Именно когда мы от безысходности, отбросив всю надежду на людей, обращаемся к Богу с молитвенным воплем. И помощь приходит с наполняющей сердце любовью Божией. Через этот опыт мы все проходим, каждый в своей мере. Это есть путь к Божьей любви через самоумаление и обнищание нашего духа, из глубины ада внутреннего состояния».

Если в тюрьме близкий человек

Родственниками людей, оказавшихся в заключении, лишение свободы близкого человека также нередко переживается как жизненная катастрофа. И совет здесь один: пройти это испытание вместе с Богом, к Которому нужно с верой и доверием обратиться родным заключенного.

Только Бог может утешить сердце человека, исполнить его надежды на благополучное преодоление скорбных обстоятельств. Ему надо молитвенно предать, вверить своего родного человека, помня, что Господь любит его несравненно, а точнее, бесконечно больше, нежели любим мы, его родные. И, если Бог попустил нашему близкому человеку такое испытание, можно быть уверенным – оно ему совершенно необходимо для достижения той высшей цели, к которой Бог направляет жизнь каждого из нас. Это испытание он непременно сможет преодолеть, если не впадет в отчаяние и если его родные будут поддерживать его добрым словом и молитвой.

К сожалению, бывают ситуации, когда после совершения человеком тяжкого преступления от него отворачиваются все близкие люди. Такого преступника родные не только не поддерживают, но, напротив, осуждают, считая его преступление позором для них самих и всего их рода.

Не стоит забывать, что только Богу дано право судить Свое творение. Его заповедь – не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены – относится к грехам и преступлениям наших ближних вне зависимости от тяжести ими содеянного. Только Бог – истинный Судья и Врач человеческой души. От нас же Господь ждет не осуждения, а милосердия к тому, кто уже и так осужден по закону и несет тяжкое наказание. И в первую очередь это милосердие должны, конечно, проявлять близкие люди осужденного.

Если нет возможности помогать материально, нужно непременно помочь словом поддержки. О том, как это важно, мне говорили многие заключенные. Некоторые из них признавались, что, если бы не поддержка родных, они бы не смогли пережить тюремное испытание.

Ситуация, когда от осужденного отворачиваются даже самые близкие люди, наиболее часто наблюдается среди заключенных, приговоренных к пожизненному лишению свободы. С одной стороны, причины понятны: преступления, совершенные пожизненниками, особо тяжкие.

Но с другой стороны, не стоит ли задуматься родственникам преступника: как получилось, что их родной человек дошел до способности совершить такие преступления? Только ли дело здесь в его свободном выборе? И не повлиял ли на такой безумный выбор ряд факторов: унаследованные от самих родителей греховные страсти, отсутствие должного воспитания (не говоря уж о религиозном воспитании), соответствующая преступная среда, в которой оказался молодой человек, предоставленный самому себе?

У Бога не бывает слова «поздно». Никогда не поздно изменить свою жизнь. В Евангелии есть замечательная притча о наемниках в винограднике, которая это подтверждает. Лишь бы человек решился начать новую жизнь со Христом.

Коллажи Татьяны Соколовой

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version