Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Как оставаться с Богом в эти трудные времена?

«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь. За все благодарите» – все мы знаем эти слова апостола Павла, но следовать этому призыву даже в мирные и благополучные времена удавалось далеко не всем. Сегодня же и вовсе трудно понять, чему можно радоваться и за что благодарить, если даже молиться получается далеко не всегда и не у всех

Святой Августин. Сандро Боттичелли. Фрагмент алтарной фрески в церкви Всех Святых (Оньисанти) во Флоренции, 1480

В потоке событий и плохих новостей, охваченные тревогой и лишенные надежды на благополучное разрешение ситуации многие православные христиане рискуют потерять опору. Как в таких тяжелых обстоятельствах продолжать, несмотря ни на что, верить в Бога и доверять ему, как сохранять спокойствие и мир в душе, как молиться, когда страшно и трудно?

Обо всем об этом мы решили поговорить с настоятелем храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, протоиереем Федором Бородиным. Запись беседы была сделана 11 марта 2022 года, однако этот разговор все еще не теряет своей актуальности. Публикуем видео, а также самые яркие цитаты из полуторачасовой беседы, которая показалась нам очень утешительной. Надеемся, вы найдете в этом тексте ответы на волнующие вас вопросы.

Протоиерей Федор Бородин

Настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке. Родился в 1968 году в Москве. С 1986 по 1988 год служил в армии – десантные войска, сержант ВДВ. После демобилизации поступил в Московскую духовную семинарию на очное отделение и окончил обучение в 1992 году. В том же году рукоположен в сан диакона, служил в храме святителя Николая в Кленниках, а затем во вновь открывшемся храме свв. бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке. Осенью 1992 года рукоположен в сан священника. Автор нескольких книг о христианской семейной жизни и воспитании. Отец восьмерых детей.

О том, как сохранить сейчас мир в православных семьях и на приходах

«Как священник, я уже довольно давно понял, что должен отказаться от своего права иметь точку зрения. Мы в Чаше Господней едины, и это единство больше всех наших земных правд и справедливостей. Если священник спустится с этой высоты и позволит себе встать на чью-то сторону, это встанет стеной между ним и его прихожанами и не позволит ему так же, как и раньше, совершать таинства – прежде всего таинство покаяния, принимать исповедь.

Прихожанам не надо искушать священника этими вопросами. Поберегите батюшку! Во всем пространстве храма, включая приходские чаты, мы должны стараться не приносить рознь. Старайтесь уклоняться от этих разговоров. Скажите: „Брат (или сестра), мы с тобой 20 лет в этот храм ходим, мы уже родные. Давай мы с тобой в этом вопросе остановимся«.

Если вы вспомните весь евангельский текст, включая книгу Деяний и Послания апостолов, и вспомните весь исторический контекст, то главной политической темой тогда была римская оккупация. Но нигде и никогда, ни разу Христос об этом ничего не сказал, хотя Его вынуждали, и даже ученики перед Его крестными страданиями делили, как мы бы сейчас сказали, „министерские портфели«.

Этим потом не занимались и апостолы, в книге Деяний ничего про политику нет. И как только мы измажем их нашей человеческой страстностью, мы сразу потеряем самое главное, что у нас есть, просто захлопнем для себя окна в небо».

О том, как молиться в трудные времена, если кажется, что Бог не дает ответа

Пророк Иеремия. Микеланджело Буонарроти, 1508–1512. Роспись свода Сикстинской капеллы
Пророк Иеремия. Микеланджело Буонарроти, 1508–1512. Роспись свода Сикстинской капеллы, Ватикан

«Сейчас много разных молитв, и это хорошо. У каждого человека свое устроение, свой молитвенный язык в разговоре с Богом, и можно выбрать: одна молитва звучит в храме, другая для домашнего употребления.

Мне также сейчас помогает Псалтирь и Священное писание. Потому что, если вы откроете эти книги, то поймете, что все уже было. Вот, например, Плач пророка Иеремии, который в 586 году до нашей эры стал свидетелем разорения Навуходоносором Иерусалима. Господь через пророка много раз предупреждал об этом свой народ, но его слушать не хотели, сажали в выгребную яму, его били, над ним издевались, его поносили. Он кричал, что это все случится, и, когда все произошло, он остался в разоренном городе. Мне кажется, что этот Плач очень подходит в ситуации, когда мир, как кажется, рушится.

Или, например, „Исповедь« Блаженного Августина. Он же жил в момент, когда рушилась Римская империя. В его епископство захватили город варвары. Почитайте этого великого человека, какой радости исполнены его слова, какая хвала Богу. Как он с этим жил?

Продолжать молиться, даже если кажется, что никакого ответа на ваши молитвы нет, я думаю, необходимо. Если считать, что состоявшаяся молитва – это та, на которую ответил Господь, нельзя забывать, что ответ приходит по-разному. У каждого из нас, я думаю, есть такой опыт: Бог приходит и начинает тебя переделывать, ты медленно-медленно меняешься. Ты можешь сам этого не понимать, но общение с Ним делает тебя другим. Когда Господь сочтет, что мы достаточно изменились под воздействием Его благодати во время молитвы, тогда, наверное, и повод для молитвы станет другим.

Когда приходит скорбь, наша жизнь становится более прямолинейной, мы начинаем искать. И понимаем, что можем исправить только себя, вот эту одну клеточку организма Тела Христова можем избавить от онкологии зла, греха и неприязни. Что мы можем сделать? Попытаться сделать так, чтобы в моей клеточке-душе грех был побежден, и в этом надежда на то, что придет окончание испытаний».

О том, как научиться доверять Богу, если до сих пор этого не получалось

«Быстро научиться этому нельзя, это очень медленное перестроение нашего внутреннего ветхого человека. Когда „надежда моя Господь« – это новый человек, а когда есть упование только на что-то, что я могу создать своими руками, – это ветхий человек. Чтобы перестроиться, требуется время.

Митрополит Антоний Сурожский говорил, что сказать „прощаю« легко, но иногда надо несколько лет потрудиться в молитве, чтобы по-настоящему простить, и дается это с огромным трудом. Испытания Божии, которые сейчас Он нам своими отеческими руками послал, также требуют многого труда и много молитв.

Я думаю, что сейчас как раз такое время, акцент с себя убрать и начать служить другим, тем, кто рядом. В том числе и тем, кому, может быть, страшнее, потому что у нас, христиан, есть упование, есть Христос, а у них такой помощи нету. Когда человек переключается с себя на другого, ему сразу становится значительно легче».

О том, как в текущих обстоятельствах побороть страх смерти и другие страхи

Апостолы Петр и Павел. Икона, середина XI века
Апостолы Петр и Павел. Икона, середина XI века. Софийский собор Великого Новгорода

«Конечно, страшно! Мы страшимся неизвестности, страшимся того, что привычная жизнь может разрушиться в любой момент. Страх приходит, как и любой другой грех, через помысел. Пришел помысел – противопоставь ему молитву.

Если ты боишься смерти, с одной стороны, это естественно, потому что душа бессмертна и все в человеке смерти сопротивляется. А с другой стороны, мы знаем, какая это важная и полезная добродетель – помнить о смерти для того, чтобы привести в порядок свою жизнь.

Может быть, стоит сейчас съездить на кладбище к родственникам, сначала помолиться, а потом посидеть, посмотреть вокруг себя, подумать. Вот цифры на табличках – кто сколько прожил. Тех, кто похоронен, называют покойниками, потому что они пребывают в покое. Мы мятемся, а они спокойны. После кладбища состояние другое, более мирное.

То, что у нас были более или менее спокойные годы, – это те самые житницы из притчи, которые мы все время разбираем и строим новые. Человек считает свои самые тучные годы нормой, и, когда он этого лишается, он страдает и ропщет. А ты поблагодари Бога!

Я помню, когда умер один очень хороший московский духовник, я разговаривал с человеком, который у него окормлялся. Этот человек безутешно плакал: „Вот, не будет больше батюшки!« А я говорю: „Вы понимаете, что большинство христиан живет без такого духовника? А у вас он был!« Мне кажется, благодарение Богу, как говорят святые отцы, свидетельствует о том, что мы оказались достойны Его даров. И в этом есть надежда на то, что, может быть, Он нам еще больше даст по своей милости».

О том, как и чему можно радоваться сейчас

«Есть радость, о которой Господь говорит, что ее никто не отнимет, а есть все остальные радости, давайте их разделим. Обычные радости земного бытия никто не запрещает, они законны и прекрасны. Но любая из земных радостей конечна, ей надо знать цену и ее место в жизни. Пусть этих радостей будет больше у нас и наших детей, но радость, которую никто не отнимет, она о другом – о том, что мы любимы Господом.

Мы верим в любовь Божию к нам, и это сильнее всего – горя, потерь, скорбей, старости и даже смерти. Любовь земная заканчивается, а любовь Божия – нет. Может быть, сейчас, когда все опоры у нас уходят из-под ног, стоит искать опору в этом?

Как искать такую радость? В молитве. Иоанн Лествичник говорит, что причиной качества молитвы является ее множественное количество. Это то, что называется молитвенный труд. Качество молитвы для меня – когда Господь ответил, когда возникает диалог.

У каждого здесь своя тайна, Бог с каждым разговаривает отдельно, в это трудно вмешаться и засвидетельствовать. Но давайте сейчас постараемся потрудиться. Господь взял нас так за плечи, потряс и говорит: пора становиться молитвенником».

О том, для чего нам посланы эти испытания

Св. прп. Иоанн Лествичник и его Лествица. Фрагмент иконы, XVII в.
Св. прп. Иоанн Лествичник и его Лествица. Фрагмент иконы, XVII в., Греция

«Желание призвать Бога к ответу, понять, для чего Он это попустил, – это свидетельство того, что человек к Нему не очень близок. Это такое расцерковленное сознание, препарирующее веру.

Давайте поймем, что мы сейчас не там, где льется кровь, и не нам сейчас тяжелее всех. Но понять смысл того, что происходит, мы сможем только, когда предстанем пред Господом. И тогда, я думаю, ни у кого из нас не будет смелости задать вопрос, „почему Ты это попустил«, но мы все поймем. И поймем мы, наверное, еще и то, что зло рождается из того, что зла в каждом из нас слишком много.

Конечно, у меня нет ответов на вопрос, почему нам это дано и за что. Но для всех нас это может быть спасительно, потому что мы все совершенно по-другому молимся сейчас. Мы как будто обновляем наше предстояние Богу, мы видим, как все шатко в этом мире, и через это нас призывают принести всю нашу любовь и упование на Господа.

Как здесь остаться христианином? Как сохранить молитву? Как сберечь присутствие Божие в душе? Есть хорошая лакмусовая бумажка: если ты потерял молитву, значит, твои мысли были неверными, помыслы были чуждыми, неправильными. Помоги нам, Господи, сохранить себя христианами.

Если кто-то может помочь ближнему руками или средствами – помогайте, но главное задание для нас на пост – возрасти в молитве».

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?