Православный портал о благотворительности

Как организовать тюремное служение в московских приходах?

Опыт показывает, что осознание и даже глубокое эмоциональное переживание совершенных грехов и гибельности всего предшествующего жизненного пути еще отнюдь не обеспечивает устойчивую церковную (и даже просто социально безопасную) жизнь после освобождения. Требуется, как правило, длительное время, усилия самого человека и хорошо продуманные внешние условия, чтобы духовно-нравственные основы стали нормой жизни бывшего осужденного

15-го мая 2006 года Центр духовного просвещения заключенных и сотрудников УИС Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями провел круглый стол по вопросам организации тюремного служения в московских приходах. На нем присутствовали представители более пятнадцати приходов, ведущие работу по духовному окормлению осужденных, а также те, кто эту работу только собирается начать.
Организаторы попытались обобщить личный опыт участников круглого стола и предложить им новую схему действия: «Один московский храм берет на себя опеку над одной, а не над двумя-тремя, как это было раньше, тюремной общиной» – такая схема, предложенная протоиереем Димитрием Смирновым, председателем Синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, была озвучена на круглом столе. Предполагается, что новая форма опеки позволит уделять заключенным больше внимания.


В. Маковский. «Осужденный». 1872


Добровольцы – прихожане московских храмов – постоянно ведут обширную переписку с теми, кто находится в тюрьмах. Заключенные ждут от них любви, участия, понимания. От многих из этих людей отвернулись родственники, друзья, знакомые. Они попросту никому не нужны. Поэтому они с великой радостью принимают и поддерживают любую инициативу и любое желание общаться с ними, которое приходит с «мирной стороны».
Что творится в душе заключенного? По мнению участников круглого стола, постоянно общающихся с теми, кто оказался в тюрьме, человек с особой остротой переживает совершенное им, ищет выхода из своего жизненного тупика. Иногда Господь открывается ему, и происходит покаяние. В местах лишения свободы люди очень часто принимают крещение.
По словам Елены Демидовой из Храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке, в тюрьмах не хватает православной литературы, бывает, что помещения для молитвы нет или собираться на молитву не позволяет режим, а священники редко посещают верующих или не посещают их совсем. В подобных ситуациях очень важно поддержать заключенных, помочь им и дать возможность почувствовать себя членами Церкви. Ведь только серьезно воцерковляясь, они смогут закрепить возникшее в душе чувство покаяния.
Опыт показывает, что многие заключенные имеют смутные понятия о Боге и вере, либо вовсе их не имеют. Елена Демидова рассказала, что уже четыре года община их храма помогает колонии в Кировской области. «Мы отвечаем на письма и посылаем посылки с медикаментами и продуктами. А недавно подписали заключенных на журнал «Фома» и другие православные журналы».
Члены этой общины ездят в подшефную колонию нечасто – раз в год. Перед поездкой прихожане собирают подарки для заключенных, одежду и литературу. «Такие поездки приносят великую духовную радость. Когда мы были в колонии последний раз, ребята невероятно радостно и дружелюбно нас приняли. Мы не ожидали такого приема – нас встречали, как дорогих гостей. Нам подарили иконы и деревянные шкатулки, сделанные своими руками – мы были поражены до глубины души». Елена считает, что не нужно бояться общения с заключенными: «Мы должны помочь им увидеть в самих себе образ Божий». Когда они уезжали из колонии, один заключенный сказал ей: «Если б мы встретили вас раньше, мы бы сюда не попали».
O проблемах
Центр духовного просвещения заключенных и сотрудников УИС Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями с недавнего времени взял на себя функцию связующего звена – координатора переписки заключенных с добровольцами из общин. Для чего это нужно? Дело в том, что людей, которые хотели бы переписываться с заключенными, не хватает. Часто бывает, что один заключенный переписывается сразу с двумя-тремя корреспондентами, а другой – ни с кем. То есть усилия переписчиков обязательно нужно координировать.

Обрести близких по духу людей хотят многие заключенные. Теоретически переписываться с ними может каждый православный. Но многие, начав переписку, вскоре отказываются от своего доброго начинания.
Мария Смирнова из храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине знает из собственного опыта, что не всегда удается находить время для того, чтобы писать письма, а еще иногда бывает сложно правильно реагировать на информацию, которая содержится в письме заключенного.
Тем, кто переписывается с заключенными, зачастую нужна поддержка, а иногда и совет. Если это служение становится общинным, то есть общим делом прихода, – прихожанам храма удается объединиться, сплотиться, и они начинают вместе преодолевать возникающие трудности.
В храме свв. Космы и Дамиана есть прихожане, которые уже много лет по собственному желанию переписываются с кем-то из заключенных. «Часто бывает так, что одинокий человек приходит к батюшке на исповедь и жалуется на жизнь и на судьбу. Священник предлагает такому человеку начать переписку с заключенным для того, чтобы почувствовать себя кому-то нужным. Это очень действенный способ борьбы с одиночеством – он помог уже очень многим», – сказала М. Смирнова.

Цель реабилитации
Бывшим заключенным зачастую бывает сложнее жить на свободе после освобождения, чем сидеть в тюрьме, считает Наталья Ашурова из общественно-благотворительного центра «Исцеление». Хорошо, если у вышедшего на свободу из заключения есть родные, близкие, крыша над головой. У многих ничего этого нет. На работу бездомных не берут, и они обречены попрошайничать, нищенствовать, подбирать объедки или снова совершать преступления. Но самое главное – это обращение человека к Богу. Верующие люди стоят на твердых позициях, соблюдают данные Богом заповеди: «не укради», «не убий», не нарушая их не из-за страха наказания, а из любви к Богу, к ближним. Для тех, кто, отбыв наказание, выходит на свободу, необходимо создать реабилитационные центры, где они могли бы получить жилье и работу. Это очень важно. Главная цель реабилитации – помочь бывшему осужденному восстановить утраченное социальное положение в обществе и выработать навыки благочестия, которые соответствуют его новому мировоззрению (приобретенному после крещения). Опыт показывает, что осознание и даже глубокое эмоциональное переживание совершенных грехов и гибельности всего предшествующего жизненного пути еще отнюдь не обеспечивает устойчивую церковную (и даже просто социально безопасную) жизнь после освобождения. Требуется, как правило, длительное время, усилия самого человека и хорошо продуманные внешние условия, чтобы духовно-нравственные основы стали нормой жизни бывшего осужденного.


Подлинное освобождение возможно только во Христе. На илл.: Алтарная икона Свято-Воскресенской часовни в Дахау «Воскресший Спаситель освобождает заключенных концентрационного лагеря Дахау»

Люди, пришедшие к вере в тюрьме, по освобождении оказываются в большинстве случаев в некоем духовном вакууме. От прежних дел они стараются отдаляться, а в Церкви не могут найти свое место, лишенные привычного круга братского общения. Те христианские идеалы, которые они восприняли из Евангелия, воплощали в православной общине и надеялись в полноте встретить на воле, после выхода из колонии неожиданно приводят к духовному одиночеству.

«Море житейское» так накатывается на еще не укрепившегося в вере, что у него складывается впечатление, будто от искушений нет спасения даже в церковной ограде. Нет самого необходимого для борьбы с трудностями и грехом – братского взаимопонимания с верующими. На втором месте неизбежные социальные проблемы человека, брошенного в неведомый для него мир, в котором он часто никому не нужен.

Мария Владимирова

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version