Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, как юридически правильно оформить документы на приют при монастыре.
Женский монастырь располагает зданием, в нем в настоящее время проводится ремонт. Получено багословение на организацию приюта при монастыре для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Кто должен являться учредителем такого заведения?
Может ли монастырь быть учредителем?
Нужен ли устав для такого заведения?
С оформления каких документов следует начать организацию приюта?
Нужна ли государственная регистрация?
Простите за беспокойство.
Спасибо.
С практической точки зрения таковым вопросом я не занимался, но с законодатель-ной, исключительно теоретической, точки зрения я Ваш вопрос изучил и хотел бы ответить следующее:
Во-первых, в соответствии со статьей 18 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. для реализации своих уставных целей и задач религиозные организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право создавать культурно-просветительские организации, образова-тельные и другие учреждения. Государство оказывает содействие и поддержку реализации религиозными организациями общественно значимых культурно-просветительских про-грамм и мероприятий. Таким образом, мы видим, что гипотетически религиозные организа-ции вправе создавать приюты. А также следует отметить, что на основании ст. 117 Граж-данского кодекса РФ (далее – ГК) религиозные организации вправе осуществлять предпри-нимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы и соот-ветствующую этим целям. Хотя в настоящем вопросе речь не идет о предпринимательской деятельности, мы видим, что Вы вправе быть учредителем как организация, но лишь для достижения целей, ради которых Вы созданы.
Согласно ст. 120 ГК учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммер-ческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Во-вторых, согласно Примерному положению «О социальном приюте для детей», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г., приют разрабаты-вает свой устав, который утверждается в порядке, установленном законодательством Рос-сийской Федерации. Но следует пояснить Вам о том, что в вышеуказанном Примерном по-ложении речь идет о приютах, создаваемых по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или по решению органов местного самоуправления, но, на мой взгляд, применяя аналогию права (ст. 6 ГК), Вы сможете воспользоваться настоящим Положением.
Подводя некую черту вышесказанного, мы видим, что монастырь, являясь юридиче-ским лицом, может быть учредителем приюта. Так как приют будет являться также юриди-ческим лицом, то в соответствии с указанным Примерным положением нужен устав.
О государственной регистрации приюта и оформления документов сообщаю сле-дующее:
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. при государ-ственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представ-ляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, ут-вержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательст-вом Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредитель-ных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заяв-лении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складоч-ного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) ор-ганами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного до-кумента в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельство-ванные в нотариальном порядке копии);
д) документ об уплате государственной пошлины.
Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется ре-гистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Представление документов для государственной регистрации юри-дических лиц при их создании осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 Федераль-ного закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных пред-принимателей» от 8 августа 2001 г. Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления до-кументов в регистрирующий орган (статьи 8, 13 Федерального закона «О государст-венной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г.).
Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направ-ляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации.
Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее – заявитель), подлинность которой должна быть засвидетель-ствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостове-ряющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:
руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.
Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы представляются в реги-стрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день по-лучения документов регистрирующим органом.
В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому ад-ресу с уведомлением о вручении.
Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при го-сударственной регистрации документов.
Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных Федеральным законом «О государственной регистрации юри-дических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. (ст. 9 Феде-рального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных пред-принимателей» от 8 августа 2001 г.).
И в заключении, я полагаю, что для практического решения Вашего вопроса Вам следует обратиться в любой из монастырей, при котором существует приют.
Список православных детских домов и приютов смотрите здесь.
В случае возникновения иных вопросов юридического характера прошу незамедлительно написать в редакцию.
С уважением, Православный юрист А. Морозов
Православный юрист on-line! На Милосердии.ru Теперь на нашем сайте вы можете задать свои вопросы православному юристу, специализирующемуся по земельному, жилищному, семейному, трудовому законодательствам, Александру Морозову, который проводит бесплатные юридические консультации для прихожан при храмах в Успенском благочинии. Ответы на наиболее интересные и общезначимые вопросы мы опубликуем на сайте. Вопросы задавайте по адресу info@miloserdie.ru с обязательной пометкой «ПРАВОСЛАВНОМУ ЮРИСТУ». Если наша инициатива оправдает себя, будет создан специальный почтовый ящик для вопросов А.А. Морозову, о чем будет также помещено объявление на нашем сайте. |