На сайт пришел вопрос от читательницы.
Я очень жизнерадостный и счастливый человек и всё у меня в жизни хорошо. Но каждый день перед сном в голову лезет много таких мыслей, что проходит холод по всему телу и хочется забыться. Как не бояться СМЕРТИ? Смерти не только своей, но и своих близких. Неужели это всё, что я люблю, умрет?
Отвечает священник Валентин ЖОХОВ, духовник Учебного центра Марфо-Мариинской обители, врач высшей категории
— На вопрос можно ответить кратко – нет, не умрет. Однако очевидно, что такой ответ современного человека не удовлетворит. Ему нужны доказательства. Мы все воспитаны на научном подходе к явлениям природы, истинность или ложность которых не опознается непосредственно умом, а преломляется через рассудочную деятельность мозга. Эта деятельность в современном человеке гипертрофирована, а деятельность ума, наоборот, почти атрофирована.
Для доказательного ответа требуется некоторая преамбула. Напомню схематично, что человек состоит из тела и души. Тело имеет общее происхождение с землей, и поэтому подвержено процессам деградации и распада, как всё состоящее из материи. Душа, напротив, имеет не земляное происхождение, она – дух, и поэтому, хоть и бывает способна деградировать в своих силах, из которых состоит, но неуничтожима вполне, как неуничтожимо всё нематериальное.
Очень простой пример: таблица умножения нематериальна; в природе она существует в умножении или делении материальных вещей, но даже если все материальные вещи будут уничтожены, сама по себе таблица умножения не может быть уничтожена. Человеческая душа устроена, разумеется, иначе. В душе можно выделить составляющие ее силы, их в разные времена называли по-разному. В современном словоупотреблении этими силами являются сила чувствующая (чувство), сила волящая, желающая (воля) и умная сила души (разум или ум). В человеке от природы каждая сила души может быть сильной в разной степени, этим обусловлено всё многообразие индивидов или личностей. Есть люди преимущественно чувственные, есть волевые, наконец есть люди, образ жизни которых обусловлен действием в их личности умной силы души. Очень многое зависит от воспитания, точнее, самовоспитания. При правильном и идеальном устроении личности чувство и воля подчинены уму.
Животные, по учению святителя Василия Великого, также имеют душу. Но душа их, как выражается святитель в толковании на Шестоднев, земляная. Это значит, что силы души животного не имеют иерархического подчинения и выражаются в инстинктах, которые даются животному от природы, разным животным – разные. Инстинкты не могут развиваться – животные не способны к самовоспитанию. Они могут чувствовать опасность, но не могут осознавать свою смертность. Очевидно, что решающее отличие сил души животного от сил души человека в качестве: и вода, и кровь – жидкость, но это две разные жидкости.
Второе принципиальное отличие находится в разумной силе души человека. После грехопадения первого человека Адама все его потомки унаследовали некое расстройство умной силы человеческой души, которое выражается в том, что кроме собственно Ума в первозданной Богом умной силе души появился рассудок – потребность и способность к деятельности, которую назвали логической. Первозданная сила души служила Адаму для непосредственной связи с Богом и окружающим миром, так что Адам познавал явления в раю ИСТИННО, без предварительного научения. Пример: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа». (Быт., 2, 21-23). После грехопадения это свойство ума Адама изменилось. Потомки Адама не могут без длительной духовной работы над собой узнавать явления истинно, в человеке появилась способность ошибаться. Из этой способности выросла целая наука – логика, которая изучает законы человеческого мышления по парадигме «истинно-ложно». Таким образом, все потомки Адама при сохранении формы умной силы души имеют другое ее наполнение – рассудок, который при длительной духовной работе в соответствии с опытом православных святых может быть трансформирован в ум, близкий к райской умной силе души Адама.
Теперь можно вернуться к ответу на вопрос. Осознание человеком смерти есть признак того, что в его умной силе души рассудок еще не подавил полностью ум. Это состояние может сопровождаться чувством страха и даже парализовать волю человека (вспомним, что эти силы души подчинены уму). Такое состояние иначе как болезнью умной силы души не назовешь. Душевная мука в прямом смысле слова. Однако правильный диагноз – уже половина излечения. Что следует делать? Перевоспитывать рассудок. Каким образом? Взращивать в себе именно ум, не давать свободы рассудку. Речь идет не о количественном росте разума, то есть накоплении информации, а о качественной перемене состояния умной силы души. Самостоятельно это сделать невозможно. понятно, что из волевых усилий толку не будет – воля в подчинении у нездоровой умной силы души, то же самое можно сказать и о чувствах. Вспомним Адама до грехопадения – его умная сила души была не столько силой, интегрирующей его личность, а по преимуществу соединяла его с Богом. Ум – это природная составляющая в душе человека, соединяющая его с Богом. Повторюсь для большей ясности, что рассудок ослабляет эту природную составляющую умной силы души, в этом источник мучений и страха смерти. Следовательно, для подчинения рассудка, а заодно врачевания воли и чувственных сил души необходимо обращение к Богу, восстановление связи с Ним. это возможно только через Христа и Его Церковь, которая по своей сути есть врачебница, ибо Христос – Врач душ и телес.
Ваш страх смерти спасителен для вас. Это зов Божий на уровне чувства, который в Евангелии выражен словами: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф., 11, 28-30).
Для исцеления ваших душевных мук вам следует пройти программу святоотеческой психотерапии, лекарствами которой являются молитва, церковные Таинства, определенные аскетические усилия, которые может индивидуально для вас «прописать» опытный священник. Ваш труд по исцелению умной силы вашей души несомненно положительно скажется и на ваших близких, на всём, что истинно любимо вами и дорого вам. Смерти для исцеленных умом не существует.