Я хотел бы попробовать понять, что во мне больше присутствует: зло или добро? Всех кто другим добрым людям или мне делает зло, мне хочется наказывать. Мне говорят – ты не можешь, кто дал тебе право? Я отвечаю – а им кто дал право?! Силу поймут или будут знать, что есть наказание. И тут же во мне жалость, доброта. Сейчас начал строить церковь, помогаю второй год детскому дому и простым нуждающимся и просящим, в этом году хочу поставить памятник погибшим бойцам Великой Отечественной войны. Делаю вроде бы хорошие дела и мысли добрые. Но сам внутри не хочу прощать плохих. Вот и страдаю душой. Прошу прощения, что как бы похвалился, но хотелось точнее обрисовать ситуации жизни в миру и внутреннего мира моего. Александр.
Отвечает священник Александр ЛАВРИН, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно
Уважаемый Александр! После прочтения вашего письма как-то сразу вспомнились слова апостола Павла: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим.7,19).
Апостол не пытается измерить свойства своей души, но, внимательно глядя на свои желания, чувства, он видит, что не является над ними полновластным хозяином. С одной стороны, он ясно сознает, что стремление к добру есть: «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием» (Рим.,7, 22). С другой – честно признается: «знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» (Рим., 7, 18).
Так и с каждым из нас. Мы становимся христианами не для того, чтобы исполниться новой силой для борьбы с окружающими врагами, а для того, чтобы следовать за Христом. Если человек честно начинает строить жизнь по Его евангельскому слову, то есть сопоставляя свою жизнь с жизнью Христовой, то очень быстро приходит к такому же выводу, как и апостол Павел. На первый план тогда выходит не проблема борьбы с кем-то, а вопрос: как выстроить свою душу, как расти в человека?
Это, конечно, не значит, что мы не должны противостоять внешнему злу. Должны, обязаны даже. Если у нас есть возможность остановить чью-то замахнувшуюся руку, а мы проходим мимо, то сами становимся соучастниками. Но одно дело – помочь и защитить, другое – мстить. Например, в Православной Церкви вопрос со службой в армии всегда решался легко. Хотя, казалось бы, есть конкретная заповедь: «не убий». Но она всегда понималась трезво и ответственно: не только сам не покушайся на жизнь другого, исходя из своих интересов, но и защити, если в силах, не дай совершиться насилию. Поэтому христианское воинство и руководствовалось евангельским: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.,15, 13). Но здесь на первом месте стоит не месть и ненависть, а любовь и защита. Христианский воин, конечно же, должен встать на защиту тех, кто в ней нуждается, но сердце его должно быть примиренным, он не должен врага ненавидеть. И если враг одумается и раскается, должен быть готов принять его как друга. Этим руководствовались многие христианские воины, поэтому в Церкви так много воинов-святых.
Вы пишете: «Силу поймут или будут знать, что такое наказание». Не думаю, что частное силовое наказание может реально изменить взрослого человека. Хотя не знаю и воспитания без наказания. Но даже в случае с детьми… Да, сработать может и какое-то суровое наказание, но только при одном условии: если ребенок хорошо видит и чувствует, что тот, кто его наказал, переживает гораздо больше, потому что вынужден это делать, и ему больнее, чем ребенку. Тогда у последнего может просто проснуться совесть (ради чего, собственно, и существуют наказания), и он уже сам захочет как-то исправиться и загладить свою вину. Но никто, даже дитя, реально не будет меняться из-за страха возмездия. Животный страх, как правило, не исправляет, а заставляет хитрить и изворачиваться.
Вы говорите, что, вроде бы, дела и мысли добрые, а прощать «плохих» не можете и страдаете душой. В Нагорной проповеди Христос говорит: «Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф, 5, 45). Как точно заметил один священник, речь идет не о каких-то разных устойчивых категориях людей, а о каждом из нас. Так как мы бываем когда-то добрыми, а когда-то злыми, когда-то можем быть праведными, когда-то – наоборот. Но Евангелие нам ясно говорит, что, несмотря на нашу изменчивость, любовь Божия к нам всегда – равная.
Ошибка – делить мир на хороших и плохих, злых и добрых. Если мы попробуем понять, что лежит в основе конкретных поступков, как вы говорите, «плохих», то увидим: гордость, самолюбие, заносчивость, зависть, жестокость, малодушие (трусость). Но если внимательно посмотрим на движения своей души, разве не найдем в себе опыт тех же переживаний в различных ситуациях?
Поэтому Господь и говорит: «Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазу не чувствуешь?» (Мф. 7, 1-3). Евангелие как бы предлагает нам сопоставить свои острые и справедливые негодования по поводу окружающего зла со снисходительным отношением к собственным срывам и падениям. Ведь «суд без милости не оказавшему милости» (Иак., 2, 13).
Вы страдаете душой из-за того, что не можете простить – это Господня милость. Значит, совесть жива. Мы, христиане, и просим Бога, чтобы Он сделал нашу совесть чуткой, потому что евангельскую жизнь можно строить только на доброй совести. А то, что самостоятельно простить не получается – не отчаивайтесь. Это общий человеческий недуг. Вспомним снова апостола: «желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» (Рим., 7, 18).
Однако если у нас все-таки «есть желание» простить, и мы каемся Богу, что нашей любви для исполнения этого желания не хватает, то мало-помалу Иисус Христос восполняет ограниченность нашей души Своей жертвенной любовью. Тогда и простить сумеем. «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп., 4, 13). Но для этого мы должны поработать и от себя – хотя бы начать с того, чтобы быть сдержанными и рассудительными в «наказаниях». Помогай Вам Бог.
Cм. другие ответы о.Александра посетителям нашего сайта:
Что приятного в посте?
Как преодолеть страх потери близких людей?
Не терпеть, а любить
Грех ли любить заключенного?