Православный портал о благотворительности

Ребенок зашел на территорию собачьей стаи: как спастись?

Набросившись на взрослого, собака оказывается на уровне его руки или плеча; набросившись на ребенка – на уровне его головы и шеи

По данным Роспотребнадзора, ежегодно от нападения животных, в основном собак, страдает около 400 000 человек, треть из них – дети.

«Ликбез по общению с собаками я бы ввела на уровне начальной школы, – говорит зоопсихолог, кинолог Милена Фаустова.

– На детей собаки нападают чаще, потому что они менее предсказуемы, чем взрослые, хуже контролируют свои действия и эмоции. Любые резкие, неожиданные движения для собак – сигнал об опасности.

В ребенке собаки видят „щенка«, а щенков воспитывают так: хватают за голову и прижимают к земле. Для щенка это не больно и не опасно, а для ребенка – очень даже: нечаянно перекусить сонную артерию ничего не стоит».

Какая собака в городе самая опасная? (Нет, не дикая)

Согласно статистике, большинство нападений (61%) происходит на территории собаки – в ее доме или поблизости от дома или места, где собака в данный момент проживает и питается. Поэтому, по мнению Милены Фаустовой, наибольшую опасность представляют так называемые самовыгульные собаки, которых хозяева отпускают гулять без надзора и контроля, или бывшие домашние, у которых есть печальный опыт взаимодействия с человеком.

«Собаки в принципе неконфликтные существа, – объясняет зоопсихолог. – Среди бродячих риск непредсказуемого поведения не так велик (если они не бешеные или если не являются участниками „собачьей свадьбы«), ведь от их адекватности зависит их выживание. В том числе поэтому в постоянную стаю обычно не принимают взрослых и бывших домашних собак: они менее осторожны, могут напасть на человека без видимых причин. Дикие же псы, рожденные „в чистом поле«, опасаются подходить к людям, нападать на них. Дички будут лаять на расстоянии, предупреждать издалека, и если набросятся – то только в крайнем случае, если уже все собачьи границы нарушены и человек представляет непосредственную угрозу стае, пище или щенкам.
Поэтому так важно, чтобы дети усвоили: нельзя идти (а тем более бежать или ехать на велосипеде, самокате!) к незнакомой собаке, даже если она с хозяином, ведь ее инстинкт – охранять. (Не у всех заложены охранные инстинкты. Есть, кто охраняет, есть, кто боится, есть тревожные и реактивные. Есть те, кому просто не нравится когда идут, нарушая собачьи правила хорошего тона, — по прямой, без остановок и т.д. Причин, почему собака может броситься, очень много. От элементарного плохого самочувствия до печального опыта от такого подхода в прошлом и т.д.)»

Как понять, что собака вот-вот нападет?

Коллаж. Ребенок зашел на территорию собачьей стаи: как спастись?

Собаки имеют четкую систему сигнализации, показывающую степень их нервозности, поясняет Милена Фаустова. Особенно хорошо знают эти сигналы и часто ими пользуются бездомные животные, потому что они помогают им выжить. Вот как это происходит.

Сначала собака останавливается вдалеке, отворачивает морду, облизывается, зевает. Затем начинает лаять. Часто это лай на высоких тонах или с подвыванием (воем собаки зовут на помощь). Такие собаки еще не готовы к атаке.

Следующая стадия – животное закладывает уши назад, поджимает хвост, тело как бы припадает к земле. Она ощетинивается, рычит, смотрит, не отрываясь, в глаза. Если человек продолжит идти вперед – собака набросится.

Когда собака сама боится, не готовясь напасть, у нее поджат хвост, сгорблена спина, заложены назад уши. Она не смотрит в глаза, часто облизывается и чуть отворачивает морду. Она тявкает, не собираясь нападать.

А вот собаки, которые от страха переходят в нападение, подпрыгивают, поднимают хвост, пытаются казаться больше и выше своего реального размера, вздыбливают шерсть.

Если начать «по-щенячьи» плакать, собаки уйдут

Стая всегда базируется в местах, где у нее есть ресурсы – еда, щенки, теплая укромная территория. Собаки нападают, если человек близко подходит к этому ресурсу. «Лучше такой ситуации вообще не допускать, это очень опасно», – остерегает Милена Фаустова.

Обычно бывает так: ребенок идет по дороге, на его пути появляется собака, она стоит на расстоянии и лает. Это собака-сигнальщик, которая предупреждает стаю, что приближается опасность. Нужно сделать все возможное, чтобы не пересечься с этой собакой, лучше пойти другим путем.

Если это стая, которая уже считает территорию своей (была прикормлена или где-то здесь появились щенки), она не появляется внезапно – вчера не было, а сегодня есть.

Если вы неожиданно встречаете стаю, которой здесь раньше не было, такие стаи, как правило, не считают территорию своей и не проявляют агрессии (если только в этот момент не проходит собачья свадьба (брачный период)). В этом случае можно чуть изменить маршрут, заложив небольшой полукруг, как бы обходя ее. Главное, после обхода не начать бежать, а спокойно, не оглядываясь, продолжать путь. Если собака-таки побежала вслед, надо остановиться и замереть, не смотря на нее.

Важно объяснить ребенку четыре главных правила поведения при встрече с сигнальщиком:

– Не идти вперед к собаке, тем более не бежать.

– Не делать резких движений. Не размахивать руками, не бросаться камнями, не грозить палкой (от испуга животное может наброситься).

– Не смотреть на собаку. Прямой взгляд воспринимается ею как угроза, вызов на бой. Лучше совсем отвернуться, встать спиной или хотя бы повернуть голову в бок и чуть ее наклонить, не поднимать высоко – это знак, что человек не представляет опасности – собаки почти никогда не нападают сзади. Можно замереть – это тоже будет сигналом к отступлению.

– Ни в коем случае не вступать в контакт, не пытаться приласкать, прикормить собаку: она может заинтересоваться, начать есть, а при нечаянном резком движении или звуке (например, звонке телефона), испугаться и напасть. Такое бывает очень часто.

Нападение собаки на ребенка

«Бывает так, что стая собак мирно лежит и греется на солнышке, – продолжает Милена Фаустова, – лучше все равно обходить такую стаю стороной и детям, и взрослым. Если избежать встречи не получается, то, проходя мимо по дуге, опустите голову, смотрите не прямо, а через опущенные глаза. Красться, резко замедлять шаги тоже не надо – животные могут что-то заподозрить и напасть. Следует вести себя максимально естественно.

Прикормленные стаи и сердобольные бабушки: как решить проблему?

Большая боль зоозащитников – это прикормленные сердобольными людьми стаи бродячих собак, обитающие во дворах или возле продуктовых магазинов. Специалисты объясняют: ту территорию, где кормят, собаки со временем начинают считать своей. Любые незнакомые люди или животные, появляющиеся рядом, начинают восприниматься стаей как угроза.

«Собаки перестают быть добрыми, – объясняет Милена Фаустова, – не потому, что они в принципе злые, а потому что вынуждены защищать свою жизнь и бороться за свои ресурсы. Милосердных старушек надо просить кормить животных в других местах: на стройках, в промзонах – там, где можно обратить на пользу инстинкт собак, например, защищать территорию.

А вообще, как бы это грубо и жестоко ни звучало, лучше бездомных собак не прикармливать совсем – у них на самом деле достаточно ресурсов и без этого (они могут ловить птиц, крыс, кошек, находить еду на помойках и т.п.). Ведь чем больше ресурсов на территории, тем больше там будет стая. То есть если старушка прикормила одну собаку, то она приведет и вторую, и третью, потом у них появятся щенки, а старушки будут выносить все больше еды, чтобы никого не обделить. Так возникает порочный круг, стая растет и вскоре начинает представлять угрозу для людей.

Есть и другой путь: прикормить только одну собаку – дозированно выносить еду, чтобы хватало только ей, – тогда эта собака будет прогонять псов-конкурентов и не наплодит щенков. (Хотя может, конечно, но обычно, если ей самой еды будет впритык, то щенков у такой полуголодной собаки будет мало. И если не выносить еду щенкам, то собака вынуждена будет искать более сытное место для своих детей и, скорее всего, быстро покинет территорию недокорма.) Но контролировать этот процесс очень трудно, если вообще возможно, – всем двором следить, кто, когда и сколько вынес собаке еды, чтобы не образовывались излишки.

Если вы боитесь, первое, что нужно сделать, – это спрятать руки в карманы, чтобы не начать ими инстинктивно размахивать. Попробуйте решать в уме какие-то математические задачки. Что-то типа умножить 328 на 16. Бояться и решать задачи одновременно невозможно, вы переключитесь и тело само по себе будет вести себя расслабленно».

Это правда, что собаки хорошо чувствуют страх и могут на этом играть. У человека, который боится, вырабатывается адреналин, а адреналин для собаки – признак потенциальной агрессии.

Что делать ребенку, если стая его окружила? Если на ребенке будет портфель, лучше всего если он тихо, без резких движений снимет его и перекинет из-за спины на грудь: собаки преимущественно бросаются спереди. Если где-то поблизости есть стена, то лучше потихоньку отойти к ней и прижаться так, чтобы со спины никто не набросился (иногда собаки нападают сзади, но в таких случаях они кусают за ноги и как бы прогоняют с территории). Бывают псы-провокаторы: они делают вид, что бросаются со спины, человек теряет самообладание и начинает размахивать руками – это повод броситься главарю, а за ним всей стае.

Если ребенок продолжит спокойно стоять, стая, скорее всего, просто потеряет к нему интерес и отойдет.

Если собаки отходят, нельзя сразу убегать – взвинченные животные могут вернуться и накинуться. Лучше тихо дождаться, когда они уйдут подальше, и только после этого аккуратно продолжить свой путь.

Как взрослый может защитить ребенка при встрече с собаками?

Если взрослый идет с ребенком и встречает стаю, нужно остановиться, завести ребенка за себя, спрятав его лицо от животных, или – если стая уже напала – лечь сверху, закрыв малыша своим телом.

Ни в коем случае нельзя отходить от детей: часто бывает, что взрослый пытается отогнать собак и невольно оставляет ребенка одного – тогда разъяренные собаки легко могут наброситься на малыша.

Что делать, если собака все-таки напала?

Теоретически можно замереть и начать жалобно скулить, но в реальности осуществить это трудно: укус собаки – это больно.

«Остановить напавшую собаку может только остановка борьбы с ней, – уверяет Милена Фаустова. – Можно попытаться ухватить собаку за горло под челюстью и давить около ушей снизу: от боли она отпустит хватку, и тогда, отмахиваясь чем-нибудь по круговой, можно медленно отходить. Также можно носить с собой перцовый баллончик – он в целом не вреден для собаки, но в моменте причиняет ей сильную боль».

Если с собой есть портфель или зонт, то можно по круговой отмахиваться от собак (только если они уже напали, зонт при этом лучше открыть) и при этом медленно отходить. Как только человек покинет зону ресурсов стаи, она успокоится и перестанет атаковать, но может еще какое-то время облаивать.

Собака гуляет сама по себе: щекотливая ситуация

Одна из самых больных проблем, которая встречается на прогулке: хозяин гуляет сам по себе, а собака – сама по себе. Предотвратить подобное невозможно.

Не стоит кричать, махать руками, а также скандалить с хозяином, советует Милена Фаустова: «Это может повысить тревожность и непонимание ситуации у собаки, и она тогда может испугаться, залаять, а то и вовсе попытаться на своем языке показать, что так вести себя невежливо».

Если вы гуляете с ребенком, лучше подозвать чадо к себе, завести его за спину или как бы прикрыть телом. Затем спокойно попросить хозяина отозвать собаку, сказать, что ребенок или вы тревожитесь: даже если она не кусается, она слишком большая, и вы с ребенком никогда таких не видели; что готовы продолжить общение, если песика возьмут на поводок и т.д. То есть минимизировать эмоции и максимально доброжелательно поговорить с хозяином.

Чему можно научиться в гостях у семьи с собакой?

В гостях, как и везде, главное, чтобы и ребенок, и собака были готовы к этому знакомству. Если ребенок боится, то не надо настаивать. Познакомится позже. Если собака не инициирует знакомство, то также не стоит ее заставлять. Она может хотеть спать, может плохо себя чувствовать и т.д. Если обе стороны готовы пообщаться, то со стороны хозяев лучше контролировать эмоции животного.

Бывают очень любвеобильные собачки, которые начинают прыгать, радостно гавкать от предвкушения игр с ребенком. Дети этого часто боятся, да и прыгающая собака может случайно оцарапать, а то и уронить малыша. В этом случае лучше, если хозяева попросят песика сесть или лечь Родители ребенка контролируют только действия ребенка.

Следует объяснить, что не надо тыкать в глаз и нос пальцем, лезть руками в пасть, хватать за уши, лапы, хвост. Вообще, хватать ни за что не надо. Малыш может протянуть песику открытую ладонь с лакомством. Собака слижет презент, что может понравиться ребенку. Если ребенок захочет погладить, то только по горловой части и щечкам пса. Не стоит разрешать ребенку пытаться поцеловать собаку или обнять. Многие этого не любят и могут возмутиться таким поведением. Не надо, чтобы ребенок начал командовать и отдавать приказы псу. Пусть это делают хозяева. Они могут попросить собаку дать лапу малышу, и когда пес протянет ее, то можно до нее дотронуться.

Вообще, лучше не оставлять собаку и ребенка без присмотра, даже если они уже подружились. Ребенок может взять собачью игрушку, а пес вполне справедливо может ее отнять и начать охранять. Может даже случиться конфликт, когда самый добрый в мире пес сделает вид, что бросается на ребенка из-за того, что они не поделили ценный для пса ресурс. Игрушки собаки лучше не трогать, как и не лезть в ее миски с едой и водой, не ложиться на ее лежанку и не трогать пса, когда он лежит на месте и спит.

Нужно всегда спрашивать разрешения хозяина, прежде чем погладить или угостить питомца. Гладить лучше по шее, снизу, без замаха над головой животного – чтобы собака не боялась, что ребенок ее случайно ударит, и могла видеть его действия.

«Вежливость часто обескураживает, и люди на нее лучше реагируют, чем на истерику, – резюмирует Фаустова. – И у ребенка не появится страха перед животным, и животное спокойно может обнюхать и отойти по своим делам. Тогда конфликт будет минимизирован, и все уйдут спокойными, без потери нервных клеток».

Правил и нюансов много. Как добиться того, чтобы ребенок их усвоил?

Чтобы объяснить что-то ребенку и быть им услышанным, необходимо одновременно соблюсти три условия, объясняет детский и семейный психолог, кандидат психологических наук Дарья Савченко:

1. Мы сами хорошо понимаем то, что пытаемся объяснить: как ведут себя собаки, чем опасна собачья стая, что делать при встрече с бродячими собаками и чего не делать ни в коем случае и так далее.

2. Мы осознаем, зачем ребенку нужно усвоить эту информацию. Например, в вашем районе уже встречались бродячие животные, путь в школу лежит через гаражи или пустыри, сосед по лестничной клетке завел большую бойцовскую собаку и прочее.

3. И, наконец, самое важное: мы осознаем, как эта информация влияет на нас самих. И здорово, если она не вызывает у нас чрезмерной тревоги, страха, паники.

Доносить что-то до ребенка лучше тогда, когда мы сами находимся в состоянии спокойной уверенности. Это значит, что на эмоциональном уровне нам комфортно, на уровне тела мы расслабленны, ровно дышим, твердо стоим или удобно сидим, на когнитивном уровне – разбираемся в том, о чем говорим, информационно подготовлены. Из такого состояния мы можем донести до ребенка практически все, даже если мы должны ему в чем-то отказать или объяснить сложную тему.

Если мы говорим, что не надо бояться собак, а сами трясемся при виде маленькой болонки – ребенок обязательно «считает» эту расщепленность и не усвоит сказанное.

Если договориться с собой не получается, можно делегировать этот разговор взрослому «с холодной головой». Если такого человека нет, то лучше сказать, как есть: да, я боюсь собак, но тебе не обязательно реагировать так же, как я, – просто ты должен знать правила, как вести себя в случае опасности.

Как объяснить правила поведения с собаками дошкольнику?

Дошкольники лучше всего усваивают информацию на примере игр и сказок, говорит Дарья Савченко.

«Объяснять лучше наглядно в форме игры, – рекомендует психолог, – Возьмите игрушечную собачку и человечка, попробуйте проиграть разные ситуации: например, как человечек бежит к собачке, она пугается и лает. Человечек остановился, собачка перестала лаять. Человечек стал размахивать руками и громко кричать – собака залаяла снова». Можно разыграть сцену с укусом, но при этом я бы избегала чрезмерных подробностей. Не стоит сгущать краски и создавать эффект фильма ужасов. По реакции ребенка вы увидите, насколько он впитывет то, что вы говорите.
Если он смотрит на вас, задает вопросы, если он телом обращен к вам, слушает – значит, малыш вникает и уже достаточно впечатлен. Если вы видите, что он не заинтересован, переключил внимание на что-то другое – тогда можно добавить важных для него подробностей, но выдавать их порционно, чтобы не испугать.
Второй способ – сказка. Вы можете обыгрывать в сказочном формате любую информацию, которую хотите донести до ребенка. Начните в традиционном для сказки формате: «В тридесятом царстве, в тридевятом государстве…» или «Жили-были старик со старухой, и была у них собачка…», «В одном далеком лесу жила семья собак…» Расскажите, как главный герой сказки, мальчик Иван-Царевич или девочка Василиса Премудрая встретили стаю собак, как герои повели себя в этой ситуации или что им сказали собаки при встрече. Можно рассказать историю от лица собаки, показать ситуацию ее глазами – главное, чтобы все закончилось хорошо.
В дошкольном возрасте такие игры и сказки и есть своего рода тренинг – главное, время от времени их повторять, чтобы малыш не забыл. К 5-6 годам уже можно разыгрывать ситуацию по ролям: пусть ребенок поиграет и за собаку, и за человека, и за собачьего вожака, и за мальчишку-забияку – чтобы понять, в каком случае какой возможен исход событий.
Здорово, если информация останется в памяти тела: пусть попробует правильно присесть, без резких движений закрыть голову руками, перекинуть портфель на грудь и так далее. Часть информации можно тренировать на знакомых домашних собаках – аккуратно, под чутким наблюдением взрослых научиться гладить правильно – не занося руку сверху, вместе понаблюдать за тем, как по-разному реагирует собака, если дать ей сначала понюхать руку, и только затем почесать за ухом.

«Инстинктивные движения при страхе заложены в нас эволюционно, – объясняет Дарья. – Но мы можем тренировать свои реакции, учить ребенка приемам самоконтроля.

Например, учить его замечать, когда он находится в стрессе: заметить и осознать, что к тебе подкатывает паника – уже 90% успеха. Расскажите ребенку, как проявляется стрессовая реакция: напрягаются мышцы, мы начинаем дрожать, сердце колотится, дыхание сбивается.

Как правильно гладить незнакомую собаку

Когда ребенок попадает в ситуацию посильного стресса и мы при этом находимся рядом с ним в своем стабильном, устойчивом эмоциональном состоянии, можно заметить, как именно наш ребенок ведет себя в подобных случаях – и потом, в спокойной, расслабленной обстановке обсудить, как он повел себя, что сделал, какие движения осуществил, помогая понять индивидуальные особенности его реагирования на стресс.

Если ребенок еще маленький и вы видите, что он испугался собаки или начинает нервничать, не стоит его стыдить или ругать, заставлять „погладить собачку, преодолеть свой страх« – это сработает обратным образом. Лучше крепко обнимите малыша – так вы не дадите волне страха и стресса захлестнуть ребенка.

Почему прием «напугать, чтобы запомнил» – не работает

Шоковые методы не работают на сознательное развитие. При этом многие родители используют их, в том числе неосознанно, например, когда сами испугались. Но не надо питать иллюзию, будто с помощью испуга мы ребенка чему-то учим: мы просто «выдергиваем» его из конкретной опасной ситуации.
Когда человек испытывает сильный стресс, его мозг прекращает учиться и активизирует инстинкт самосохранения. Когда нам ничто не угрожает, мы знаем, что находимся в безопасности, не страдаем от голода и недосыпа, тогда мы способны учится новому. Поэтому взрослому важно удерживать свою задачу: передать необходимые знания, описать естественные последствия, говорить спокойным и уверенным тоном, никуда не торопясь и не нервничая.

Когда ситуация будет разрешена, вместе вспомните, что произошло, что он почувствовал в тот момент. Обсудите, как можно помочь себе самостоятельно и потренируйтесь – например, подышать глубоко („как будто ты превратился в воздушный шарик, мы тебя надуваем, а теперь сдуваем«), или закрыть глаза, или позвать на помощь взрослых, или, наоборот, покричать или потопать ножками, чтобы снять напряжение.

Важно выбирать именно те способы самопомощи, которые будут адекватны ситуации – понятно, что кричать или топать ногами при встрече с собакой-сигнальщиком стоит в последнюю очередь».

Коллажи Татьяны Соколовой

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version