Как писать интересно о хороших людях, которые занимаются хорошими делами? Как сделать, чтобы текст не отпускал? Лекция известного мастера Марины Ахмедовой построена как разбор двух ее репортажей:
«В огненной печи» – о проекте помощи бездомным в Тюмени, и
«44 размер человечности» – о работе Ангара Спасения (тоже проект помощи бездомным) в Москве.
Журналистские приемы, выстраивание сюжета, тактика в процессе общения с героями – эти и другие секреты журналистской кухни в лекции Марины Ахмедовой. Смотрите полную запись лекции, а для удобства мы подготовили подробные тезисы в виде тайм-лайна:
5.53 – Как написать интересный репортаж, когда, казалось бы, ничего интересного не происходит. Пандемия: репортаж по телефону (спойлер – так лучше не делать!)
11.40 – Главный страх репортера – одна говорящая голова. Почему одного главного героя недостаточно. Если журналист поговорил с одним человеком, он еще ничего не сделал.
12.25 – Как добраться до внутреннего мира героя. Прием «горячее-холодное»: резкая смена темы в процессе интервью
20.47 – История отверженного брата: что лежало в основании проекта помощи бездомным в Тюмени. Увидеть внутренний конфликт героя – это значит, что с героем работа целиком и полностью проделана.
25.04 – Я собрала все факты, теперь нужно найти сценки и зарисовки, из которых я буду собирать этот текст.
26.30 – Андрей Александрович, ну пусти нас, пожалуйста, переночевать! – Да вы же пьяные, не пущу. Как выстроить композицию текста
28.02 – Что делать, если автор понимает: из собраного материала не выстраивается тот цельный живой организм, каким является репортаж. Герой – многодетный отец, у него 8 детей. Надо ли это брать в репортаж? Почему не все (даже интересные) детали жизни героя нужны в репортаже.
35.03 – Баланс эмоциональных сцен в тексте. Когда мы даем эмоциональную сцену в начале, читатель ждет, что в конце текста будет сцена с более высоким эмоцинальным градусом. Удивление читателя.
40.57 – Хороший репортаж мы смотрим как кино.
1.11.06 – Второй пример репортажа. «Ангар спасения» – это каркасная палатка, в которой бездомные могут согреться, получить медицинскую помощь и поесть. Как быть, если руководитель проекта уже дал 100 интервью о проекте и читатель все это уже где-то читал? Журналист решает поработать в Ангаре волонтером. Из кого можно сделать главного героя репортажа?
1.14.49 – Капля гноя становится краеугольным каплем в деле благотворительности.
1.16.31 – Главная мысль репортажа, в которую журналист поначалу не поверил – «мы тут не бездомных спасаем, мы души свои спасаем». Встреча с героиней. Журналист пытается сделать доброе дело, но хеппи-энда не получается.
1.24.35 – Журналист внезапно понимает, что даже ангел с небес не мог бы остановить человека, который сам не хочет спастись. В итоге та мысль, которая сперва была отвергнута, ложится в основу репортажа.
1.27.19 – Если я взялась за тему, тему надо делать. Что такое журналистское упорство.
1.28.27 – Как правильно писать фандрайзинговые посты. Истории не бывает без героя, а для того, чтобы герой вызвал эмоцию у читателя, он должен приблизиться к нему.
1.36.52 – Почему Марина Ахмедова сама расшифровывает аудиозаписи.
1.39.19 – Хороший репортаж – это не просто две стороны конфликта, но и поиск чего-то третьего, сверхидеи. Если в репортаже нет вечного, а только актуальное, то это плохой репортаж.
1.42.49 – Как журналисту развить в себе эмпатию.
1.46.09 – Диктофон или блокнот? Как быть, если диктофон не записал.
1.54.23 – Как писать о конфликтах: эмпатия должна распространяться не только на положительных героев.
О спикере
Марина Ахмедова – российский писатель, журналист и общественный деятель. Работала специальным корреспондентом, затем – заместителем главного редактора журнала «Русский репортер». В настоящее время публикуется в издании «Эксперт». Интересы Марины Ахмедовой как репортера – самые широкие. В ее портфолио есть публикации о бездомных, о защите животных, проблемах женщин в республиках Северного Кавказа, жизни умирающих сел средней полосы России, интервью с политиками, деятелями искусств, работниками благотворительного сектора. В 2014-2015 годах в качестве военного корреспондента работала в зоне вооруженного конфликта на востоке Украины. Является автором восьми книг, в числе которых – шесть романов. С ноября 2020 года входит в состав Совета по правам человека.
Это третья лекция в нашем курсе «Православная социальная журналистика. Молодой взгляд». С сентября по декабрь 2021 года мы встречаемся в Москве, в пространстве «Благосфера», и обсуждаем самые насущные вопросы современной социальной журналистики. Приглашаем всех желающих!