Православный портал о благотворительности

Как нам приблизиться к Богу? Практические шаги

Близкие отношения с Богом доступны каждому ищущему их человеку, считает митрополит Лимасольский Афанасий. О том, как построить такие отношения, он говорил на одной из своих недавних встреч с прихожанами

«По дороге в Эммаус». Джеймс Тиссо, 1886-1896 гг. Бруклинский музей, Нью-Йорк

– Помню, мне сделали очки, – рассказал митрополит Афанасий. – До этого несколько лет я плохо видел, но не осознавал этого. У меня сильно болела голова, даже подозревали рак головного мозга. Я делал обследования, МРТ. А потом обнаружилось, что у меня плохое зрение. Когда на приеме у врача я надел очки, то был поражен – как красиво вокруг! А до этого все казалось кривым, и я думал, что такое оно и есть.

В духовной жизни так же происходит. Когда ты попадаешь в область целительного действия Божия, то начинаешь удивляться, познавая, каким может быть человек. Понимаешь, что то, что тебе казалось радостью раньше, – настоящая тоска; то, что казалось светом, – тьма, по сравнению со светом, который видишь теперь. Об этом могут сказать многие люди, жившие далеко от Бога и приблизившиеся к Нему. Когда выходишь наружу, понимаешь в какой тьме ты находился.

Радостная жизнь с Богом доступна всем, кто ее искренне ищет, считает владыка Афанасий. Но чтобы приблизиться к Господу, нужно сделать несколько шагов навстречу Ему. О том, каковы эти шаги, он рассказал в одной из своих пастырских бесед.

О митрополите Афанасии Лимасольском

Митрополит Лимасольский Афанасий (в миру Андрей Николау) родился 8 февраля 1959 года в семье кипрского предпринимателя. В 14 лет поступил в церковную школу-интернат, в 23 года был рукоположен в сан диакона и продолжил учебу на богословском факультете Университета Аристотеля в Салониках. Во время учебы часто бывал на Афоне.

В 1980 году по окончании университета вступил в число братии афонского скита Неа-Скити, спустя два года принял великую схиму и был рукоположен во пресвитера. В 1991—1992 годах был протоэпистатом (управляющим) горы Афон (самый молодой в этой должности). Во время пребывания на Святой горе стал учеником преподобного Паисия Святогорца.

В 1992 году вернулся на Кипр, был избран игуменом обители Махера.

11 февраля 1999 года решением Священного Синода Кипрской Православной Церкви единогласно избран митрополитом Лимасольским. 14 февраля состоялась его архиерейская хиротония с возведением в сан митрополита и интронизация.

В тот момент епархия была обременена огромными долгами, а из-за череды финансовых скандалов и злоупотреблений большинство местных жителей были негативно настроены к Церкви. Митрополит Афанасий собрал комиссию из профессиональных экономистов, которая в короткие сроки помогла епархии избавиться от долгов. Также владыка ввел традицию ежегодных отчетных пресс-конференций, на которых обнародуются доходы и расходы митрополии, рассказывается о ее начинаниях и реализованных за год программах. Треть доходов Лимасольской митрополии неизменно выделяется на благотворительные нужды. Стараниями митрополита Афанасия духовно возродились действующие монастыри, возобновилась монашеская жизнь в трех древних обителях.

В октябре 2020 года митрополит Афанасий был в числе архиереев Кипрской Церкви, которые подвергли критике Архиепископа Кипрского Хризостома II за признание автокефалии «Православной церкви Украины». «Это был вопрос совести, вопрос соблюдения священных канонов Церкви», — сказал митрополит Афанасий. В декабре 2022 года во время избрания нового предстоятеля Кипрской Церкви победил в первом туре, набрав 35,68 % голосов членов Кипрской Церкви, но во втором туре получил только 4 из 16 голосов членов Священного Синода.

Большую популярность приобрела передача «Сердечное слово», которая начала выходить на канале pemptusia.tv в 2021 году.

Слушайтесь Бога, как врача

«Изгнание Адама и Евы из рая». Бенджамин Уэст, 1791 г. Национальная галерея искусств, Вашингтон
«Изгнание Адама и Евы из рая». Бенджамин Уэст, 1791 г. Национальная галерея искусств, Вашингтон

– Когда Бог сказал Адаму: «Ибо в день, в который ты вкусишь от него (древа познания добра и зла), смертью умрешь» (Быт. 2:17), это не было наказанием Божиим первых людей, а естественное следствие их выбора, ответственность за который полностью лежала на них. Человек несет ответственность за сегодняшнее свое состояние.

Христианство сильно отличается от многих других религий и верований, которые представляют собой попытку человека исцелить Бога, упростить Бога, сделать Бога своим другом. Чего хочет Бог? Жертву? Принесем Ему жертву. Хочет лампады? Дадим Ему лампады. Хочет добрых дел? Сделаем для Него добрые дела. Только бы Бог был спокойный, мирный, не гневался. Христианство говорит иначе: Бог – совершенен, а человек – болен.

Когда апостол говорит: «Покоритесь Богу» (Иак. 4:7), это означает – послушайте, что вам говорит Бог, исполняйте Его заповеди. Может показаться, что заповеди делают нас рабами, но на самом деле они освобождают.

Врач говорит: «Пей это лекарство каждый день по пять таблеток», и если ты с рабской точностью это исполняешь, то получаешь исцеление, а не становишься рабом этого врача. Так и покоряясь Богу, мы не становимся Его рабами, а получаем свободу быть чадами Божиими.

Когда я отказываюсь от греха, страстей и всего того, что мешает мне духовно выздороветь, это ведет меня к настоящей свободе. Я нахожу самого себя, понимаю, какой я есть, для чего я создан. И покорение Богу ведет не к порабощению, а к обретению свободы. Свобода становится результатом покорения. И наоборот, грех может показаться свободой: хочу это – и делаю. Но результатом этой видимой свободы становится смерть, рабство.

Врач, который захочет показаться тебе другом, скажет тебе: «Ешь, что пожелаешь, – сладости, пасту, шоколад, мороженое – свободно! Все, что хочешь!» Ты говоришь: «Какой это хороший врач! Какой замечательный человек. Тот странный какой-то, всего боится. А этот – все разрешает!» А результат – смерть. Год-другой так поешь, и заболеешь. Кто из этих двух врачей дает тебе жизнь и свободу? Тот, кто ненадолго дал тебе пожить свободно, а потом убил, или тот, кто ненадолго связал твою свободу, а потом дал жизнь?

Покорность Богу – наш духовный иммунитет. Пример этого нам показал Христос, Который стал первым послушником Бога. Он был послушен Отцу даже до смерти, хотя по природе Отец не был выше Сына, Они едины по природе – Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Христос сделал это ради нас, чтобы показать нам путь, как вновь обрести Бога и самих себя. Покориться Богу – означает начать путь нашего исцеления.

Как покориться Богу на практике?

«Призвание первых апостолов». Доменико Гирландайо, 1481–1482 гг., Сикстинская капелла, Ватикан

Господь оставил нам заповеди, чтобы понять, как нам покоряться Богу. Подобно тому, как врач дает нам указания: что вредно, что полезно, какие лекарства и сколько нужно принимать, чтобы выздороветь, так и заповеди Божии. Господь говорит – не лгать, не красть, не завидовать ближнему и так далее, чтобы дать нам критерии и понятные ориентиры. Значит, первое, на что нам нужно посмотреть, – исполняем ли мы заповеди.

Второй шаг – понять, приносишь ли ты плоды, исполняя заповеди. Каковы плоды Духа Святого? Любовь, мир, радость, долготерпение, кротость, благость, вера, воздержание. Мы должны каждый день испытывать себя: то, что я делаю, согласно с волей Божией? Господь так сказал делать? Слова, дела, мысли – согласны с Божиим словом?

Часто, когда нас борют страсти, нам хочется жаловаться, мы ищем справедливости. Старцы говорят: поставь на одну чашу весов слово Божие, а на другую – свои слова и поступки и сравни, согласны ли они друг с другом. Если сам не понимаешь, обратись к духовнику. А если тебе не помогает ни Евангелие, ни заповеди Божии, ни слово духовника, ты хочешь остаться при своем, то пожалуйста! Но не думай, что это будет иметь Божие благословение.

Итак, соблюдение заповедей – это путь врачевания нашей души. Если плод – это любовь, то наша борьба приведет в конце к любви к Богу. Главная заповедь Божия – «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею и всем помышлением твоим, и от всея крепости твоея». Все остальные заповеди ведут к этой. И если твоя борьба ведет к этому – ты сам это увидишь. А если иначе – тогда надо разобраться, что же ты делаешь, и исправлять ошибки покаянием.

Покаяние исцеляет травмы. Упал, совершил ошибку – бывает, ты человек. Но что тебе мешает покаяться? Оправдание.

Расскажу вам одну историю. Лет до 30 я был очень категоричным и строгим человеком. Я тогда был дьяконом на Святой горе Афон и считал, что тот, кто нарушает какие-то уставы, должен быть наказан. Я говорил старцу (преподобный Паисий Святогорец был духовным наставником митрополита Афанасия в молодости. – Ред.) свои наблюдения, а он никого не наказывал, вел себя мягко, по-отечески. Я был не согласен! Мне казалось, что очень важно соблюдать правила. Старец Паисий называл в шутку меня Прокрустом (персонаж греческой мифологии; выражение «прокрустово ложе» стало крылатым и означает жесткие границы, в которые желают вогнать что-либо, жертвуя или заставляя жертвовать ради этого чем-нибудь существенным. – Ред.).

Однажды я читал в храме Евангелие (а накануне я снова говорил старцу, зачем он терпит и попускает такие вещи, не ставит нарушителей на место, как подобает игумену (а сам я вел себя еще хуже – учил старца)), отрывок, в котором говорилось об апостолах, когда они предлагали Христу свести молнию с небес, чтобы она сожгла неправедных (Лк. 9: 54). Христос же «запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9:55-56).

Я прочел это Евангелие нараспев, громогласно, перед всеми. Старец тогда сказал: «Остановись». Я остановился. «Прочитай еще разок, отец». Я прочел еще раз это Евангелие. Он попросил еще раз прочесть. Я начал пререкаться, что уже прочел, но он повторил просьбу. А потом спросил: «Понял, о чем это?» И тогда я понял, что действовал не по Духу.

«Прости» – это мостик, ведущий к Богу

«Нерон смотрит на горящий Рим». Карл Теодор фон Пилоти, 1861 г. Городская галерея в доме Ленбаха, Мюнхен

Если мы не научимся покаянию, не научимся просить прощения у Бога, то не сможем просить прощения и у людей. Надо начинать с простого – сказать «прости» родителям, соседу, учителю, другу, начальнику, супругу, ребенку.

Если я не научусь просить прощения, то мой брак потерпит неудачу. Допустим, произошел какой-то разлад. Чтобы примириться, важно сказать: «В этом отношении я допустил ошибку». Тогда наполовину мостик построится. Если и жена поймет свои ошибки и станет их исправлять, то и вторая половинка соединится. А если муж начнет исправлять жену, а жена – мужа, тогда ничего хорошего не жди, это не созидательный путь.

Слово «прости» строит мостик, ведущий к Богу. Человек, не имеющий покаяния, не может найти гармонии ни с другими людьми, ни с самим собой. Потому что он не может принять, что способен совершить ошибку.

Почему же мы теряем надежду, разочаровываемся, когда совершаем ошибки? Это свойственно человеку – думать, что ты такой великий человек, что не можешь ошибиться.

Чтобы покаяться, нам нужно иметь правильное отношение к самим себе и тем, кто нас окружает. А самое главное – иметь правильные отношения с Богом. Важно научиться не оправдывать себя. «Прости, но ты все-таки виноват» – это не покаяние. Исцеление начинается с нас самих: «Я – причина проблемы, меня нужно лечить. Меня не касается то, что делают другие, я сам нуждаюсь в лечении». Путь нашего покаяния начинается с того момента, когда мы начинаем видеть только себя на этом пути перед Богом.

Смиренный может покаяться, а гордый – нет, он всегда оправдывается. И мы все этим страдаем с детства. Это непростая борьба, но она необходима. Нужно понуждать себя.

Пусть мы будем похожи на человека, который упал с восьмого этажа, весь разбился на кусочки, но, если это ради того, чтобы исцелиться, не будем бояться превратиться в тысячу кусочков.

Если мы построили дом, который нужно снести, не будем бояться его снести, если это мешает нам жить достойно. Если мое мировоззрение ошибочно, то не стану бояться его изменить и отказаться от заблуждений, чтобы обрести себя и жить счастливо, и чтобы другие люди рядом со мной чувствовали бы себя счастливыми. Потому что наша цель – не только самим стать счастливыми с Богом, но и чтобы другие были счастливы.

Перевод с греческого Марии Ореховой

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version