Здравствуйте!
Я усыновленная, и занимаюсь поиском биологических родителей через программу «Жди меня».
Правда, я знаю очень мало информации. ЗАГС не дает согласие смотреть мое дело, так как было тайное усыновление. Не знаю, как мне быть. Помогите, кто что-нибудь знает! Спасибо заранее
Мы попросили ответить регионального представителя проекта «К новой семье» , смотрителя
«Сообщества взрослых усыновленных» Марину Трубицкую:
Здравствуйте!
Если коротко, то имеет значение – живы ли сейчас приемные родители. Если живы, то закон требует их согласия. После смерти приемных родителей разрешение на раскрытие информации может дать суд.
Законы
Семейный кодекс РФ
Статья 139. Тайна усыновления ребенка
1. Тайна усыновления ребенка охраняется законом.
Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка.
2. Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке.
Федеральный
Закон об актах гражданского состояния N 143-ФЗ
Статья 47. Обеспечение тайны усыновления органами записи актов гражданского состояния
1. Тайна усыновления охраняется законом.
2. Работники органов записи актов гражданского состояния не вправе без согласия усыновителей (усыновителя) сообщать какие-либо сведения об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых видно, что усыновители (усыновитель) не являются родителями (одним из родителей) усыновленного ребенка.
При отказе ЗАГСа можно обратиться в суд. Суд принимает решение о выдаче конкретной информации заявителю.
Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право ЗНАТЬ своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
И
в международной конвенции о правах ребенка говорится также.
В последние годы российские законодатели обсуждают этот вопрос. Мировой опыт говорит о том, что от тайны усыновления больше вреда, чем пользы. В США есть организации усыновленных, которые борятся за право на информацию о своих биологических родителях.
Институт «Evan B. Donaldson Adoption Institute» проводил исследование законодательства и последствий его изменения, с целью определить – должны ли совершеннолетние усыновленные иметь доступ к документам о своем происхождении. Вывод исследования – да, законы должны быть изменены так, чтобы усыновленные имели это право. Одним из результатов этого исследовании оказалось, что там, где эти изменения в законе приняли, в последствии не обнаружилось проблемного поведения усыновленных или вреда биологическим родителям.
Конечно, этот вопрос актуален и для России. Здесь представлена дискуссия с несколькими очень эмоциональными письмами взрослых усыновленных, которые не имеют возможности найти своих кровных родственников.
В российском обществе не распространены знания о психологии приемных детей, о механизме формирования самоидентификации ребенка, о том, что без принятия своего прошлого человеку трудно двигаться вперед.
В 2005-м году в Госдуме с участием проекта «К Новой семье» обсуждался этот вопрос.
Предлагаемый текст поправки в статью 47 закона об актах гражданского состояния:
« … сообщать какие-либо сведения об усыновлении и выдавать документы кому либо, за исключением случаев установленных законом и самих усыновленных детей, после 18 (14) лет», из содержания которых видно, что усыновители (усыновитель) не являются родителями (одним из родителей) усыновленного ребенка.
В июле 2009 в «Российской газете» обсуждалась тайна усыновления , в частности было приведено мнение Елены Мизулиной, председателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей: «Я считаю, должна быть отменена уголовная ответственность за разглашение тайны усыновления. … Большинство членов нашего комитета считают, что по меньшей мере уголовную ответственность надо убирать, и мы такие предложения готовим. Но это не означает, что чиновник, который занимается подготовкой документов для усыновления, может эти сведения разглашать. Эти сведения должны быть защищены так же, как и тайна личной жизни».
Многих усыновителей страшат такие перспективы, как отмена ответственности за разглашение. Тайна личной жизни в российской действительности сохраняется довольно плохо. И возможно, было бы лучше оговорить именно отсутствие тайны при запросе от самого усыновленного, но тайну от третьих лиц сохранить в прежнем виде, чтобы защитить семьи от вмешательства посторонних.