Евангелие говорит нам не только о великих чудесах и радости, но и о величайших скорбях. Как и каждый человек на земле, Бог страдал. Но Он же и показал путь к преодолению этого страдания – прежде всего любовь. Как любовь помогает преодолеть неверие и отчаяние, показал на житейских и библейских примерах митрополит Лимасольский Афанасий.
Митрополит Лимасольский Афанасий (в миру Андрей Николау) родился 8 февраля 1959 года в семье кипрского предпринимателя. В 14 лет поступил в церковную школу-интернат, в 23 года был рукоположен в сан диакона и продолжил учебу на богословском факультете Университета Аристотеля в Салониках. Во время учебы часто бывал на Афоне.
В 1980 году по окончании университета вступил в число братии афонского скита Неа-Скити, спустя два года принял великую схиму и был рукоположен во пресвитера. В 1991—1992 годах был протоэпистатом (управляющим) горы Афон (самый молодой в этой должности). Во время пребывания на Святой горе стал учеником преподобного Паисия Святогорца.
В 1992 году вернулся на Кипр, был избран игуменом обители Махера.
11 февраля 1999 года решением Священного Синода Кипрской Православной Церкви единогласно избран митрополитом Лимасольским. 14 февраля состоялась его архиерейская хиротония с возведением в сан митрополита и интронизация.
В тот момент епархия была обременена огромными долгами, а из-за череды финансовых скандалов и злоупотреблений большинство местных жителей были негативно настроены к Церкви. Митрополит Афанасий собрал комиссию из профессиональных экономистов, которая в короткие сроки помогла епархии избавиться от долгов. Также владыка ввел традицию ежегодных отчетных пресс-конференций, на которых обнародуются доходы и расходы митрополии, рассказывается о ее начинаниях и реализованных за год программах. Треть доходов Лимасольской митрополии неизменно выделяется на благотворительные нужды. Стараниями митрополита Афанасия духовно возродились действующие монастыри, возобновилась монашеская жизнь в трех древних обителях.
В октябре 2020 года митрополит Афанасий был в числе архиереев Кипрской Церкви, которые подвергли критике Архиепископа Кипрского Хризостома II за признание автокефалии «Православной церкви Украины». «Это был вопрос совести, вопрос соблюдения священных канонов Церкви», — сказал митрополит Афанасий. В декабре 2022 года во время избрания нового предстоятеля Кипрской Церкви победил в первом туре, набрав 35,68% голосов членов Кипрской Церкви, но во втором туре получил только 4 из 16 голосов членов Священного Синода.
Большую популярность приобрела передача «Сердечное слово», которая начала выходить на канале pemptusia.tv в 2021 году.
Почему любовь выше веры и надежды
– В Евангелии на неделю жен-мироносиц рассказывается о людях, которые имели большое дерзновение. Например, об Иосифе Аримафейском, который был важным человеком, членом совета старейшин, но также и тайным учеником Христа. Он дерзнул обратиться к Пилату и попросить тело Учителя. Хочу остановиться на этом слове – «дерзнул».
Почему он рисковал? По двум причинам. Во-первых, он любил Христа, а поскольку любил, не оставил. А во-вторых, потому что верил в Него. Это все идет рядышком – вера, надежда и любовь. Верил, надеялся и любил Его. В какой-то момент вера может поколебаться, надежда – исчезнуть. Как будешь верить в мертвеца? Но любить умершего можно.
Я часто повторяю, что мы допускаем ошибку, задавая себе вопрос – а веруем ли мы во Христа? Большинство скажет – да, верую, не это искомое. Христос говорит – и бесы веруют. Вопрос в том, любишь ли ты Бога. Об этом мы должны спрашивать самих себя.
Конечно, чтобы любить Бога, предварительно нужно уверовать в Него, надеяться на Него. Но вера и надежда – это ступеньки, которые ведут к вершине – к любви. Если я люблю Бога, то следую за Ним, куда бы Он ни пошел, где бы я Его ни видел. Поэтому Христа сопровождали до Креста только те, кто Его по-настоящему любил, имел Его в своем сердце. Любовь ко Христу победила все помыслы, все это трагическое зрелище, когда Христос потерпел поражение, не стал царем, не произошло то, чего Его ученики ожидали. И это пример для нас, для нашей духовной жизни.
Если мы не полюбим Бога, а просто будет верить в Него, то случится серьезное искушение. Все мы встретим в своей жизни много препятствий и испытаний, много скорбей, неудач, трагедий и катастроф, смерть – нашу собственную или близких нам людей, потеряем опору и поддержку и в конце концов скажем: где же Бог? Почему Бог меня оставил? Почему Бог такое мне учинил? И все наше существо будет в потрясении, потому что мы не полюбили Бога, наше чувство к Нему не было кристально чистым и твердым. Мы верили, что Он существует, но наши отношения держались либо на страхе, либо на взаимовыгоде. Либо мы Его боялись и говорили себе: «Смотри, я не хочу, чтобы Бог меня наказал, чтобы послал меня в ад, поэтому буду лучше делать что-то доброе, стараться жить по Его воле, чтобы после смерти не оказаться в аду». Это одна форма наших отношений с Богом, нашей веры в Него. Но она несовершенна, она младенческая.
Вторая форма – взаимовыгода. Мы часто сами так учим детей: «Иди помолись, чтобы тебе хорошо учиться в школе, чтобы ты был хорошим мальчиком, чтобы Бог тебе помогал». Но если в какой-то момент ребенок поймет, что Бог ему не помогает, то он скажет – почему же Бог не исполняет своих обязательств? Я был хорошим мальчиком, ходил в храм, не дергал сестру за волосы, не дрался с братом, не шумел, когда другие молились, почему же Бог так со мной поступает? Пусть это звучит по-детски, но и со взрослыми так происходит.
В часы испытаний, в моменты трагедий и катастроф, когда бомба попадет в наш дом и за секунду все разрушит, приходят эти мысли – почему же Бог это попустил? Я же всегда был хорошим, я жил по уставу, никогда не нарушал ни одной заповеди Его, а если и что-то нарушал, то спешил на исповедь, старался исправиться, сделать что-то доброе, почему же Бог не помогает мне, все идет наперекосяк в моей жизни? Все идет не так, как я хотел, все мои мечты и вся моя жизнь разрушились.
Все эти вопросы и разочарования приходят к нам, потому что мы не стремились полюбить Бога, отвечая на Его любовь. Сначала Он нас возлюбил, а мы стараемся ответить на Его Любовь, ради которой мы сумеем все претерпеть, все потерять, даже само наше существо, только бы не отдалиться от Него и не разрушить эту связь.
Святые, мученики показали, что ради любви ко Христу они были готовы на все, ничего не боялись. Характерная черта, по которой узнается любовь, – это отсутствие страха. Апостол Павел говорит, что совершенная любовь побеждает страх. Если боишься – это значит, что не любишь. Даже в природе можно это наблюдать. Видишь курочку – она пугливая, камушком бросишь – она тут же убегает. А если рядом ее цыплята, которых надо оберегать, – какой смелой и храброй она становится, готова прогнать всех, кто хочет подступиться к ее цыплятам или яйцам. Не боится, потому что любит, это ее материнская любовь. И с людьми так же происходит.
Полюбить Бога, наверное, очень сложно?
Вы спросите, а как же нам, простым людям, любить Бога, ведь это сложно? Но это не сложно, потому что Бог нам не предлагает делать что-то неподъемное и неисполнимое. Сложности бывают от наших страстей. А заповеди Христовы легки и прекрасны, потому что они в нашей природе, в нашем естестве.
Люди сотворены для того, чтобы любить Бога и друг друга, а также все творение. Такова наша природа. Мы – образ Божий, а Бог есть Любовь, и мы тоже исполнены любви. И тогда мы живем и существуем естественно и свободно, легко, совершенно, цельно, когда мы живем любовью. Почему нам это кажется сложным? Потому что наши страсти не дают нам действовать по естеству, а не потому, что любить – тяжело. Любовь – это самая простая вещь.
Приведу один пример. Когда ты любишь своего брата, то ощущаешь себя счастливым, радостным, ни в чем не нуждающимся, ощущаешь полное блаженство. А страсть корыстолюбия, эгоизм, зависть – все это не дает нам любить. Почему ему так, а мне нет? Почему он предает, а я не должен? Почему он имеет, а я – нет? Почему он лучше меня? Почему он меня не любит, а я буду его любить? Почему он не обращает на меня внимания, а я буду на него обращать?
Нужно вести борьбу. С кем бороться? С самим собой. Себя любимого мы должны победить, чтобы полюбить другого. Любить Бога несложно, а сложно победить страсти, которые не дают мне войти в эту Любовь.
Христос нам показал один путь, практический – любить через исполнение заповедей. А заповеди Христовы отсекают наши страсти, показывают, каковы наши страсти и грехи, и помогают от них избавиться. Они подобны лекарствам, которые борются с микробами, вирусами и болезнями, чтобы мы выздоровели и снова почувствовали, что значит быть здоровым. Если человек не исполняет заповедей, значит, он живет по страстям и они держат его вдали от любви Божией.
Но достаточно ли человеческих сил, чтобы соблюдать заповеди Божии? Нет, нужна и благодать. Нужны таинства Церкви, которые оживляют и укрепляют нашу душу, помогают, дают энергию, которая нужна нам, чтобы следовать за Христом и любить Его. И жизнь во Христе не дается без жизни в Церкви и следования заповедям Христовым. Если мы попробуем сами так жить, конечно, мы можем стать хорошими людьми, но мы не сможем пережить эту благодать любви Божией. Мы останемся на человеческом уровне, достигнем образа хорошего человека, не человека во Христе. Важно это понять, чтобы свою духовную жизнь построить на здоровой основе. И если мы хотим следовать за Христом, чтобы наша любовь победила всякий страх и все сложности, чтобы мы стали мужественными и нас не страшили бы человеческие неурядицы, чтобы в нашей жизни господствовала любовь ко Христу, нам нужно жить в Церкви, таинствами. Мы как аппарат, который работает только от розетки. Если не включишь в розетку, ток не потечет и аппарат не сможет работать без этой энергии. Так и наша душа. Если ей не подавать энергию Духа Святого, благодати, она не действует, остается там, где была. Не исполняет заповеди Божии, помрачается и умирает. И конец человека, живущего далеко от Бога, это духовная смерть. Душа увядает, умирает, не имеет внутри себя жизни.
Сегодня мы наблюдаем один феномен в молодых людях. Я вижу юных ребят, душа которых мертва, они душой – старики, уставшие душой. Видишь старушек, как они молятся на литургии, их сердце кипит, каждый день приходят, не могут насытиться, а мы дремлем уставшие.
А в чем секрет живой души? В присутствии благодати, от которой она питается энергией, имеет благодать внутри, бережет любовь ко Господу в сердце своем, это чистые люди, они живут жизнью Церкви, таинствами Церкви. А молодые люди не дают своим душам пить живой воды Божией, не питают душу пищей Божией. Как поется: «Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите», вкусите от бессмертного источника Божия присутствия внутри тебя, напитайтесь Его силой. Чтобы душа любила Христа, любила братьев, жила той естественной жизнью, которая приносит радость человеку.
О божественном утешении
Придет час в нашей жизни, возможно последний час перед смертью, когда мы почувствуем, что сколько бы людей ни было рядом – они не могут нам ничем помочь. Или наступит момент, когда нам понадобится помощь хотя бы одного человека, но рядом с нами никого не окажется. Или даже если окажется – он не сможет ничего существенного сделать для нас. Я говорю об этом, чтобы мы были людьми здравомыслящими и трезвыми.
Некоторые молодые ребята приходят ко мне в расстроенных чувствах, говорят: «Отче, у меня было столько друзей, я был душой и центром компании, шутил со всеми». Я говорю ему: «В этом была твоя проблема и причина неудач». Когда люди рядом с нами восхищаются, называют нас душой компании – не надо к этому привязываться. Не стремитесь быть в центре. Лучше смиренно жить, а центр часто лишается своего положения, и начинаешь переживать – почему обо мне не заботятся, не смотрят на меня, не слушают, почему то, почему это?
То, что, нам действительно нужно, – это присутствие Божие. Часто старец Паисий говорил об этом – когда нет человеческого присутствия, тогда есть божественное. И когда нет человеческого утешения – приходит божественное. Когда нет человеческой справедливости – является божественная справедливость.
Святые на это обращали особое внимание. Они не только не стремились к человеческому утешению и общению, но часто и избегали этого. Есть множество примеров, когда святые молчали, когда их обвиняли в злодействах, преступлениях, в безнравственности, в ужасных вещах, – они не хотели оправдываться. Они легко могли доказать свою правоту и невиновность, но они предпочитали божественную справедливость, предпочитали, чтобы их оправдал Бог, а не человек. Хотя, конечно, здесь нужно рассуждение: какое место человек занимает в Церкви, каково его духовное состояние и силы, зависят ли от него другие люди. Отцы радовались, если рядом с ними были люди, было человеческое утешение, благословляли и прославляли Бога за человеческое утешение, но когда не имели и избегали этого, то принимали утешение от Бога как вознаграждение.