Школа молодежного служения открылась несколько лет назад при Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи в Свято-Даниловом монастыре. Год назад здесь запустили еще один проект – реабилитацию наркозависимой молодежи. Об этом проекте и о проблемах современного социального служения наш корреспондент (он же сотрудник Центра) Юрий Белановский ведет разговор с игуменом Петром (Мещериновым), руководителем школы, настоятелем подмосковного Подворья Свято-Данилова монастыря, и Дмитрием Иваниным, заведующим учебной частью школы молодёжного служения.
– Как осуществляется реабилитация наркозависимых?
Дмитрий Иванин: – Сотрудничать с детским наркологическом диспансером, что в районе метро Черемушки мы начали года четыре назад. Тогда все ограничивалось беседами, которые проводились среди наркозависимых раз в неделю. По просьбе сотрудников диспансера с прошлого года начали проводить тренинги, игровые занятия… Только, речь не о футболе и шахматах. Хотя и это не исключено. Просто, как оказалось, на разговоры о высоких материях здешний контингент не очень реагирует. Зато психологические игры, направленные на раскрытие кругозора, выявления талантов, способностей, умение общаться и решать сообща в группе самые наболевшие вопросы пошли на ура. На занятия собирается от 12 до 25 человек, возраст 13 – 18 лет. Это не только те, кто лежит в диспансере, кому податься некуда. Есть и такие, что уже выписались, но продолжают приезжать к нам. С некоторыми ребятами подружились. И это радует. Ведь в поведении подростка слишком много зависит от окружения. Куда он вернется после поправки здоровья в диспансере? В свой подъезд, в свою старую компанию? Наша задача чтобы он вернулся к нам. Для таких ребят недавно был создан подростковый клуб «Друзья». Друзей мы ждем всегда. Впрочем, есть и расписание для теплых встреч: среда и суббота с 18 до 21 часа. К дружбе у нас располагает все: есть зал, столы для чаепития, своя зеленая территория, наконец – Воронцовский парк – рукой подать…
– Как обычному молодому человеку найти общий язык с бывалыми наркоманами, заслужить у них авторитет и доверие?
Дмитрий Иванин: – О вере в Бога всегда говорить трудно. А тут вообще как на передовой. Эти ребята запутались и живут в уверенности, что их жизнь и есть именно то, к чему надо стремиться. А все иное – ерунда и не стоит внимания. Для обучения волонтеров работе с такими подростками мы решили организовать специальный курс. В дело включились православные психологи, наркологи, церковные педагоги. Цель – подготовка специалистов, которые могли бы самые сложные вопросы обсуждать на простом и общедоступном языке и свидетельствовать именно о тех ценностях, которые Церковь считает необходимыми для жизни и спасения. При этом важно показать детям, что мы принимаем их такими, какие они есть и любим на столько, что никогда не станем неволить или что-то навязывать. Мы часто смотрим с ними фильмы. Иногда видя проблему, зреющую в коллективе как пузырь, стараемся незаметно спустить воздух: проводим беседы о семье, о друзьях, или о том, как стать успешными в жизни, об отношениях между людьми. И во всех этих казалось бы малозначимых для христианства темах живут крупицы того мировоззрения, которое мы стараемся донести до их сознания.
– Что можно делать для предупреждения наркомании?
Дмитрий Иванин: – Одна из задач нашей школы – создание и формирование православной детско-юношеской и молодежной среды. Полноценное развитие молодого человека, достигается лишь в здоровой христианской среде, что в немалой степени является залогом правильной духовной жизни. Формированию этой среды способствует работа в творческих студиях, военно-патриотических, спортивных и туристических клубах. Мы также стараемся приобщать молодежь к социальному и миссионерскому служению, созидательному труду. Делаем все, чтобы организовать содержательный досуг и отдых в рамках паломнических поездок, православных детско-юношеских и молодежных лагерей. Особо следует сказать о социально-психологической поддержке детей и молодежи. Первым и основным элементом этой деятельности стала подготовка молодых людей к созданию здоровой семьи, рождению и воспитанию детей. Ведь на первых порах жизнь человека и развитие целиком зависит от семьи. Тут могли бы помочь церковно-просветительские курсы, на которых желающие могли бы узнать о духовных основах семейной жизни (наиболее целесообразным видится создание подобных курсов на межприходском уровне); организация консультаций с опытными священниками, психологами, педагогами, врачами и юристами; создание открытых клубов, где молодые семьи могли бы общаться и помогать друг другу при духовном руководстве священника.
С каждым годом возрастает поток людей, ожидающих от Церкви помощи в воспитании и образовании детей. Многие ждут содействия при выборе жизненного пути, и даже создания семьи. Необходимо отметить, что большой опыт в этих вопросах имеют светские специалисты (педагоги, социологи и психологи). С пользой для населения они нередко ведут коррекционные и реабилитационные программы, организуют экспериментальные площадки. Но в вопросах ценностной ориентации человека они как правило, признают свою некомпетентность. Таким образом, для того, чтобы эффективнее организовать помощь людям необходимо наладить совместную работу с государственными организациями социальной направленности. С другой стороны, возможно создание самой Церковью социально значимых программ и проектов с привлечением соответствующих специалистов. Подобная деятельность востребована обществом и в силу этого могла бы подпасть под статью государственного финансирования.
В Школе молодежного служения у нас открылся курс «Духовные основы семьи и воспитания». И он быстро становится популярным среди тех юношей и девушек, которые стремятся к созданию семьи на христианских началах. Есть молодежный «Альфа-курс», рассчитанный на углубленное знакомство ребят с Библией и формирование у них православного мировоззрения. Желающие могут принять участие в молодежной певческой студии, клубе христианского творчества «Мелос», клубе молодого миссионера, клубе молодой семьи, молодежном педагогическом отряде, молодежном евангельском кружке и добровольческом объединении «Реставросъ»…
– Кто учится в Школе?
– Дмитрий Иванин:– Наша школа возникла, прежде всего, как коллектив единомышленников, которые собрались вокруг молодого, но уже опытного игумена Иоасафа (тогда директора воскресной школы). И эти люди, объединившиеся сначала по своим нуждам и интересам, имеющие за плечами подчас лишь техническое образование, с радостью пошли к детям, к старикам, которые их ждали и нуждались в помощи и участии. Эта деятельная любовь научила многому. Со временем люди осознали потребность организовывать служение на благо ближним, начали собирать и сплачивать вокруг себя тех, кто хотел помогать ближним, свидетельствуя им о Христе. И вот тогда возникли молодёжные курсы по подготовке миссионеров и катехизаторов, которые в свою очередь по благословению Святейшего Патриарха Алексия были успешно преобразованы в Школу молодежного служения. Сейчас мы представляем собой устоявшуюся структуру, призванную помочь молодому человеку не только дорасти до осознания необходимости служения, но и обрести некий багаж знания о христианской вере и Церкви.
Помнится, на молодежные миссионерские курсы, открывшиеся у нас осенью 2001 г. пришло человек 70. Для начала не плохо! Занятия проходили очень живо, звучало множество острых вопросов… Вскоре по инициативе ребят состоялось несколько паломнических поездок, они окончательно всех нас сдружили.
Сейчас к нам ежегодно приходит около 150 человек – это молодые ребята и девушки возрастом от 16 до 27 лет. Всех их ждёт очень интересная программа, состоящая из таких базовых курсов как «Основы православного мировоззрения», «Беседы о Евангелии», «Православная Церковь в современном мире»… Занятия ведут насельники монастыря, в частности игумен Петр. Слушатели могут задать им самые острые вопросы, касающиеся как темы занятий, так и иных сторон церковной жизни. В рамках курса «Служение молодого христианина» с лекциями выступят известные богословы, церковные деятели, а также специалисты в разных областях церковной деятельности.
– Вы стараетесь как-то оградить приходящих к вам молодых людей от общения с невоцерковленными сверстниками?
Дмитрий Иванин: – Церковь должна не клеймить общество, в котором сама живет и благами которого пользуется, но преобразовывать и излечивать его, предлагая молодежи альтернативу пороку – радость христианства.
Об этой проблеме писал в свое время отец Борис Ничипоров: «Наша образовательная система как-то сразу утеряла миссионерскую идею, как-то уж очень просто отказалась от своей просветительской роли в обществе, замкнулась на работе с детьми из воцерковленных семей, на задаче оберегания этих детей от мира. И даже эта задача часто приводит взрослых в тупик: дети уходят из гимназий и воскресных школ. Дети уходят из Церкви, предпочитая христианству те самые ценности, над развенчанием которых так долго и так много трудились батюшки и педагоги. Есть о чем серьезно задуматься.
В церковной среде стало неписанным правилом публично клеймить все антихристианские проявления. Редкая книга, редкая газетная статья, редкая проповедь обходится без критики безбожного современного мира и сетования на трудности жизни в нем. Возникла своеобразная православная мода на разоблачение язв и пороков общества. Но что же предложили мы, православные, этому самому обществу, и детям в частности, за почти что 10 лет легальной церковной деятельности? Какую альтернативу нашли мы той потребительской философии, которая с шиком и блеском подается нам с Запада?»
Мы не имеем права отделять приходящую к нам молодежь от общества, в котором она живет. Мы стремимся содействовать развитию полноценной личности человека-христианина, человека-гражданина и патриота.
– Не должна ли Церковь призывать бороться с наркоманией не только своих чад, но и все общество?
Игумен Петр: – В принципе, Церковь обычно по некой инерции обращается ко всем людям. Многие считают, опять же по инерции, что наше государство православное… Но, увы, такие призывы Церкви многими воспринимаются неадекватно. Поэтому в условиях секулярной жизни мы, свидетельствуя позицию Церкви перед всеми, можем обращаться с призывами, требующими практического воплощения, только к своим. Но тут важно адекватно оценить ситуацию, подготовить почву, а потом и призывать. Нет ничего более разрушительного и вредного, чем безответственные призывы.
Дмитрий Иванин: – В наши дни даже внутри церковной ограды хоть и есть вроде бы люди потенциально готовые кому-то подарить свою любовь, отдать время и силы, но они совершенно разучились жить для ближнего. Современного человека надо учить этому, нужно предложить ему поле деятельности, где он смог бы увидеть человеческую немощь, проявить сострадание, сделать реально что-то важное, кому-то помочь и тем самым помочь себе. И здесь, мне кажется, Церковь обладает всеми необходимыми инструментами. Более того, она призвана предложить молодым людям путь христианского возрастания, как части Церкви, как члена общины. Ни о какой обязаловке речи тут нет.
Надо учесть и то, что большая часть молодёжи, приходящей к нам – студенты. У них велика учебная нагрузка, как же, например, во время сессии наваливать на них ещё какие-то дела? И потом, есть люди более склонные к тому или иному роду деятельности. Конечно, должен быть индивидуальный подход. Тому, чтобы жить для других надо учить, но формы и виды этого обучения должны быть разнообразны и индивидуальны, будь то какие-то молодёжные мероприятия или социальное служение обществу. Мы должны дать молодым некий импульс, чтобы в любой ситуации они потом сами находили возможность помогать ближним. Это и есть основа служения и в частности социальной работы.
– Обязательно ли христианское доброделание связано с каким-то организованным служением?
Дмитрий Иванин: – Путь воцерковления молодого человека неминуемо приведёт его к служению. Но в начале человек всегда ищет Христа, а не служения самого по себе.
И еще одно замечание: по-моему в наше время общественное служение может быть построено лишь на личной инициативе. Если находится человек, способный не только делать дело, но и терпеть невзгоды, безденежье, непонимание и упреки со всех сторон тогда что-то начинает получаться.
Игумен Петр: Если сказать правду, то наше служение – и церковно-просветительское и социальное – давно вышли за рамки нормы и в некотором смысле стали в ряд явлений маргинальных, ибо держатся они на чудаках-энтузиастах, зависят от единичных тружеников. Вспомним, что писал о. Борис Ничипоров 11 лет назад на эту тему: «Какое влияние имеет христианство на детей и подростков в наши дни? Увы, никакого. Или, если быть точными, почти никакого, очень малое. Немногочисленные примеры православных гимназий и школ в крупных городах плюс сеть самодеятельных воскресных школ — вот и все, что приходит на ум, когда мы пытаемся проанализировать итоги. Но что такое православная школа на 120-150 учеников, одна единственная на огромный областной город, если в обычной государственной школе проходят обучение до 2000 детей?! Можно радоваться положительному опыту устроения нескольких московских православных гимназий, но от этого едва ли убавится горечи при взгляде на сотни тысяч детей и подростков, потерянных нами в дебрях многомиллионного города».
Нужно отдать себе отчёт, что за последние годы так и не создано единой структуры социального и просветительского служения пусть даже координационной, да и на местах, то есть в приходах, не часто увидишь динамично развивающиеся молодежные общины. Впрочем, и здесь, видимо, сказывается та же историческая инерция. Православная Церковь очень долго жила как целое с государством, которое всегда выполняло социальную, благотворительную функцию вместе с ней. Поэтому когда Церковь осталась одна, у неё не оказалось навыка самостоятельного действия.
Эта проблема должна быть поставлена Священноначалием и решена на общецерковном уровне. После этого необходимо на уровне благочиний думать над тем как вплести эту фактически новую для Церкви нить служения в реальную ткань жизни. Скажем честно! Проблема должна быть решена, прежде всего, архиереями нашей Церкви.
Дмитрий Иванин: – Мне кажется, здесь все сложнее. С одной стороны, действительно, как отметил отец Пётр, задача Церкви – организовать все необходимое для служения, подготовить кадры… С другой стороны, можно сколь угодно жаловаться на то, что кто-то не дает возможности и кто-то мешает, но скажите почему бы простому прихожанину, который осознал наличие проблем на приходе, не собрать группу из двух-трех человек и, засучив рукава, не взяться за дело? Современная беда Церкви не в том, что никто ничего не хочет делать, а в том, что все хотят делать чужими руками. Мне хотелось бы предложить другой путь. Вот кто-то испрашивает благословения на то, чтобы после занятий в воскресной школе раз в две недели собираться молодым людям. Священник с удовольствием своим присутствием освятит это собрание на котором можно для начала изучать Писание, разговаривать о проблемах церковной жизни… И это первый шаг! Думается, что в деле служения очень важна инициатива «снизу».
Игумен Петр: – Хочется привести одну цитату из книги прот. Глеба Каледы: «Активное милосердие входит в повседневную жизнь многих приходов Русской Православной Церкви. Однако, как ни печально, в деле милосердия часто приходится сталкиваться со специфическим «православным эгоизмом». Некоторые больницы просто взывают о помощи к Церкви. Организаторы православного милосердия отмечают, что часто легче привлечь людей с добрым сердцем, но почти неверующих или неофитов, недавно крещенных и воцерковляющихся, чем так называемых церковных православных людей. От последних сплошь и рядом на просьбу прийти и помочь можно услышать жесткий и твердый отказ: «В этот день у нас служба в храме», «Праздник – нельзя работать», «Тогда в таком-то храме престольный праздник с архиерейским богослужением» и так далее. Даже договорившись, человек может не прийти: «А я забыла, что служит мой батюшка – должна была быть на его службе». Невоцерковленные неофиты и люди с добрым сердцем такие номера не выкидывают и в отличие от некоторых православных держат свои обещания.
Послушаешь таких православных и невольно начинаешь думать, что нельзя организовывать православные больницы, православные детские приюты, ибо в воскресные и праздничные дни в них просто некому будет дежурить и работать. Такие настроения и такой «православный эгоизм» отталкивают от Церкви пытающихся в нее войти и бросают их в объятия сектантов».
– И что же делать?
Игумен Петр: А делать то, что в наших силах. Трудиться там, где есть малейшая возможность: на приходах, в социальных организациях, школах с детсадами, и благочиниях… Поверьте: везде, где добровольный и жертвенный труд будет нужен хотя бы двум-трем людям, он будет нужен Церкви, потому что Церковь – это и есть двое или трое собравшихся во славу Божью. И такой труд не останется без благословения, без простого человеческого внимания, а иногда и не без какого-то материального вознаграждения. Надо трудиться и прилагать все силы там, где нас поставил Христос делать своё церковное дело, и не унывать.