Православный портал о благотворительности

Как я искала духовника

Замечаю, что «мой духовный отец» звучит сейчас для многих странно. Действительно, ведь не в монастыре живем, а если трудный вопрос – не проблема спросить у любого авторитетного священника, причем тут «духовный отец», да еще и «мой»?

Когда я сама только пришла в храм, в конце 90-х, мне и моей подруге попалась брошюра, где объяснялось: чтобы не застрять на начальном этапе, бродя в потемках и теряя время, хорошо найти духовника. Но как искать? Как понять, кто из множества прекрасных, умных, образованных и часто очень-очень современных батюшек, которых я встречала, живя в большом городе Москве, – тот самый «мой духовник»?

Подруга уже какое-то время ходила к одному и тому же священнику и однажды просто его попросила: «Пожалуйста, станьте моим духовником!» Батюшка улыбнулся и ответил: «Походи ко мне лет десять, тогда поговорим».

После этого случая поиск духовника приобрел для меня даже несколько таинственный смысл. А пока просто старалась наблюдать, как мои знакомые выстраивают со священниками духовнические отношения.

Когда во главе проверенные люди

Надо сказать, что в нашем храме Святителя Николая в Кузнецах, который никогда не закрывался, сохранилась дореволюционная традиция духовничества: частой исповеди и причастия, которая предполагает отношения подлинного доверия между человеком и его духовником, ответственности обоих за эти отношения перед Богом, духовное водительство и заботу священника о человеке, выбравшем батюшку в духовники.

В христианской традиции духовное руководство в монастыре или храме было принято связывать со старцем – человеком, которому Господь открывал свою волю. У храма Николы в Кузнецах даже в советское время был такой старец – иеромонах Павел (Троицкий).

Отца Павла не раз арестовывали за веру и проповедь, он сидел в тюрьмах, был в ссылке, а в конце жизни тайно жил в тихом провинциальном городе. Через письма он общался с духовными чадами и во многом руководил их жизнью. Отец Павел был прозорливым. Многие получали ответы на свои письма еще до их отправки.

Отец Павел был, если можно так сказать, поручителем перед Богом за воспитание духовенства храма. Настоятелем храма также был удивительный священник, искренне преданный Богу, протоиерей Всеволод Шпиллер. Потомок эмигрантов, он вернулся в Россию уже в советское время (не побоялся!) и воспитал целое поколение священников и прихожан в духе подлинного неискаженного христианства. Старшие священники нашего храма передают его следующему поколению, и так по сей день, милостью Божьей.

В главном – единство, в частном – хоть самые глупые вопросы задавай

Единая традиция духовничества никак не предполагает единообразия опыта руководства и его усвоения. У моих друзей прихожан нашего храма – все проходило очень по-разному.

Например, один мой друг в начале воцерковления шел к священнику, выбранному им в духовники, по любому вопросу. Или созванивался. Вопросы от «бутылки из-под крещенской воды можно на помойку выкинуть?» до самых серьезных. Исповеди его были ооочень долгими. Бывало, батюшка что-то растолковывал ему до полуночи (если исповедь начиналась в конце всенощной).

Потом я поняла, что метод усвоения духовной жизни у моего друга был такой – впитать подход, отделить главное от частного, понять принцип принятия решений. И метод сработал.

Через десять лет исповеди его стали очень короткими, а если и был разговор, то больше о проблемах других людей, которым друг помогал.

Финал жизни моего друга (умершего от серьезной болезни) был таков, что на отпевание собрался полный храм любящих людей, без исключения уповавших на его спасение. Потому что многим он помог, всех любил и был нашим светом и радостью в жизни.

Еще одна моя подруга оказалась в сложной ситуации, во многом угрожавшей даже ее жизни. Пришла на исповедь к опытному духовнику храма. Его рекомендации поразили всех нас, ее близких, радикализмом: бросать учебу, разорвать все связи со знакомыми и устроиться в храм уборщицей.

Сказав такое, священник взял на себя ответственность за судьбу моей подруги и действительно вытащил ее из страшной ситуации. На всю дальнейшую жизнь этот священник стал для нее духовным отцом.

Попробую резюмировать рассказанное на этот момент. Духовник – это:

– священник, которому ты доверяешь свои мысли, расположение сердца, свои самые нелестные стороны души, самые неблаговидные поступки и намерения;

– которого готов слушаться, т.е. поступить по его совету.

Важно помнить, что отношения с духовником во многом строятся годами. Не в один миг приходит максимальное доверие. Но определенное мужество решиться на это хорошо иметь уже на старте.

Моя жизнь стала мне понятнее, в ней есть цель

Теперь о личном. Услышав от подруги про «десять лет», я решила просто продолжать ходить к своему первому батюшке. Иногда я только исповедовалась, иногда просила совета. Но батюшка не всегда давал совет, как бы отказывался, возможно, понимая, что я не готова слушаться. Крайне редко он мог строго указать мне на проблему, и все эти случаи я запомнила и очень благодарна за его наставления.

Так прошло как раз десять лет. И однажды я поняла, что хочу духовного руководства другого знакомого мне священника. (Мы неизбежно обсуждали с друзьями, что и в каких случаях сказали нам наши духовники.) Помолившись, я поговорила с обоими батюшками и перешла на исповедь к новому отцу N. Уже больше десяти лет у меня есть мой любимый духовник.

Что изменилось? В отношениях с духовником есть что-то от отношений с отцом, который защитит и поможет. Есть «родственность», состояние единой волны, способности услышать и понять друг друга, симпатии, которая переходит в удивительную по свойству любовь друг ко другу во Христе.

И появляется послушание – из любви, а не поневоле. Вера в то, что тот, кто тебе говорит, советует – делает так из желания тебе блага, которое сделает тебя лучше, чище, сильнее, умнее, ближе к спасению. А не из желания руководить.

С тех пор моя жизнь стала мне понятней, в ней есть цель. Есть стратегия и тактика духовной жизни. Есть человек, который за меня молится у алтаря всегда, когда служит. Есть огромное сердце, готовое принять меня со всеми проблемами, болью, обидами и слабостями. Есть опытный и невероятно умный наставник со своим состоявшимся взглядом на духовную жизнь, да и на жизнь вообще.

Есть просто по-настоящему счастливый человек рядом!

* * *

Сейчас я живу в другом городе и не могу часто общаться с духовным отцом. С одной стороны, это грустно, но с другой стороны, я понимаю, что за годы общения с ним я научилась определенной самостоятельности, духовной свободе.

Теперь, если возникает противоречивый момент или я нахожусь не в лучшем состоянии, я стараюсь вспомнить, что говорил мне в похожих случаях духовник. «Обиделась, злишься и хочется все бросить – делай ровно наоборот! Хочешь уйти – останься. Хочешь спорить – молчи. Хочешь назло сделать – сделай правильно по-доброму». И все проходит!

И на своем опыте, и на опыте моих друзей могу сказать, что отношения «духовный отец и его духовное чадо» нельзя сравнить ни с какими другими. Духовный отец – он и не друг, это же отцовство. Духовник и не наставник, не тренер, не «коуч», потому что он не просто учит и советует, но и любит. Через любовь к духовному чаду Господь открывает священнику Свою волю, указывает, как этому конкретному человеку помочь.

Конечно, на исповедь мы можем прийти к любому священнику в любом храме. Если человек исповедуется искренно, он получит свою пользу у любого доброго духовника.

Но если и сравнивать с кем-то духовного отца, то скорее с семейным врачом. Можно и в поликлинике встретить профи, который предложит верное лечение. Но гораздо большая вероятность вылечиться будет с семейным врачом, который наблюдает человека давно, знает не только его анамнез, но и наследственность семьи. Такой врач будет знать, когда лечить мазью, а когда оперировать.

Я часто привожу к моему духовному отцу друзей, ищущих ответы на вопросы или попавших в затруднительные ситуации. После общения с ним все остаются под впечатлением, и я вижу, что не зря человек к нему обратился. А дальше получается так: около трети друзей возвращаются и становятся прихожанами, а другие либо продолжают поиски, либо перестают искать.

Мой муж долго искал своего духовного отца. Были и обиды, и желание не ходить больше в храм. Но милостью Божьей духовный отец был ему дарован. И немало моих знакомых искали духовника очень подолгу. Знаю, о духовнике надо молиться, просить Господа. Но и самим действовать: преодолевать страхи, преодолевать лень, разочарования, потому что – дело этого стоит.

Иллюстрации Татьяны СОКОЛОВОЙ

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version