Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Как ходить на всенощную за вдохновением, а не с усталостью

Всенощное бдение – богослужение, которым в первую очередь возникает искушение пожертвовать, когда на работе аврал, накопилась усталость или захватили семейные дела. И в то же время всенощная может стать источником вдохновения и духовной бодрости – если подойти к ней осознанно. О том, как получить от этой службы максимум, размышляет священник Алексей Власов

«Перестала ходить на всенощные, когда стала работать пять дней в неделю. Сыграла роль и физическая усталость, и усталость информационная, я устала от обязаловки».

«Не люблю, когда непонятно. За 25 лет ни разу ничего со слуха и без перевода не поняла».

«Очень давно не была на всенощном бдении. Мысль о том, что главное богослужение – литургия, оказалась для меня такой искусительной, что всенощные я забросила (а на литургию чаще ходить не стала). И теперь понимаю, что внутренний настрой от этого пострадал».

Так говорят прихожане с многолетним стажем о том, почему выбраться на всенощную становится все труднее. Священники отмечают, что в некоторых приходах вечером в субботу людей в последние годы стало заметно меньше. Кто-то связывает это с прошедшей пандемией: люди отвыкли ходить в храм на «необязательные» службы и так к ним и не вернулись, кто-то – с тем, что люди становятся все загруженнее, кто-то – с тем, что смысл всенощного бдения прихожанами не понят и недооценен.

Противопоставить этой усталости – физической и моральной – можно прежде всего вдохновение, а оно появляется в том числе от целенаправленных усилий, считает священник петербургского храма иконы Неупиваемая чаша на Васильевском острове иерей Алексей Власов. На что обратить внимание, чтобы получать от всенощного бдения радость?

Когда прихожанин просто стоит и ждет, это действительно скучно

Коллаж. Как ходить на Всенощную за вдохновением, а не с усталостью

«Простой прихожанин что делает на богослужении? Просто стоит и чего-то ждет, соответственно, это не очень интересно, – размышляет отец Алексей. – А когда неинтересно, нет вдохновения.

Надо службу «отстоять», есть такое выражение, тем самым как бы подтвердив свое аскетическое предстояние пред Богом. Но это не совсем подходит для людей неаскетического склада, какими является большинство наших современников.

Сейчас люди ищут, скорее, вдохновения и смысла. Поэтому первое, о чем бы я призвал помнить, – что любое богослужение возникло как таинство предстояния перед Богом, и радость в нем изначально заложена. Само слово «бдение» кажется мне очень вдохновляющим, ведь оно говорит о готовности человека предстать перед Богом. «Бдите и молитесь на всякое время», – сказано в Евангелии и у апостола Павла, вот на всенощном бдении нас и призывают к этому».

Чтобы было желание ходить на богослужение, в первую очередь нужна живая вера, тогда человек захочет выразить ее в молитвах и гимнах на богослужении. Поэтому если идти на службу решительно не хочется, стоит задуматься – все ли в порядке в моих отношениях с Богом?

Что такое всенощное бдение и как оно устроено

Всенощное бдение – богослужение, которое совершается вечером накануне Литургии особо чтимых праздничных дней. Всенощным оно называется потому, что в древности начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета.

Оно состоит из соединения вечерни с утреней и первым часом; вечерня и утреня в составе Всенощного бдения совершается более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.

Вечерня по своему составу напоминает и изображает времена Ветхого Завета: сотворение мира, грехопадение Адама и Евы и изгнание их из рая, раскаяние и молитву их о спасении, надежду людей на пришествие Спасителя.

Вторая часть всенощного бдения — утреня напоминает времена новозаветные: явление Иисуса Христа в мир для нашего спасения и Его Воскресение.

Подробнее о том, как служится всенощное бдение, здесь и здесь.

Изначально всенощное бдение было богослужением, которое предваряло большие праздники, для того чтобы все время дня и ночи было посвящено молитве, радостной встрече с Богом, напоминает отец Алексей. Все тексты, все молитвы, все гимны, псалмы – это рассказ о Боге. Это соборное действие, когда люди друг другу рассказывают, какой замечательный и прекрасный наш Бог. Неслучайно 103-й псалом, с которого начинается служба, это хваление: «Благослови, душе моя, Господа».

Структура всенощной может сперва казаться запутанной, но любое богослужение – и вечерня, и утреня, и литургия, и даже молебен с панихидой, строятся по одному принципу: вхождение, предстояние и отпуст, объясняет отец Алексей. По смыслу это радость входа к Богу, радость предстояния перед Его престолом, радость от совершения совместной молитвы, плоды которой мы понесем с собой в мир.

Кроме того, помимо изменяемых частей у всенощного бдения есть и неизменяемые, которые повторяются из раза в раз. Постепенно они становятся все более знакомыми и понятными.

Разобраться в тонкостях Устава можно с помощью интернета и специальной литературы, но отец Алексей советует искать прежде всего живых наставников: «Мне больше нравится, когда объясняет человек, у которого в глазах вдохновение. Книжек много, но, по моему опыту, часто люди не воспринимают прочитанное как некую цельность. Лучше всего когда есть учитель, проповедник или какие-то приходские беседы о богослужении».

Как стать полноценным участником богослужения? Следить за текстом и благодарить Бога

Коллаж. Как ходить на Всенощную за вдохновением, а не с усталостью

«Еще один источник вдохновения на всенощном бдении – его тексты, – отмечает отец Алексей Власов. – Если литургия – это богослужение с ограниченным набором молитв, которые почти всегда одинаковы, то вечерня и утреня очень разнообразны и редко повторяются. Это пир славословия, пир исповедания веры как радостного преломления всех граней жизни».

Вечерня и утреня – это богослужения благодарения и своего рода благословение времени, напоминает священник. Уклад жизни традиционных обществ подразумевал утренний выход на работу и возвращение с работы вечером, это сопровождалось молитвой. Вечерние и утренние молитвы из нашего молитвослова содержат больше аскетического самоанализа и покаяния, чем благодарения Господа, отмечает отец Алексей. Поэтому всенощная нашу потребность в благодарении Бога помогает восполнить, а благодарственный настрой, в свою очередь, способствует тому, чтобы быть активным и вдохновенным в молитве – и домашней, и храмовой.

Но чтобы в полной мере насладиться текстами всенощного бдения, их надо понять, что удается далеко не всегда – читать могут неразборчиво, обороты церковнославянского языка могут быть не ясны и так далее. «Люди, да и сами священнослужители порой воспринимают эти тексты как какое-то ритуальное пение, – сокрушается отец Алексей. – «Это не нужно понимать, потому что это понять невозможно». Надо всегда опровергать такие взгляды. Если рассказать о том, зачем этот гимн нужен, какое место он занимает в службе, какое он древнее несет вдохновение, тогда становится понятно, что во время него делать и как молиться».

В некоторых храмах раздают распечатанные заранее тексты, которые будут петься и читаться на предстоящей службе, где-то разрешают прихожанам петь определенные песнопения вместе с хором. Иногда даже совершаются миссионерские богослужения, где священнослужители объясняют смысл тех или иных моментов прямо по ходу службы. Если же такой практики в храме нет, то прихожанину придется искать информацию самостоятельно. К счастью, последование богослужения на тот или иной день сейчас можно найти в интернете.

Важно не только понять содержание того или иного песнопения в его переводе на современный русский язык, но и его богослужебный смысл. Например, «Свете Тихий» – это входной гимн, в этом момент происходит вхождение священнослужителей в алтарь. Это один из самых ранних богослужебных гимнов Церкви, благодарение на вечерне. А «Ныне отпущаеши» – это же евангельское слово, гимн Симеона Богоприимца, и в этом смысле он является радостным благодарением Бога за прожитую жизнь в ожидании спасения и получения этого спасения. Когда мы разбираем богослужение таким образом, шаг за шагом, оно становится понятным в своей полноте.

И снова про выгорание. Что делать, если всенощная стала обязаловкой?

«Бывает, люди приходят к духовникам или к опытным священникам в надежде услышать какое-то заветное слово, чтобы у них все изменилось, но, как правило, не находят того, что ищут, – размышляет отец Алексей. – Если человек духовно выгорел, это означает, что он в одиночку, как говорят, «на зубах», шел, а потом зубы у него сломались». Возможно, такому человеку нужно больше поддержки общины, духовника, пересмотр основ своей духовной жизни или даже смена прихода на такой, где служат иначе: «Если богослужение на приходе совершается отчужденно от людей, они устают со временем. Всенощное бдение, как и литургия (в переводе с греческого слово «литургия» означает «общее дело». – Ред.), является общим делом. Если нет общего дела, то люди устают и теряют смысл».

Также могут помочь примеры людей, которые смогли заново открыть для себя всенощную. Возможно, они вдохновят тех, кто переживает из-за того, что не может бывать на всенощном бдении по объективным причинам: маленькие дети, график учебы или работы, болезнь… Опыт наших читателей свидетельствует, что в жизни бывают разные периоды и даже после многолетнего перерыва можно начать снова регулярно ходить на вечернее богослужение, и даже открыть в нем для себя новые грани. Вот каким опытом поделились наши читатели:

«В детстве не любила всенощные, было тяжело. Потом однажды услышала, как духовник семьи, сокрушаясь, говорил, что всенощные уникальные, совершенно одинаковые раз в сто с лишним лет (так запомнилось), – и через несколько лет, когда смогла одна ходить, подростком, возлюбила их – и до сих пор люблю больше литургий (именно по структуре, по песнопениям, осознавая, что выше литургии нет ничего)».

«Если ты ходишь только на воскресные и праздничные всенощные, то в какой-то момент ты их выучиваешь почти наизусть. Тексты повторяются, накопилась усталость от того, что одно и то же годами, ты ходишь и ничего нового не узнаешь. Сейчас я хожу на всенощную, если чувствую, что есть желание, тогда я иду с радостью и как можно более внимательно вникаю. Но потребности в том, чтобы ходить каждую субботу и под каждый праздник у меня нет».

«Очень люблю всенощную! Всегда ходила в юности. Потом даже с совсем маленькими детьми ходила хоть к помазанию. Потом был перерыв лет на пять из-за неудачного расписания в музыкальной школе, но вырывались при первой возможности. Сейчас продолжаем ходить. С началом полноценной клиросной жизни именно после всенощных у детей возник интерес к Писанию, хочется понимать изменяемые песнопения».

Коллажи Оксаны Романовой

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?