«Грубость заказчиков меня бы расстроила – как расстраивает дождь»
Анастасия, работает курьером с марта 2022 года:
– У меня инвалидность, вторая бессрочная группа. Началось все в 17 лет – я училась, перенапряглась, был нервный срыв, меня положили в больницу, поставили на учет, потом еще попадала в больницы несколько раз.
Но я окончила и школу, и вуз – РГСУ. Сейчас я на поддерживающей терапии, более-менее нормально себя чувствую. Держусь.
Хорошо, что можно работать не с самого утра, потому что я пью лекарство, от которого долго сплю и тяжело просыпаюсь.
Про курьерскую службу я узнала от подруги. Прошла собеседование, начала работать. Работать не тяжело. Обычные курьеры развозят по шесть или по восемь заказов в день, а у меня чаще всего один или два.
Работа мне дает кроме денег хоть какую-то занятость – есть зачем из дома выходить. Когда работы нет, я расстраиваюсь, хотя думаю: хорошо, что не нужно рано вставать.
Чаще всего возить приходится документы, заказы из аптеки, коробочки с подарками. Бывает, продукты – нужно купить по списку и привезти.
Я раньше не дружила с навигатором, а сейчас умею пользоваться «Яндекс.Картами». Но, когда выходишь из метро, бывает сложно понять, в какую сторону идти. Тогда спрашиваю прохожих: если вижу мамочку с коляской, думаю, что она, наверное, тут живет и знает, что где.
Служба создана при центре адаптации и развития «Изумрудный город» в 2017 году.
Чтобы попасть в команду, кандидат получает направление от лечащего врача, проходит собеседование с координатором службы и клиническим психологом – ее или его рекомендуют или не рекомендуют к этой работе.
Нового сотрудника, если не умеет, обучают пользоваться навигаторами, банковскими картами. Заказчик может попросить сделать покупки, значит, курьер должен уметь найти товар по списку в магазине, выбрать, оплатить, взять чек.
После обучения курьер делает три тренировочных доставки с опытным сотрудником и после этого приступает к самостоятельной работе.
Оплачивается работа курьеров официально: все сотрудники службы оформлены как самозанятые.
«У меня мечта – со временем выпустить книгу стихов»
– Я живу в Зеленограде со старшей сестрой. Наш город тихий, когда в нем долго находишься, хочется съездить в Москву. Мне нравится больше всего Красная площадь и Старый Арбат.
Еще до курьерской службы, чтобы подработать, я ходила в массовки на телепередачи. Больше всего мне нравилась «Судьба человека» с Борисом Корчевниковым – он такой человек, вызывает радость. Я знаю, что он окончил журфак МГУ, а у меня была мечта – получить второе образование на журфаке МГУ, но потом я решила, что мне это будет сложно.
Я люблю стихи: безусловно, Пушкина и немного Есенина. Вообще, я сама пишу стихи, и у меня мечта – со временем выпустить книгу. Стихи совершенно разные. Про Пасху, про весну, про лето, про Новый год. Три года назад я сочинила стихи про День Победы – начинается так:
А наши деды воевали
Себя ни капли не щадя.
Заказчики иногда дают чаевые, это приятно. Когда мне в первый раз перечислили на карточку больше денег, чем было нужно, я перезвонила и спросила – может, вы ошиблись? А мне сказали: это вам.
От заказчиков я жду, чтобы они улыбались, были вежливыми. Грубость меня бы расстроила – примерно как меня расстраивает дождь. А еще каждый раз хочется, чтобы заказчик заинтересовался нашей службой и чтобы регулярно просил что-то отвезти или забрать.
Работа часто единственный повод выйти из дома
– Конечно, наша работа не идиллическая картинка, – говорит Леонид, координатор курьеров. – У ребят действительно есть особенности, но все они хотят быть взрослыми, хотят быть принятыми в обществе.
Для многих работа у нас – единственный повод выйти из дома. Бывает, что человек с ментальным нарушением сидит и сидит дома, курит сигарету за сигаретой – и постепенно теряет навыки общения. А если есть зачем выйти, навыки восстанавливаются.
Если вы решили заказать доставку у нас, не нужно думать, что вы кого-то эксплуатируете: вот, мол, человек болен, а я его заставляю возить мой пакетик. Нет, это работа, наш сотрудник получает за свой труд оплату.
И не бойтесь, что у курьера с ментальным нарушением вдруг случится резкое обострение – все наши ребята состоят на контроле у специалистов, за все годы работы службы не было ни одного такого случая.
Заказы принимают координаторы — их в «Курьерах для своих» трое. Они уточняют адрес, время доставки, телефоны встречающих, тип посылки и подбирают курьера, исходя из его местоположения и индивидуального графика.
Все курьеры каждую пятницу составляют график на следующую неделю и придерживаются его; в следующую пятницу график можно поменять.
Координаторы знают, где живут курьеры, и стараются сделать так, чтобы дорога хотя бы до одного из адресов — отправителя или получателя — была для курьера максимально удобной.
«Наш курьер говорил с клиентами по-испански – наверное, они удивлялись, но не жаловались»
– «Ментальные нарушения» – это чаще всего аутизм, расстройства шизофренического спектра, поясняет Леонид.
– Когда заказчик обращается к нам в первый раз, бывает, расспрашивает про наших сотрудников: какие они, с какими диагнозами. У людей есть стереотипы: у вас работают аутисты? Так они же слова сказать не могут!
Я обычно говорю: аутизм бывает разным, человек с аутизмом может быть очень даже разговорчивым.
У нас работал как раз такой парень – очень активный, позитивный, с огромной энергией, общительный. Он учил испанский язык и, например, хотел поговорить с клиентами и по-испански. Наверное, они удивлялись, но не жаловались. Теперь он работает курьером в большом магазине рядом со своим домом – это, безусловно, рост для него.
А другие сотрудники с аутизмом хорошо обращаются с географическими картами: любят искать адреса, изучать маршруты, и для них в работе курьера есть элемент удовольствия, игры.
Но обычно наши заказчики изначально лояльны. Они с понимаем относятся к тому, что наши курьеры не будут работать очень рано или очень поздно. Что они не водят машину, а пользуются общественным транспортом, потому что у них бесплатный проезд.
Кролики и колпаки
– Что возят наши курьеры? То же, что и обычные курьеры, – говорит Леонид. – Разве что в заказе не должно быть очень хрупких вещей, потому что наши ребята ездят на метро, в автобусе. То есть аквариум с рыбкой мы не возьмем.
А вот перевозку двух кроликов нам как-то заказали. Мы решили: почему нет? Они же маленькие, легкие. Курьер приехал, а там каждый кролик сидит в огромной тяжелой клетке. Это прокол координатора: нужно уточнять такие детали.
Есть приятные заказы – например, цветы или сладости: одна женщина-кондитер заказывала у нас доставку своего зефира ручной работы.
А как-то к Сталику Ханкишиеву, известному кулинару-блогеру, на запись передачи приехал повар из Франции. Передачу записывали за городом, и выяснилось, что повар-француз забыл в гостинице в центре Москвы свой поварской колпак. Без него сниматься было нельзя. И наш курьер срочно-срочно вез этот колпак на такси.
«Клиент был очень недоволен, говорил: «Где вас носит?!» После этого я боюсь работать курьером»
Вера, работала курьером до 2020 года:
– Я попала сюда через врача Надежду Евгеньевну Степунину (директор «Изумрудного города» – прим. авт.). В 2007 году она замещала моего лечащего врача в 15-й больнице, мы общались, потом потерялись, а потом снова нашлись. В 2017 году появилась курьерская служба, и Надежда Евгеньевна пригласила меня на собеседование.
Сначала проблем с заказами у нас не было, наоборот – все видели низкую цену и звонили. Нам приходилось объяснять, что здесь работают люди с особенностями, что не всё мы возим, что не ездим в другой город.
Что, например, нельзя указать адрес «на деревню дедушке»: наш курьер его не найдет. Но заказы появились: помню, мы развозили банковские карточки.
А мне как-то пришлось везти шурупы со строительного рынка: три упаковки по 2 килограмма. Это перевес, потому что мы возим посылки только до 5 килограммов. Мне сказали: вообще-то, мы думали, что приедет курьер-мальчик.
А я ответила: ну что ж делать, я не мальчик, что ж вам, час или полтора теперь ждать мальчика? Заказчики ждать не захотели, все упаковали, завязали, взвесили и доплатили за перевес – даже больше, чем по нашему ценнику положено: сказали – это потому, что вы девушка, вам тяжелее.
Когда я работала курьером, я всегда выезжала заранее. Помню, рядом с площадью Гагарина мне нужно было найти главное здание Сбербанка, а я пошла не в ту сторону, потерялась, нервничала, но в конце концов сориентировалась, и у меня даже осталось 20 минут в запасе.
А однажды нужно было приехать на Кожуховскую, а я ошиблась и приехала на соседнюю станцию, Дубровку. Кружила там, искала, даже плакала. Клиент был очень недоволен, говорил: «Где вас носит?!» После этого я боюсь работать курьером, перешла на работу в типографию.
Что касается того, могут ли люди с ментальными нарушениями работать курьерами, я так скажу: знаете, слепые люди, например, собирают электрические розетки. Мы же не боимся использовать такие розетки только потому, что их собрали слепые? Так и тут.