Чтобы иметь мир в отношениях с другими людьми, прежде всего нужно понять, в чем цель нашей жизни, считает владыка Афанасий.
Ради чего я существую? Чтобы надзирать за другими, делать то, что я хочу, отвергать желания других людей; чтобы я победил – а остальные проиграли? Или цель моей жизни – Христос?
О митрополите Афанасии Лимасольском
Митрополит Лимасольский Афанасий (в миру Андрей Николау) родился 8 февраля 1959 года в семье кипрского предпринимателя. В 14 лет поступил в церковную школу-интернат, в 23 года был рукоположен в сан диакона и продолжил учебу на богословском факультете Университета Аристотеля в Салониках. Во время учебы часто бывал на Афоне.
В 1980 году по окончании университета вступил в число братии афонского скита Неа-Скити, спустя два года принял великую схиму и был рукоположен во пресвитера. В 1991—1992 годах был протоэпистатом (управляющим) горы Афон (самый молодой в этой должности). Во время пребывания на Святой горе стал учеником преподобного Паисия Святогорца.
В 1992 году вернулся на Кипр, был избран игуменом обители Махера.
11 февраля 1999 года решением Священного Синода Кипрской Православной Церкви единогласно избран митрополитом Лимасольским. 14 февраля состоялась его архиерейская хиротония с возведением в сан митрополита и интронизация.
В тот момент епархия была обременена огромными долгами, а из-за череды финансовых скандалов и злоупотреблений большинство местных жителей были негативно настроены к Церкви. Митрополит Афанасий собрал комиссию из профессиональных экономистов, которая в короткие сроки помогла епархии избавиться от долгов. Также владыка ввел традицию ежегодных отчетных пресс-конференций, на которых обнародуются доходы и расходы митрополии, рассказывается о ее начинаниях и реализованных за год программах. Треть доходов Лимасольской митрополии неизменно выделяется на благотворительные нужды. Стараниями митрополита Афанасия духовно возродились действующие монастыри, возобновилась монашеская жизнь в трех древних обителях.
В октябре 2020 года митрополит Афанасий был в числе архиереев Кипрской Церкви, которые подвергли критике Архиепископа Кипрского Хризостома II за признание автокефалии «Православной церкви Украины». «Это был вопрос совести, вопрос соблюдения священных канонов Церкви», — сказал митрополит Афанасий. В декабре 2022 года во время избрания нового предстоятеля Кипрской Церкви победил в первом туре, набрав 35,68% голосов членов Кипрской Церкви, но во втором туре получил только 4 из 16 голосов членов Священного Синода.
Большую популярность приобрела передача «Сердечное слово», которая начала выходить на канале pemptusia.tv в 2021 году.
Если мы выбираем второе, то и к конфликтам с другими людьми должны подходить не с мирской логикой, а с христианской. Здесь можно выделить пять принципов.
Предпочитать силе – кротость
– Присмотритесь, как разрешали проблемы духовные люди. Старец Паисий был сильным человеком, с крепкой волей, сильным голосом, умеющий красиво и сильно сказать. Однако обычно он не пользовался этими способностями и преимуществами, и мы видели пример иного отношения и разрешения проблем: молчание, умение уступить, подождать.
Мы спрашивали его: «Почему ты так себя ведешь? Почему не можешь все уладить, воспользовавшись сильной стороной своего характера?» (то есть по-мирски). Он говорил нам: «Ребята, чего вы хотите? Чтобы мы спорили и ругались? Чтобы мы лишились мира, чтобы душу потеряли? Но если мы душу потеряем, то лучше всему здесь превратиться в пепел». Что главное – показать, что будет так, как я хочу, или ради любви ко Христу потерпеть своего брата, отнестись к проблеме со смирением и молитвой, подождать с рассуждением.
Конечно, это очень не просто. Особенно, если считаешь, что ты прав!
Прежде чем осуждать, надо поговорить с человеком
– Христос сказал: если согрешит твой брат перед тобой, какую-то ошибку допустит, и ты хочешь ее исправить, поговори с ним наедине (Мф. 18:15). Постарайтесь вместе найти решение. Если же он не захочет, привлеки еще пару достойных людей. Если и так не получится, то оставь все на волю Господа.
Кстати, когда поговоришь с человеком, может оказаться, дело обстоит иначе, чем ты предполагал. Потому что дьявол, враг спасения человеческого, когда видит, что у нас есть помыслы против брата, устраивает так, что разные обстоятельства будут только утверждать нас в этом помысле.
Когда я жил в скиту святой Анны на Святой горе и был еще очень молод, однажды вечером встретил в храме одного монаха. Я заметил, что он плакал. Я стал спрашивать, что случилось. Он ответил:
– Я меня есть проблема.
– Какая у тебя проблема?
– С тобой у меня проблема! Ты меня не принимаешь, не хочешь, чтобы я здесь был.
Я был очень удивлен, а он начал перечислять мне события, которые действительно имели место быть. Удивительно, что он ничего не придумал, все было, как он говорил. Но дьявол подсказал ему неверные выводы.
Например, он сказал, что однажды я разговаривал с другими отцами, мы смеялись, а только он подошел – прервали беседу и я сразу же ушел. Так и было: мы разговаривали, смеялись, пустословили. Я рассказывал чепуху, а все смеялись, но совесть меня обличала, и я ждал подходящего момента – прервать это пустословие. И как только подошел этот брат, я решил использовать это как предлог, чтобы уйти. По отношению к нему я ни имел ничего плохого.
Еще он сказал, что хочет научиться звонить в колокола. Я нашел того, кто лучше меня знает это дело, и отправил его с ним поучиться. Он обиделся, что я не захотел его учить.
Было еще несколько подобных случаев, когда я не хотел ничего плохого, но этот брат воспринял все неправильно. Понадобились годы, чтобы наладить отношения со мной, чтобы уврачевать эту травму, о которой я даже не подозревал. Он поверил помыслу, а мне совесть не подсказывала, что его беспокоит во мне.
Я часто замечаю подобное в исповедях людей: только поверишь помыслу, дьявол начинает посылать подтверждения. «Видишь, он улыбался, а только тебя увидел – сразу посерьезнел? Сразу пошел по противоположной стороне!» Тысячу идей подбросит. Поэтому Христос и говорит: «Пойди и скажи ему». Если поговоришь с братом смиренно и просто, велик шанс, что недоразумение разрешится.
Не всегда доверять своему чувству справедливости
Истинная (Божия) справедливость нередко идет вразрез с мирским чувством справедливости. Помню, я спросил одного парня, который очень любил драться, почему он так ведет себя. Он ответил, что выходит из себя, когда видит несправедливость. К избиениям его подталкивала мирская логика. В конце концов он попал в тюрьму за это.
Порой нас буквально душит это «чувство справедливости»! Мы видим, что можем опозорить, унизить, сокрушить другого человека, дать ему понять, что мы правы, а он – нет. Легко загнать брата в угол и порадоваться, что теперь ты в порядке. Он меня оскорбил – пойду ударю его, делаешь свое дело и уходишь. Но прав ли ты на самом деле, когда поступаешь так?
В Евангелии Господь говорит не «прощайте врагов ваших», а «любите врагов ваших». Причем Он имеет в виду настоящих врагов, а не то, что мы вокруг себя сочиняем.
Велико расстояние между прощать и любить! Что мы понимаем под прощением? «Да, ты столько всего плохого сделал мне, но ладно, пусть Господь тебя простит! Иди с миром, оставь меня в покое. Мстить тебе не буду, так и быть, потому что прощаю».
Но этого недостаточно. Нужно полюбить врага своего! Не просто сказать: «Ну да, я его люблю», а полюбить, как я люблю своего дорогого друга, как я люблю свою жену, своего ребенка, с готовностью жертвовать ради него. Об этом говорит Христос, в этом – евангельское совершенство.
Не расстраиваться, если нужно уступить ближнему
Если будешь смотреть на другого человека как на образ Божий, будешь стараться любить его, то все сложности разрешатся. Поэтому, проблема не в другом человеке, а в нас самих. Как нам справиться с самим собой? Что у нас внутри? К сожалению, мы с вами такие люди, что похожи на бочку с уксусом. Куда ты этот уксус не добавишь – он уксусом и останется. Поставь бутылочку с уксусом в кондитерскую – там начнет пахнуть уксусом. Некоторым людям – что им ни сделай, благодарны и довольны они не будут, даже спасибо не скажут. А это очень важно – научиться благодарить, даже если мы этого не чувствуем, будем говорить: «Спасибо!» И это важно не столько для того, кто услышит благодарность в свою сторону, а нам самим это важно – поблагодарить другого человека.
Помнить: если тебе сложно с другими, причина в тебе самом!
Когда мы говорим, что есть люди, с которыми сложно общаться, которые нас утомляют, раздражают, это значит, что мы сами – сложные люди.
Современные святые, у которых был дар прозорливости, которые видели душу другого человека, никогда не уничижали других. Мы часто возмущались: «Геронда, почему ты так с этим человеком говоришь? Что, ты не видишь, какой он ужасный человек, обманщик, что он над тобой насмехается?» Он отвечал: «Ребята, вы видите внешнее, а я вижу то, что внутри». И несмотря на то что они видели человека и изнутри, и снаружи (а они были умными людьми, а не какими-то чудаками), они умели вести себя со всеми очень непринужденно и тепло, благородно, с серьезностью, с почтением к личности другого человека. А если они и обличали по какой-то причине, то они это делали с такой любовью, которая не давала возможности человеку сопротивляться, обижаться, уходить в свой эгоизм, люди понимали, что это было сказано с отеческой любовью и заботой.
Иногда действительно нужно превозмочь себя ради любви ко Христу и любви к брату своему. Если мы попробуем так жить, то не будет места стрессу, притеснениям. Ближние перестанут нас утомлять, раздражать. Проблема – внутри нас, и нам нужно научиться с ней справляться, чтобы мы отдохнули духовно и жизнь наша стала бы радостной и прекрасной. Иначе мы все время будем с поникшей головой, насупленные, и что бы нам ни сделали, даже если и царями нас сделают – мы найдем причину говорить: «Да, хорошо, но!..» Некоторые везде вот это бесконечное «но» добавляют.
Если мы исправим себя, то и вокруг нас все исправится. А если нет – все вокруг будет нам казаться сложным, утомительным и неприятным, пусть даже и ангелы будут нас окружать.
Перевод с греческого Марии Ореховой