Православный портал о благотворительности

Как были устроены медицина и благотворительность в Византийской империи

Византийское законодательство определяло и уголовную ответственность врачей. Наказания предусматривались самые разные, например, публичное осуждение аморального поступка врача: его водили по городу, он должен был держать в руках емкость для сбора мочи и подвергаться всеобщему осмеянию публики

Практически любая проблема, привлекающая сегодня внимание частных благотворителей, в масштабе страны может решаться только на государственном уровне. Да и для благотворительности, как таковой, надлежащие условия должна создавать именно государственная власть. Рассуждая об отношении государства или общества к людям, нуждающимся в особой заботе, мы, как правило, сравниваем современную Россию с современными Европой и США. Но и в прошлом можно найти немало образцов для подражания.

Ни одно человеческое общество, и уж тем более ни одно государство в этом мире не может быть названо идеальным. Византийская империя здесь не исключение. Однако Византия на протяжении нескольких веков была наиболее последовательной попыткой построить именно христианское государство. Благотворительность в Византии стала темой особого исследования кандидата философских наук, доцента Санкт-Петербургской духовной академии, клирика храма Преображения Господня в Лесном (СПб) священника Игоря Иванова.

– Из каких источников мы можем узнать о том, как обстояло дело с благотворительностью в Византийской империи?
– Тема византийской благотворительности и медицины довольно-таки хорошо изучена за рубежом. Например, этим вопросам посвящены труды известного американского ученого протопресвитера Димитрия Константелоса – Byzantine Philanthropy and Social Welfare («Византийская благотворительность и социальное обеспечение») и Poverty, Society and Philanthropy in the Late Medieval Greek World («Проблемы бедности, общество и благотворительность в позднесредневековом греческом мире»), а также Т. Миллера – The Birth of the Hospital in the Byzantine Empire («Зарождение больниц в Византийской империи») и The Orphans of Byzantium. Child welfare in the Christian Empire («Сироты Византии. Попечение о детях в христианской империи»). Что касается русскоязычной литературы, можно отметить только то, что средневековой византийской медицине уделяется некоторое внимание в двухтомном труде Т.С. Сорокиной «История медицины».

– Когда вы говорите о Византии, она начинает представляться чуть ли не образцовым социумом. Не идеализируете ли вы ее? Ведь даже зная историю очень поверхностно, можно увидеть, что все было далеко не так хорошо.
– Византия как преемница традиций греко-римского эллинизма была государством правовым и социальным. Христианство еще более углубило эту социальную ответственность в обществе. В Византии, в эпоху первого христианского государства, мы видим не только продолжение эллинской медицины, но и ее усовершенствование. Здесь применяется высокоразвитая фармакология, излечиваются инфекционные заболевания, совершаются операции самого разного вида. Но самым большим достижением этого времени было применение медицины в широком общественном спектре – в соответствии с христианским идеалом попечения о нуждающихся создаются приюты для сирот и вдов, госпитали для бездомных и нищих, больницы для прокаженных и немощных. Приведем их названия: nosocomium – для больных, brephotrophium – для подкидышей, orphanotrophium – для сирот, ptochium – для неимущих и немощных, gerontochium – для стариков, xenodochium – для бедных и больных паломников. Отметим, что странноприимница имелась в каждом монастыре, а если учесть, что, например, по свидетельству новгородского архиепископа Антония, число монастырей при императоре Мануиле I (1143–1180) достигало 14 000, картина получается внушительная.

Вместе с тем византийское законодательство определяло и уголовную ответственность врачей, как мужчин, так и женщин. Наказания предусматривались самые разные. Все зависело от того ущерба здоровью, который был нанесен пациенту, и от квалификации врача. Вина врача определялась судебной медициной. Наказания были самые разные: от простого штрафа до частичной или полной конфискации имущества. Применялось и публичное осуждение аморального поступка врача. Это проходило так: врача водили по городу, он должен был держать в руках емкость для сбора мочи и подвергаться всеобщему осмеянию публики. Еще один вид наказания — пожизненные принудительные работы на рудниках. В самых редких случаях врача могли приговорить к смерти.

– Нам легче понять какие-то аспекты жизни византийцев, сравнивая их с современной ситуацией…
– Византия была централизованным, бюрократическим государством с монетарной экономикой и весьма отлаженной фискальной системой. По своему устройству такой тип государства во всем средневековье ближе всего к государствам Нового времени. Социальное попечение – норма для высокоразвитого государства. Законодательный сборник императора Юстиниана под названием «Новеллы» (то есть «Новые законы») говорит о приоритете благотворительности и народного блага, что выражается, прежде всего, в заботе о наиболее слабых элементах. Так 74-я новелла говорит о служении людям, как о задаче императорской власти, новелла 77-я говорит о том, что заботу императора составляет благоденствие вверенных ему людей. В новеллах 80-й, 85-й, 148-й читаем об ограждении подданных от всякого вреда и о доставлении им всякого блага, как о задачах, лежащих на государственной власти. Таким образом, в основу деятельности государственной власти кладется промышление о подданных (pronoia). Новелла 81-я говорит, что забота эта имеет своим предметом общую пользу и благоденствие государства.

– Каково было в Византии отношение к инвалидам? О них заботилось государство? Или это было исключительно делом их родственников и частных благотворителей?
– Еще в Древнем Риме были, как бы сейчас сказали, реабилитационные центры для раненых и больных воинов и рабов. Византия унаследовала и эту античную традицию.

– Инвалидов просто опекали? Или пытались по возможности как-то влиять на их состояние?
– Людей пытались лечить в соответствии с их заболеванием. Так в Х в. хирурги Константинополя сделали попытку разделить детей – сиамских близнецов, которых привезли из Армении. Один из близнецов умер, врачи ампутировали ту часть, которая соединяла близнецов. Но через три дня умер и второй младенец. В рукописях Иоанна Скилицы сохранилась миниатюра этой операции. Психические заболевания также лечились в Византии. В рукописях мы находим описание лечения различных болезней, например, эпилепсии.

– Как воспитывались дети-сироты?
– Дети-сироты воспитывались на попечении опекуна до их совершеннолетия. Опекун назначался из ближайших родственников. За неимением опекуна сироты воспитывались, как было сказано выше, в благотворительных домах для сирот.

– Была ли массовым явлением бездомность? Если человек оказывался без крыши над головой, оказывалась ли ему какая-то помощь от государства или от тех, кому государство эти обязанности или полномочия делегировало? Помогало ли общество человеку, попавшему в такую ситуацию, вернуться к нормальной жизни?
– Миграция была обычным явлением в эпоху великого переселения народов. Любой человек мог стать ромеем, то есть римским гражданином, если он владел греческим языком, становился подданным императора и был христианином. Но гражданин должен был жить в определенном месте, заниматься определенным делом и платить определенные налоги – в таком случае государство гарантировало ему свое попечение. Бездомным же он становился, когда бросал свое дело и место жительства и убегал в другую местность. Порой, это было связано с нежеланием или невозможностью платить налоги.

Приведу такой пример: в Византии был особый чиновник – квезитор (quaesitor) – в ранге спектабиля, обязанностью которого было следить за прибывающими в столицу людьми. Должность была учреждена императором Юстинианом после восстания «Ника». Подчиненным квезитора надлежало наводить обо всех них точные справки и способствовать скорейшему разрешению их дел, с тем, чтобы побыстрее выпроводить их из города. Прибывших из провинции и ничем не занятых лиц квезитор водворял на их прежнее место жительства. Не имеющих определенных занятий жителей города квезитор должен был направлять на общественные работы, например, в пекарни или к садовникам.

– Преследовали ли в Византии за бродяжничество?
– Был еще такой чиновник – квестор (quaestor) – «изыскатель», один из высших судебных чиновников в византийское время, обладавший также нотариальными функциями. Квестор рассматривал дела «праздношатающихся» в столице, разбирал земельные тяжбы, заверял завещания константинопольских граждан.

– Как относились в Византии к многодетным семьям? Многодетность была нормой? Или редким явлением?
– Многодетность была нормой. Характерен такой пример попечения о роженицах: по инициативе святого Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, было построено семь родильных домов в его епархиях.

– Медицина для бедных – как решалась эта проблема в византийском обществе?
– Был специальный тип больниц: ptochium – для неимущих и немощных. Кроме того, византийские врачи часто лечили бедняков бесплатно. Около 500 г. в Константинополе практиковал прославленный врач Иаков Психрестий – он отличался своими талантами диагноста и терапевта, а также тем, что, будучи штатным больничным врачом, при частной практике не брал платы с бедняков. Его отцом был известный врач Исихий из Дамаска, воспитавший еще двух сыновей-врачей – Асклепиодота и Палладия. Здесь нужно отметить, что практика безвозмездного врачевания была широко распространена среди врачей-христиан. В IV-VI веках сложилось почитание целителей-бессеребренников: святые Косма и Дамиан, Кир и Иоанн, Пантелеимон и Ермолай, Сампсон и Диомид, Фотий и Аникита.

– Какую роль в вопросах благотворительности играла Церковь?
– На первом Вселенском Соборе в Никее были приняты решения, обязывающие архиереев лично курировать систему оказания медицинской помощи неимущим гражданам.

Благотворительность могла быть государственной, частной и церковной. Последняя проводилась на епархиальном, приходском и монастырском уровнях. Государство всячески обеспечивало ее. Например, предоставляя налоговый иммунитет благотворителям. Средства, причитающиеся государству, жаловались благотворителю. Известен «Податный устав» времен Льва Мудрого (886-912). По объяснению академика Г.А.Острогорского «при перечислении различных видов предоставляемых податных льгот и объяснении их причин и способов применения в параграфе 6 Податного устава говорится об изъятых (из писцовых книг) пожалованиях. «Эти так называемые изъятые пожалования, – говорит составитель Устава, – возникли в прежние времена и давались давно умершими императорами до царствования государя Льва, названного Мудрым. Возникли же они так: тот или иной император приказывал не взыскивать государственных податей с владений, принадлежащих тому или иному странноприимному дому, богадельне, монастырю, церкви или кому-либо другому, но упразднить их на вечные времена и считать императорским дарением. Ввиду этого, чтобы не подвергались беспокойству ни имеющие такое пожалование, ни взимающие подати и ведущие счета, графы этих пожалований совершенно вырывались и устранялись из писцовых книг».

Делами широкой благотворительности известны были патриарх Константинопольский Тарасий и Симеон Новый Богослов. Патриарх Тарасий (730-806), управлявший Церковью 22 года, вел суровую аскетическую жизнь и все свое имение тратил на богоугодные дела, питая и покоя стариков, нищих, сирот и вдов, а на Пасху устраивал для них трапезу, на которой сам прислуживал. Про Симеона Нового Богослова известно, что, когда в конце X в. он прибыл в Студийский монастырь, за неимением свободной кельи он был размещен именно в странноприимнице, которая имелась в каждом монастыре. Позднее, будучи назначен игуменом пришедшего в упадок монастыря св. Маманта, Симеон Новый Богослов сделал из него центр благотворительности, которая была настолько широкой, что некоторые чиновники подозревали его в растрате средств.

– Законы общества, связанные с благотворительностью, были одинаковы для мужчин и для женщин? Или были различия?
– Любое частное лицо могло заниматься благотворительностью, располагая своим имением по своему усмотрению. Женщины обладали имущественными правами наравне с мужчинами.

– Эти законы действовали на всей территории Византийской империи? Касались ли они тех, кто жил в империи, но не являлся ее гражданином?
– Богоугодные учреждения, как частные, так и церковные, действовали согласно своим уставам. Для выявления возможных ограничений надо изучать именно их. В-целом же, поскольку государство покровительствовало всем богоугодным заведениям – как церковным, так и мирским – можно сказать, что принципиального различия по принципу гражданства в социальном попечении не было. Во всех городах были учреждения, занимавшиеся исключительно оказанием медицинской помощи больным людям. Причем медицинское обслуживание проводилось независимо от профессии, социального положения, национальности и пола больного: во всех филантропических учреждениях Византии абсолютно все могли лечиться либо совсем бесплатно, либо за очень умеренную плату.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version