Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Как будет работать сертификат на дополнительное образование для детей?

Многие родители задают себе вопрос: что такое образовательный сертификат, зачем он нужен и почему вводится именно сейчас? Мы рассказываем об этом и разоблачаем мифы о дополнительном образовании

До конца 2016 года некоторые семьи в России получат особый сертификат, позволяющий детям бесплатно учиться в лучших спортивных школах, кружках технического творчества, школах искусств. Как это произойдет?

На этот вопрос попытаются ответить семь пилотных регионов России: Астраханская, Вологодская, Тульская области, Пермский край, республики Татарстан, Саха (Якутия), Ханты-Мансийский автономный округ. Они победили в конкурсе, проведенном в рамках Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО). До конца 2017 года эти регионы должны сделать доступными для семей новые практики финансирования дополнительного образования.

Новшество — сертификат на услуги дополнительного образования — позволит детям – особенно из малообеспеченных и многодетных семей – бесплатно посещать любые кружки. Проект «образовательный сертификат» курируется Департаментом государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи. Его методическую поддержку осуществляет Институт образования НИУ-ВШЭ.
С начала 2010-х годов федеральные ведомства все больше интересуются тем, как дети проводят свободное от школы время. В президентском Указе от 7 мая 2012 была поставлена цель: к 2020 году вовлечь 70-75% детей в возрасте от 5 до 18 лет в занятия по дополнительным образовательным программам. В Федеральную целевую программу развития образования на 2016-2020 годы включены меры по поддержке новых проектов в этой сфере.

— Мы не должны забывать про замечательное наследие советской системы дополнительного образования, благодаря которому СССР добился таких успехов в науке и культуре, — говорит Сергей Косарецкий, директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ. — Но времена меняются; у семей формируется спрос на новые программы и формы работы. Поэтому важно, чтобы организации дополнительного образования работали с учетом достижений сегодняшнего дня.

Мифы о дополнительном образовании

Б.В.Куприянов. Фото с сайта old.mgpu.ru

Миф первый. Кружки, секции, спортивные школы, школы искусств, станции юных экологов, туристические походы — это досуг и развлечение. А развлечение в жизни ребенка – не главное.

— Нет, — считает Борис Викторович Куприянов, доктор педагогических наук, ведущий аналитик Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ-ВШЭ.– Образование, которое мы называем дополнительным, оказывает огромную влияние на нашу жизнь. В советское время именно система музыкальных школ создала влиятельный общественный тренд. Про того или иного ребенка говорили: «Он ходит в музыкальную школу!». И это была точная характеристика.

Мода – плохое слово в данном случае, но именно музыкальные школы поддерживали в советское время моду на интеллигентность.

Миф второй. Нельзя вернуть эпоху.

Многие считают: Дворцы пионеров, бесплатные кружки и секции, станции юннатов и прочее – это явление советской эпохи, и вернуть его нельзя. Домов пионеров больше нет, а педагоги разбежались.

На самом деле, Россия унаследовала от СССР в готовом виде разветвленную сеть Домов и Дворцов детского творчества, кружков, секций, спортивных школ и школ искусств, туристических и краеведческих объединений.

Во время демографического кризиса Дома детского творчества передавались под развлекательные клубы и магазины, но потом снова возвращались к своему предназначению.

Никуда не ушли и педагоги дополнительного образования. Среди них – учителя музыки и ИЗО, тренеры, специалисты по туризму, краеведы, экологи… В 2014-15 учебном году 95% российских семей, отвечавших на вопросы мониторинга экономики образования НИУ-ВШЭ, заявили, что довольны уровнем преподавания в кружках, секциях, спортивных школах, школах искусств.

А.В.Золотарева. Фото с сайта yspu.org

— Я всю свою жизнь проработала в системе дополнительного образования, — рассказывает Ангелина Викторовна Золотарева, ректор Института развития образования Ярославской области, который в 2016 году вошел в число федеральных инновационных площадок по дополнительному образованию. — Сначала была директором маленького Дома, потом – большого Дворца детского творчества. В истории нашей страны было десятилетие, когда каждый день нам казалось, что завтра нас закроют. То, что мы делали, относилось к внешкольному образованию, потом – к дополнительному. Помню, как мне позвонили «сверху» и сказали: «Вы больше не можете называться Дворцом пионеров, потому что у нас теперь нет пионеров. Выбирайте другое название или закрывайтесь!». Мы отказались закрываться. Но за это время нам пришлось создавать себя заново. А сегодня в стране заговорили о том, что дополнительное образование – это главное для ребенка.

Миф третий. Посещать такие кружки и секции неинтересно

Если сравнивать с советскими временами, в России 2016 года охват детей и молодежи программами дополнительного образования даже расширился: в них вовлечены молодые люди от 18 до 24 лет и… малыши от полутора лет.

Последний тренд – один из самых популярных: детские сады обычно записывают детей от трех лет. Даже если семья хочет отдать ребенка до трех лет в государственный детский сад, ей редко это удается. Поэтому новые программы создаются даже для детей «от нуля до…»

Кроме того, за последние годы появились и наращивают обороты современные программы технической направленности. Например, полностью оснащенные секции 3D моделирования.

По данным Федерального статистического наблюдения, чаще всего посещают программы дополнительного образования дети 5-9 и 10-14 лет (37,3 и 47,2% соответственно), чуть реже – подростки 15-17 лет (30,7%).

К сожалению – и это отмечают большинство родителей – подростки в старших классах забрасывают все, чтобы заняться с репетитором подготовкой к сдаче ЕГЭ.

И.В.Абанкина. Фото с сайта hse.ru

— Это большая проблема, особенно для села, — считает директор Института развития образования НИУ-ВШЭ Ирина Всеволодовна Абанкина, участник конкурсной комиссии по отбору проектов. – После закрытия сельских Дворцов культуры в селах почти не осталось самостоятельных учреждений дополнительного образования. Все, что могут предоставить ученику старших классов – дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ.

Миф четвертый. За все надо платить.

В России дополнительное образование не поддерживается конституционными гарантиями. Если у муниципалитета нет средств – то программы дополнительного образования просто не финансируются за счет бюджета. И предъявлять за это претензии некому: бесплатные занятия в кружках и секциях государством не гарантированы.

Бытует представление, что дополнительное образование после распада СССР стало на 100% платным.

В 2015 году, по данным мониторинга экономики образования НИУ-ВШЭ 2015 года, ситуация выглядела оптимистичнее: 68% дошкольников и 82,7% учащихся общеобразовательных школ по-прежнему занимались в кружках и секциях бесплатно!

Однако дело вот в чем: в мониторинге учитывались ответы жителей малых и больших городов.

Более 60% семей, проживающих в сельской местности, заявили, что их дети никогда не посещали музыкальных, художественных или спортивных школ. Дело не в платности. Их в селах просто нет.

Для кого вводится программа? Для всех или только для бедных?

В будущем году семьи, проживающие в семи пилотных регионах, смогут получить сертификаты по шести направлениям общеразвивающих программ дополнительного образования: технической естественнонаучной, спортивной, художественной, туристическо-краеведческой и социально-педагогической.

Существуют еще предпрофессиональные программы культуры и спорта (они предназначены для детей, готовящихся в профильный вуз). В этот перечень, по мнению экспертов, они входить не должны.

— Как будет выглядеть сертификат?

— Это не существенно, — объясняет Сергей Геннадьевич Косарецкий. — Сертификат – это право. И семья должна знать: если она не использует сертификат, у их ребенка на тот год пропадает возможность посещать кружки и секции. Нам кажется, что на психологическом уровне это будет стимулом для родителей направить ребенка в какой-нибудь кружок. Кроме того, сертификат поможет записать ребенка на программы дополнительного образования, оказываемые частной организацией.

— Важный вопрос: сколько он все-таки будет стоить?

— Каждый регион рассчитывает стоимость сертификата, опираясь на уже существующую величину своего норматива подушевого финансирования (НПФ) в дополнительном образовании. Программы дополнительного образования гораздо разнообразнее, чем в школе. Поэтому стоимость у них разная. Сравните, сколько стоят занятия робототехникой и вышиванием! В целом, стоимость сертификата должна покрывать стоимость обычной программы дополнительного образования.

— Каждый ребенок сможет получить сертификат?

— В рамках проекта регионы апробируются разные модели. Я обозначу две крайние. Первая — все дети получат этот сертификат и смогут бесплатно заниматься в кружках и секциях, организованных как на платной, так и на бесплатной основе. Вторая модель — сертификат получат наиболее уязвимые категории: дети из многодетных семей, а также — дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Из исследований мы знаем, что эти категории семей менее других вовлечены в программы дополнительного образования. Родители зачастую недостаточно активны и информационно компетентны, чтобы самим найти удобную для ребенка бесплатную программу дополнительного образования. И мы считаем, что в случае введения сертификатов у этих семей появился бы дополнительный стимул.

Впрочем, на данный момент пилотные регионы придерживаются модели, по которой сертификаты должны выдаваться ВСЕМ семьям.

Информация — это уже много

Что регионы сделают прежде, чем выдадут семьям сертификат на услуги дополнительного образования?

Сначала — создать полный перечень соответствующих программ, имеющихся в регионе или в муниципалитете. Мало сообщить родителям, что в какой-то школе или Дворце творчества есть какой-то кружок. Надо объяснить, где он находится, кто в нем работает, что и как в нем преподается.

Затем местные власти должны сформировать открытый реестр индивидуальных лицензированных предпринимателей в сфере дополнительного образования. Многие родители захотят отнести свои сертификаты именно к ним и потому должны знать, кто будет заниматься с их детьми.

Затем — представить все это на суд родителей. Потому что выбирать – им.

— Мы предполагаем, что в будущем году в регионах- победителях конкурса появятся порталы, на которых родители смогут найти все предложения в сфере дополнительного образования, — говорит Сергей Косарецкий. – В том числе и те, которые оказывают индивидуальные предприниматели. Семьи смогут познакомиться со всеми предложениями, выделить для себя подходящие, увидеть, как близко к их дому они находятся, какие в них программы и педагоги, какие результаты показывают дети. На портале родители смогут давать собственную оценку программам дополнительного образования и знакомиться с оценкой других семей. Это могло бы стать первым шагом к созданию в России независимой (общественной) оценки качества дополнительного образования».

…Такие интерактивные карты дополнительного образования или отдыха детей уже созданы в нескольких регионах. Есть и другие формы порталов для родителей.

— Наш портал о дополнительном образовании пока наполняется, — рассказывает Ангелина Золотарева, ректор Института развития образования Ярославской области. — Мы изучаем рынок и предпочтения родителей. Один день считается у нас консультационным. В этот день можно получить консультацию психолога, педагога, социального педагога. Мы надеемся, что до конца этого года к нам за консультацией о дополнительном образовании для своих детей обратятся, по меньшей мере, 80 родителей».

Некоторые семьи, жалуясь на то, что ребенок бьет баклуши, даже не догадываются, что в соседнем квартале есть кружок или секция, которая его заинтересует. Но всегда удается узнать о ней, даже бросив клич по социальным сетям: «Ищу спортивную секцию для сына!!!»

А главное – сами организаторы детского досуга далеко не всегда имеют собственную вывеску на дверях или собственную страничку в Интернете. Иногда о них не знают даже люди, живущие в соседнем квартале. Случается, что они скромно работают на ограниченный круг семей. В Ярославской области, например, многие НКО активно работают с семьями. Есть организации, которые оказывают помощь семьям детей с ограниченными возможностями здоровья: помогают детям-аутистам, организуя для них занятия в конно-спортивной школе.

— Самым серьезным испытанием для семьи служит третий ребенок, — говорит Ирина Абанкина. — На первого сил хватает у всех. Хватает иногда и на второго. Третий — это для семьи уже угроза скатывания в бедность. По статистике, третий ребенок очень редко занимается в кружках и секциях. В это время любые доплаты за дополнительное образование превращаются в бремя для семьи».

Чтобы этого не произошло, родители получат особый сертификат.

Обналичить нельзя

Его нельзя обналичить или потратить в магазине. Его можно только отнести его в кружок, секцию, школу искусств, туристическо-краеведческих объединение. Он означает, что на внешкольные занятия ребенка на этот год выделена определенная сумма из муниципального бюджета.

— Почему о сертификате заговорили только сейчас? Подобная программа когда-то уже разрабатывалась в Пермском крае, но не получила распространения…

— В России недавно был сформирован специальный код бюджетной классификации для дополнительного образования. Впервые деньги на дополнительное образование стали адресными. Они идут из регионального бюджета в муниципальный по отдельному каналу, — объясняет Ирина Всеволодовна Абанкина. — Это позволяет распределить их по семьям с помощью сертификатов. Они уже действуют и хорошо зарекомендовали себя в системе здравоохранения. В России есть родовой сертификат и ваучеры на повышение квалификации врача».

— Люди спрашивают: вдруг они окажутся в ситуации, когда им придется доплачивать? В России с 2010 года родительское софинансирование дополнительного образования детей запрещено!

В 2010 году был принят закон № 83-ФЗ, по которому родительская доплата за услуги дополнительного образования признавалась незаконной. В Бюджетном Кодексе проводилось разделение: либо услуга – бюджетная, либо – платная, и включена в реестр платных услуг. С 2010 году российские родители должны были либо оплачивать тот или иной кружок или секцию, либо нанимать частного педагога, либо водить ребенка на государственные бесплатные программы.

— Мы возвращаемся к практике, которая существовала до 2010 года. В 2017 году планируется принять проект закона Минфина, по которому право родительского софинансирования возвращается.

Это позволит семьям участвовать в оплате дорогих экскоюзивных программ дополнительного образования. Но хочу подчеркнуть: в других случаях никто не будет требовать от родителей доплаты к сертификату».

Летом 2016 года в Вологодской области семьям выдавался сертификат на летний отдых за 14, 5 тысяч рублей. На эти деньги можно было провести смену в летнем лагере. Если родители выбирали смену за 23 тысячи рублей, 14 тысяч возмещались из бюджета организаторам отдыха, а остальное доплачивали родители.

По мнению экспертов, цены на детский летний отдых не повысились. Руководителям лагерей выгоднее было получить гарантированные бюджетные четырнадцать тысяч по каждому сертификату и укомплектовать полную смену, а не повышать цены в ожидании богатых клиентов.

Сколько кружков можно будет посещать по одному сертификату?

Сколько кружков и секций ребенок может посещать по одному сертификату? По мнению экспертов, это дискуссионный вопрос.

В Москве за счет бюджета дети могут заниматься в двух кружках и одной спортивной секции.

Большинство учреждений дополнительного образования столицы включены на правах подразделений в крупные образовательные комплексы. Поэтому родителям легче сделать выбор.

Между тем подросткам, как свидетельствует статистика, интересно пробовать себя в разных сферах деятельности. По данным мониторинга НИУ-ВШЭ, самые непоседливые среди них – это восьми- и девятиклассники: они чаще других перебегают из секции в секцию. При этом каждый их переход необходимо зафиксировать: ведь деньги, выделяемые по сертификату, должны направляться именно туда, где в данный момент занимается школьник.

Эксперты предполагают, что в регионах появятся электронные карточки или чипы, встроенные в карту ученика, а организации дополнительного образования будут оснащены считывающими устройствами. Кстати, такие турникеты уже есть в школах и Дворцах пионеров некоторых регионов. С их помощью можно будет отследить, в какую секцию или кружок ходит ребенок, а затем — направить в нее бюджетное финансирование.

— Наша цель – свобода выбора и индивидуальный маршрут ученика в выборе программ дополнительного образования, — считает Ангелина Викторовна Золотарева.

— Мы считаем, что этот сертификат направлен на выбор семей и поможет переключить бюджетные ресурсы на то, что выбирает сам ребенок, — говорит Ирина Всеволодовна Абанкина.

В ноябре-декабре 2016 года родителям из ряда муниципалитетов Вологодской области уже выдадут первые сертификаты.

-Мы постараемся выработать механизм учета детей на уровне региона и механизм, связанный с оплатой сертификатов в муниципалитетах, — говорит Анна Викторовна Микурова, начальник Управления реализации государственной политики в сфере общего и дополнительного образования Департамента образования Вологодской области. — Я думаю, что в конце 2017 года мы сможем презентовать коллегам из других регионов уже работающий механизм.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?