Православный портал о благотворительности

Как боролся с гордыней святой Силуан Афонский

Если спросить у верующих, каково самое истинное качество Бога, большинство скажет: «Бог есть любовь» (Ин. 4:8). Но и в жизни отдельных людей, и в истории человечества в целом, очевидно, преобладает другое: страдания, боль, потери, болезни, недоумения. А что же Бог? Предлагаем ответ преподобного Силуана Афонского.
Память преподобного Силуана Афонского 24 сентября

Преподобный Силуан Афонский. Фото: 30-e годы XX века. Афон. Вид монастыря св. Пантелеймона, рис. 1870 – 1880-х гг. , литография

«Зачем мне дана эта нелепая жизнь?… Я пресыщен страданиями; тьма вокруг меня; Я знаю, что Ты благ, но почему Ты так безразличен к страданию моему?» –  задается вопросами, мучающими любого христианина, святой Софроний (Сахаров) в предисловии к своей знаменитой книге «Старец Силуан Афонский».

Трагедию человека, стремящегося к Богу, верящего в Его милость, но не обретающего ее, долгое время переживал и сам Силуан Афонский: несколько лет он прожил, как скажет позже, «в аду», однако именно во время этого испытания Бог открылся ему в Своей невыразимой любви и милости и дал ответ – почему страдает человек, верящий и любящий Бога.

Внешне жизнь святого Силуана (1866–1938) была вполне спокойная, устроенная – он почти половину столетия прожил в Русском Пантелеимоновом монастыре на горе Афон. Исправно нес послушания на мельнице, бригадиром трудников, экономом, ходил на службы – а больше о нем ничего и не знало большинство братий.

Имя и жизнь старца стали известны после того, как его ученик Софроний (Сахаров) написал о нем книгу. Перед смертью старец передал отцу Софронию сделанные им записи, на основании которых и была написана книга. Первый тираж вышел в 1948 году. Многие монашествующие с тех пор называют ее «Новым Добротолюбием».

После выхода книги в Пантелеимонов монастырь на Афоне стали массово приезжать паломники из Европы и Америки, желая приложиться к главе старца Силуана. В монастыре такой интерес к «рядовому монаху» – а преподобный Силуан не был даже священником – оказался совершенно непонятен, даже подозрителен. В разное время несколько игуменов монастыря велели прятать честную главу отца Силуана, а двое из них даже приказали ее уничтожить, «чтобы не было предпочтения». Однако всякий раз братья перепрятывали главу, пока в 1987 году старец не был канонизирован.

Продолжение Книги Иова

Пантелеимонов монастырь на горе Афон, конец XIX века
Пантелеимонов монастырь на горе Афон, конец XIX века. Фото: https://www.ippo.ru/

Чем же так поразила людей жизнь старца Силуана? Она стала новым свидетельством того, насколько велика любовь Бога к человеку; что Бог христиан – Бог действующей любви, вопреки распространяющемуся мнению о «безразличии» Бога-Судьи. А еще в ней снова и снова (как в жизни мучеников и подвижников прежних времен) продолжилась книга библейского Иова: монаху Силуану Бог ответил – зачем страдает человек.

Когда инок Силуан начал свою монашескую жизнь, ему довольно быстро далась умная сердечная молитва, тот уровень общения с Богом, когда подвижник приближается к Господу всем составом, всем сердцем, всем разумом и крепостью своей. Это невыразимо блаженное состояние, при котором все радости мира видимого полностью теряют ценность, перестают быть желанными. Укрепляемый Божией благодатью, Силуан исполняет все Божии заповеди, исповедует замечаемые грехи, проводит ночи в молитве.

А потом начинаются испытания. 

Самое сильное из многих – богооставленность. Подвижник продолжает предельно возможный для него труд, молитву, но Бог больше не укрепляет, не поддерживает. Он словно не слышит молитв отца Силуана, его покаяний и просьб. Монах отдает Богу все, у него нет семьи, других интересов и дел, Бог – Единственный, к Кому он стремился. И вот Господь, бывший таким милостивым, любящим, вдруг лишает всех утешений, прежде всего общения с Собой. Почему? За что? Что есть еще у подвижника в жизни? Отец Силуан молится, но Бог молчит.

«Он чувствует себя один на один со всей силой Зла, с действием сатаны, и все его существо охватывает страх и ужас, не сравнимые ни с чем на Земле, потому что в них есть мрак вечной гибели. Душа познает то, что есть дьявол, познает силу его жестокости; пораженная колоссальностью стоящего перед ней зла, от ужаса, отчаяния и трепета не может молиться. Она слышит дьявольское: ты в моей власти, а на Бога не надейся и забудь Его.

Не воображением, но действительно погружаясь во ад, в сень смертную, и не обретая с собой Бога, душа страдает невыносимо. В это время она не способна осознать это состояние как испытание, она чувствует только, что Бог оставил ее. Несмотря на предельно доступный для него подвиг и труд, человек  страдает настолько тяжко, что, если бы было возможно, он отказался бы от всякого бытия», – описывает это тяжелейшее в жизни монаха состояние преподобный Софроний.  

Лекарство от гордости

У собора святого великомученика Пантелеимона в Старом Руссике (ските Свято-Пантелеимонова монастыря). Афон. Фото: Владимир Федоренко

Святому Силуану в этот страшный момент хватило сил произнести молитву Иисусову, и он услышал в ответ: «Держи ум свой во аде и не отчаивайся».

Как понимать эти слова?

Сам преподобный говорил, что этими словами Господь научил его смиряться. Старец с готовностью соглашается, что эти испытания были вызваны его гордыней. Как сам запишет позже, он утратил чувство сокрушения, необходимое в предстоянии Богу: «Хотя грехи прощены, но всю жизнь надо о них помнить и скорбеть, чтобы сохранить сокрушение. Я так не делал, и перестал сокрушаться, и много я потерпел от бесов…»

Опыт многих поколений подвижников учит, что энергия гордости в человеке настолько велика, ее силой весь человек отравлен в такой степени, что для борьбы с ней, исцеления от нее, нужны сверхобычные средства.

Когда душа подвижника, имевшая общение с Богом, в промыслительной богооставленности опытно встречается со Злом, с дьяволом, она видит его настоящее лицо; человек познает истинную сущность гордыни, которая в миру многим представляется как нечто вполне допустимое: любовь и желание власти, пристрастность к деньгам, своеволие, признание в себе особых достоинств, равнодушие и осуждение других. Именно гордыня как противостояние, вражда Богу не дает человеку видеть свои грехи, каяться и примириться с Богом.

Человек слабой веры, часто незаметно для себя вполне подчиненный гордыне, в тяжкие периоды жизни склонен оценивать все из своего страдальчески-болезненного состояния, начинает ненавидеть свою жизнь и весь мир, а Бога считать источником мучений – то есть отчаивается.

Подвижник способен увидеть в этом испытании безумие гордости, отвергнуть ее и принять страдания как «достойное по делам своим», сохранив веру в любовь и милосердие Христа, тоже страдавшего и воскресшего. Такая вера делает человека другом Божиим: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у Него сотворим» (Ин. 14:23).

Более того – пережитый опыт может стать для подвижника аскетической практикой. После второго переживания богооставленности святой Силуан при приближении состояний самодовольства или уныния (обратной стороны гордыни) сам «бросал» себя во ад (пережитое им состояние), чтобы попалилось семя гордости. При этом он держал крепкую память о милости Божией. Некоторые подвижники, борясь с гордыней, принимали подвиг юродства, чтобы терпеть всякое от людей. Другие святые просили Бога отнять у них дары прозрения, исцелений – только чтобы не слышать похвалы и превозношений. 

Печаль, которая страшнее любого наказания

Монастырь Святого Пантелеимона на горе Афон, современный вид. Фото: Татьяна Чухрова/РИА Новости

Конечно, ответ Бога старцу Силуану в абсолютной степени под силу совсем немногим, о чем он сам говорил своему ученику Софронию. Однако эти слова Бога содержат и универсальный смысл. Они способны помочь любому в его обстоятельствах переносить страдания с надеждой.

Важно только верить в то, что по своей жизни, умонастроению, состоянию ума и сердца, готовности на грех человек не может рассчитывать на пребывание с Богом. Ведь ад – это отделение от Бога, от Его любви, от смысла, радости, надежды, блаженств Жизни вечной. Удивительное описание ада дает Исаак Сирин: самое страшное мучение грешников в аду состоит в том, что теперь, когда они вполне осознают любовь Божию к себе, по причине собственных грехов они не могут ни принять ее, ни ответить на нее: «…мучимые в геенне поражаются бичом любви, ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение вящее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания.

Неуместна никому такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией. Любовь есть порождение ведения истины, которое дается всем. Но любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников, как и здесь случается другу терпеть от друга, и веселит собою соблюдших долг свой. И вот, по моему рассуждению, геенское мучение есть раскаяние».

Бог силен избавить верящих Ему от ада по Своей милосердной любви. Ведь Он уже ради грешников принял страдания на кресте. И если мы сами Божией любви хотим, мы не отчаиваемся.

Один из святых так комментирует мысль о терпении страданий с верой: когда Бог дает благодать, все идет легко – и молитва, и труд, и отношения с ближними. Когда Бог благодать отнимает, то любое действие, добрая мысль, сопротивление греху – все становится невыносимо трудным делом. И важно в такое безблагодатное время жить так, как ты раньше жил с помощью Божией, и так хранить верность Богу.

* * *

Слева – отец Софроний (Сахаров). Справа – икона преподобного Силуана Афонского. Фото: https://obitel-minsk.ru/

Биограф преподобного Силуана, преподобный Софроний, не описывал каких-либо случаев исцелений, изгнаний бесов и прочих дивных чудес, которые многими считаются обязательными в рассказах о святых, будто бы без них и святой – не святой. Преподобный Софроний описал большее чудо – как на бытийном уровне происходит таинственное – человек начинает принимать от Бога все, что Тот ни пошлет, и доброе, и злое, с миром и готовностью, полнейшим согласием, доверием и упованием.

Так и завершается в новой истории притча об Иове, сказавшем когда-то знаменитое: «Бог дал, Бог взял; да будет имя Господне благословенно». Иов принял свои страдания, но не получил ответ – зачем же было ему страдать, если он чтил Бога и жил по его заповедям? Ведь праведнику Бог обещал благоденствие.

Но Ветхий мир еще только ждал Мессию.

С приходом Христа тем, кто хочет быть Его учениками, Христос сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Отвергнуть себя и взять крест – значит отвергнуть свою гордыню, фарисейское представление себя праведным, не как «прочие неверы, воры, зазнайки, лентяи, блудники» и пр., и менять свою жизнь с греховной на добрую, принимая всю сопутствующую такой перемене боль.

«Гордой душе Господь не являет Себя. Гордая душа, хотя бы все книги изучила, никогда не познает Господа, ибо она гордостью своею не дает в себе место благодати Святого Духа, а Бог познается только Духом Святым» (преподобный Силуан Афонский).

Источники:

«Старец Силуан Афонский». Архим. Софроний (Сахаров), Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в г. Москве., 1996 г.

«Преподобный Силуан Афонский». Жан-Клод Ларше. – Москва: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2016. 

«Слова подвижнические». Прп. Исаак Сирин. 

Воспоминания схиархимандрита Серафима (Томина): Глава преподобного Силуана Афонского // Христианос. Альманах. № 1. Рига, 1991. С. 77–86.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version