17 марта в Москве состоялся праздник под названием «Нас много». Он был посвящен Международному дню людей с синдромом Дауна. Больше всего хочется говорить именно об этих людях и их родителях, а не о самом празднике, который, безусловно, был организован прекрасно: продуманно и тепло. Как и положено всем хорошим праздникам.
Почему такое невозможно на детской площадке, в школе или детском саду – чтобы обычные дети играли бок о бок с необычными? Эта мысль становится навязчивой, когда видишь, что за одним столом сидят всякие разные дети и взаимодействуют совершенно полноценно и без всякого дискомфорта с обеих сторон. Я не знаю, готовили ли детей «обычных» ко встрече на празднике с «особыми» детьми, но и те и другие ведут себя естественно. Девочка с синдромом Дауна показывает девочке без этого синдрома бусы, которые она сделала. Та хвалит и в ответ показывает свои. Мальчик с синдромом Дауна бегает вокруг колонны за мальчиком без синдрома Дауна. Еще два мальчика танцуют под ритмичную музыку и повторяют друг за другом движения и звуки. Через какое-то время вообще перестаешь обращать внимание на то, где какой мальчик или девочка. Все – играют, танцуют, пьют, едят, плачут, смеются, сидят на плечах у пап, спят на руках у мам, общаются со сверстниками.
И родители этих детей не облечены в доспехи, не излучают внеземное сияние, не свидетельствуют своим лицом о сказочных подвигах. Родители как родители. Спокойные доброжелательные обычные родители. Молодые и не молодые, в джинсах и в платьях, папы и мамы. Даже бабушки. Вообще, не совсем понятно, насколько правильно говорить о родителях этих детей, что они – герои. Я думаю, что это просто неуместно, потому что они не более, чем родители своих детей, эти люди, встреть их на улице, и не подумаешь, что они – статистическая редкость, те самые 15%, кто не оставляет своих детей-даунят в роддомах.
Тут же на празднике проходит фотовыставка «Папа» фотографа Максима Гончарова и организации «Синдром Дауна». На фотографиях – папы детей с синдромом Дауна. Я не могу ручаться за то, что конкретно хотел сказать своими работами автор, но все-таки кажется, что это нечто вроде: «Вот папы, вот их дети. Обычные папы, обычные дети. Можете посмотреть сами и убедиться».
– Мам, сделай мне прическу, как я люблю.
– Высокий хвост или просто «мальвинку»?
– Хвост! Буду лисой.
За детскими столами идет погружение в «Нумикон». Это такая методика обучения детей счету. В коробке лежат пластмассовые пластинки с отверстиями. Одно отверстие – одно число. Если в двух словах, то методика нацелена не на рациональное запоминание и осмысление числа, а на тактильное восприятие и понимание. Она не так давно была изобретена в Англии и ей активно пользуются при обучении арифметике дошкольников и особых детей. И тут я начинаю немного завидовать особым детям, потому что такое начало изучения математики гораздо интереснее счетных палочек, или что там еще предлагают в детских садах обычным детям. Мой ребенок тут же это подтверждает: «это два». И для убедительности просовывает пальцы в дырочки. Пальцев получается тоже два.
А еще по всей площади праздника – большие рисунки детей. У каждого свой номер. Это для аукциона, который прошел в конце праздника и на котором можно было купить любой понравившийся рисунок. Правда самые красивые рисунки не продаются – это выставка работ воспитанников «школы Святого Георгия». Ну и стоит ли говорить, что эти обычные детские рисунки не отмечены печатью «особенности»?
Над праздником работали пятнадцать организаций, занимающихся особыми детьми. От «Даунсайдапа» до Центра лечебной педагогики. То есть почти все. Банально, конечно, говорить о радости такого объединения во имя общего дела. Но это и правда радостно, что есть организации, которым есть дело до людей с синдромом Дауна, что этих организаций становится больше с каждым годом. Настолько больше, что они смело могут сказать: «Нас много».