Из старого Иерусалима в Новый

К сожалению, посетить нашу страну смогли не все дети, трое девочек были вынуждены остаться из-за проблем с документами: привезти палестинских детей, пусть даже и из православного приюта, в Россию — задача сложная

В начале августа настоятельница иерусалимского монастыря св. Марии Магдалины (РПЦз) игуменья ЕЛИЗАВЕТА (Шмельц), вместе с двумя насельницами того же монастыря, привезла в паломничество по святым местам в России пятерых арабских девочек 10-15 лет, воспитанниц монастырского интерната для детей из неблагополучных семей в Вифании. С паломнической группой познакомились наши корреспонденты Елена СЫСОЕВА (фото) и Дмитрий РЕБРОВ (текст).

Вифанские школа и приют были основаны при монастыре св. Марии Магдалины в первой половине двадцатого века двумя англиканскими монахинями, принявшими православие. Сперва здесь был госпиталь, потом школа, — для бедной арабской деревушки это серьезный культурный центр. Изначально школа и интернат в Вифании обслуживали только христиан, люди привозили сюда детей со всей Святой земли. Но теперь, когда из-за тлеющего арабо-израильского конфликта, Палестина оказалась разделена на несколько фактически несообщающихся частей (перекрыты даже внутренние дороги, связывающие Израиль и Палестинскую автономию), из 350 воспитанников школы христиан только 17 местных детей: 4 католиков и 13 православных (православные живут в приюте здесь же при монастыре). Остальные – мусульмане.

Учиться в русской школе престижно, уровень образования там высок и родители-мусульмане охотно отдают сюда учиться дочерей, несмотря на иконы в классах и другую христианскую атрибутику. Для многих женщин учится здесь — большая удача: в палестинской среде на девочек смотрят в первую очередь как на будущих жен, и родители часто не слишком заботиться об их образовании, а одна выпускница вифанской школы поступила даже в Оксфорд, что для арабских женщин и вовсе фантастика. Кроме того, православная школа сравнительно не дорогая (для того уровня образования, которое она дает), а арабские семьи в Палестине, как правило, бедны. Виной всему бесконечные конфликты с Израилем, имеющие последние годы тенденцию усугубляться, плюс неразбериха и волнения в самой автономии. Ещё восемь лет назад граница между израильским государством и палестинской автономией была открыта, многие арабы работали на израильской стороне, а израильтяне покупали дешевые продукты в палестинских магазинах. Теперь пограничный режим стал более строгим, с израильтян берут штрафы за посещение палестинских территорий, а палестинских мусульман и христиан израильское правительство старается не пускать на свою землю. Кроме того, как нам рассказали сестры, в течение этого года многим, в том числе и местным христианам, еще предстоит выбрать между палестинским и израильским паспортом: «А если человек выбирает между палестинским паспортом и любым другим — он обычно выбирает любой другой, никто не хочет иметь палестинский паспорт».

«Православные арабы на Святой Земле находятся сейчас в очень сложном положении. Они зажаты между двух огней: между израильским государством, для которого они враги, и между палестинскими мусульманами, для которых они пятая колонна, нежелательный элемент — вот почему современная палестинская христианская община тает на глазах. Люди стараются уехать отсюда, не находя себе место ни по ту, ни по эту сторону баррикад. Они оказываются везде чужими,- рассказывают сестры. – Мы приехали сюда, чтобы показать девочкам, что есть страны, где православие является доминирующий религией, где православных большинство, чтобы все, что они увидят здесь, им запомнилось на всю жизнь. Мы хотим, чтобы они укоренились в этой традиции, привезли на родину этот свой новый опыт».

К сожалению, посетить нашу страну смогли не все дети, трое девочек были вынуждены остаться из-за проблем с документами: привезти палестинских детей, пусть даже и из православного приюта, в Россию — задача сложная. Кроме того, чтобы купить билеты, необходимо добиться специального разрешения от еврейских властей, чтобы те пустили арабов в свой аэропорт. Власти Израиля слишком боятся терактов, и появление граждан палестинской автономии в международном аэропорту — для них целое событие. За помощью сестрам пришлось обратиться напрямую к послу Российской Федерации Петру Владимировичу Стегнию, а с билетами помогла российская авиакомпания «ТрансАэро», оплатив перелет для всей паломнической группы туда и обратно, автобус для поездок по России предоставил Сретенский монастырь.

В России девочки посетили Троице-Сергиеву Лавру, Новый Иерусалим, Хотьково, Шамордино, Малоярослдавец, Оптину Пустынь, Марфо-Мариинскую обитель, Сретенский монастырь, храм Христа Спасителя и многие другие храмы Москвы и Подмосковья. Были в Кремле, на представлении в цирке, на аттракционах на Воробьевых горах, посетили Третьяковскую галерею, покатались на метро и пригородных электричках. Все это было в их жизни впервые.


«В Палестине многие арабы-христиане холодно относятся сейчас к своей вере, точно так же как и в России многие русские. Конечно, кроме нашей школы существуют в Иерусалиме и другие крупные христианские арабские общины, и арабские православные школы, православное скаутское движение. И все же, не смотря на это, христиан стало мало и эта поездка, как мы ожидаем должна укрепить их в вере», — делятся ожиданиями сестры на прощание.


По московским улицам вместе со своими наставницами гуляют девочки из Палестины: Марьям, Александра, Даниэла, Юля и Наташа

Матушка Елизавета — потомок белоэмигрантов, перебравшихся после революции в Австралию, до приезда на Святую землю, работала в таможне. Несмотря на то, что родилась и выросла она не в России, она прекрасно говорит по-русски. «В Австралии русские дети учат язык при храме, в т.н. субботней и воскресной школе. Хотя, честно сказать, когда я была маленькая, мне, как и многим, было это сложновато: после пяти дней в обычной школе учиться по выходным не всегда хочется, рядом ведь океан, тянет на пляж, искупаться», — рассказывает м.Елизавета.

Игуменья Елизавета в России уже в одиннадцатый раз. «После восстановления евхаристического единства мы можем причащаться теперь и здесь, когда приезжаем как паломники», — радуются сестры


Сестра Марфа, руководительница приюта – стопроцентная немка в совершенстве владеющая русским языком. Произношение у нее даже лучше чем у матушки Елизаветы и с воспитанницами она старается тоже общаться на русском




Новый Иерусалим был построен патриархом Никоном как своего рода копия иерусалимских святынь, поэтому для палестинских девочек, хорошо знакомых со «старым» Иерусалимом, эта поездка стала неким мостиком между двумя православными традициями


Не успеваем мы зайти на территорию монастыря, как встречаем «земляков». На встречу нам идет пожилая монахиня: «Это же мать Екатерина из Елеонского монастыря!» — удивляются Гефсиманские сестры. Мать Екатерина здесь проездом с Соловков



Экскурсию по подмосковным иерусалимским святыням мы проходим в обратном порядке — здесь храм Гроба и святыни расположены чуть иначе, чем в Святой земле, но мы пытаемся осмотреть их в том порядке, в котором девочки видят их на родине. «Здесь в Иерусалиме греческий предел, а тут две лестницы, — поясняют сестры, — Все это напоминает храм Гроба, но достаточно отдаленно»




Кафаликон – основной предел трехнефной базилики и Кувуклия – само место Гроба Господня, расположенное напротив, в настоящем храме Гроба Господня гораздо больше. «Дети вы помните как правильно выходить?» — спрашивают воспитательницы палестинских девочек когда они покидали подмосковный «гроб» Спасителя. «Да-да, помним: нужно выходить спиной»



После «Гроба» все отправляются на «Иордан». Река Истра действительно похожа, «только зелени у нас меньше, разве что зимой… а так по ширине Иордан почти такой же» — говорят нам палестинские паломницы


В порграмму поездки входило и посещение Москвы. У Вечного огня девочки увидели, как четко, в ногу шагают солдаты Почетного караула. Им понравилось


На Красной площади познакомились с русской девочкой, которая подарила им куклу. Гостьи в ответ подарили иконку св. Марии Магдалины. Такие иконки они дарили всем, с кем общались в течение этой недели


В храме Василия Блаженного


Храм преподобномученицы Елизаветы Федоровны в Опалихе



Встреча с заслуженным художником Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Белюкиным. Художник получает иконочку св. Марии Магдалины


Представление в цирке на Цветном бульваре всем понравилось. После представления удалось познакомиться и пообщаться с семьей клоунов Емелиных









В Музее народных промыслов в Сергиевом Посаде. Мастер-класс по росписи матрешек завершился созданием произведений искусства






В пути девочки не теряли времени даром. Например, Марьям любит спрягать русские глаголы: я беру, ты берешь, вы возьмете






Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?