Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Из детского дома в семью – тема для дискуссии

Хотим вам предложить обсудить тему, которая в последнее время становится все более и более громкой – вопросы так называемой деинституционализации жизни детей-сирот. Деинституционализация (выговорить это слово невозможно, но смысл его прост) – это когда дети-сироты живут не в сиротских учреждениях (институтах) – детских домах, интернатах, приютах, а в семьях. Что, кстати сказать, коснется не только тех, кто так или иначе работает с детьми-сиротами, но и общества в целом – ведь основное изменение заключается в том, что те 188 тысяч (по другим источникам, 250 тысяч) детей, что сегодня живут в детских учреждениях, завтра (ну или послезавтра) будут жить в замещающих семьях, то есть в наших с вами семьях. Это, на наш взгляд, повод не только к профессиональной, но и к более широкой общественной дискуссии

Уважаемые коллеги!
Хотим вам предложить обсудить тему, которая в последнее время становится все более и более громкой – вопросы так называемой деинституционализации жизни детей-сирот. Деинституционализация (выговорить это слово невозможно, но смысл его прост) – это когда дети-сироты живут не в сиротских учреждениях (институтах) – детских домах, интернатах, приютах, а в семьях. Казалось бы, на первый взгляд, можно вздохнуть с облегчением – наконец-то, акцент с «детдомовского», «интернатского» воспитания, издержки которого общеизвестны, смещается на семейные формы жизнеустройства. Наконец-то появилась надежда, что дети, лишившиеся кровной семьи, все-таки не останутся без дома и родителей (то что называют замещающей семьей). И судя по тому, что вопросы деинституционализации обсуждаются на самом высоком уровне, похоже, что вся система общественного воспитания детей-сирот скоро подвергнется решающим изменениям. Что, кстати сказать, коснется не только тех, кто так или иначе соприкасается с детьми-сиротами по роду занятий, но и общества в целом – ведь основное изменение заключается в том, что те 188 тысяч детей, что сегодня живут в детских учреждениях, завтра (ну или послезавтра) будут жить в замещающих семьях, то есть в наших с вами семьях… Это, на наш взгляд, повод не только к профессиональной, но и к более широкой общественной дискуссии.
То, что ребенку лучше в семье, чем в детском доме, вряд ли кто-то оспорит всерьез. Другой вопрос – как ему в эту семью попасть? Кто ему эту семью найдет? Как узнать, что именно эта семья ему подходит? Как помочь семье, если она не справляется с ситуацией, что делать, если выяснится, что семья не сможет воспитывать этого приемного ребенка? Таких вопросов – десятки.
В качестве одного из вариантов ответов предлагается перепрофилировать существующие детские дома и интернаты в центры поиска и сопровождения замещающих семей. Аргументируется это тем, что в детских домах и специалисты по работе с сиротами есть, и материальная база готова (не надо другие помещения искать), то есть сотрудников надо подучить немного – и пусть продолжают работать, теперь уже не детей-сирот воспитывать, а семьи им подбирать, потом семьи сопровождать. С этого вопроса нам хотелось бы и начать дискуссию. Как вы считаете, насколько эффективной будет работа таких «перепрофилированных» (а по сути, вынужденных заниматься совсем другой работой) детских домов, насколько готовы к этому администрация и педагоги?
У нас перед глазами московский опыт (в Москве пошли по этому варианту). Сегодня в городе 12 патронатных учреждений. Из них хотелось бы выделить детский дом №19 – который более 10 лет назад и был создан именно как ПАТРОНАТНОЕ учреждение (тогда в порядке эксперимента) и все эти годы занимался УСТРОЙСТВОМ ДЕТЕЙ В СЕМЬЮ, и на эту идею работают и администрация, и команда педагогов, этому обучены все специалисты. Надо сказать, и результаты соответствующие – более 300 детей выросли в семьях, а не в «институтах», и выяснилось, что людей, готовых стать патронатными воспитателями, не так уж и мало, а главное, что практически любого ребенка можно устроить в семью – даже подростка, даже инвалида. Выстроена целая система работы такого учреждения – где есть служба подбора и сопровождения семьи, родителей специально готовят к приему ребенка, ребенка готовят к размещению в семью, семьям оказывается педагогическая поддержка…
Остальные 11 патронатных учреждений стали участниками эксперимента 2 года назад. До этого они были «обычными» детскими домами и интернатами – стационарными учреждениями, где дети живут годами. Что-либо «переделывать» в них не стали, просто «довесили» «отдел по патронатному воспитанию», специалистов особенно не «переучивали» (так и хочется спросить – кому их переучивать?), и для большинства детей там ничего не изменилось. А если где устроили 4-5 человек (из примерно 100) на патронат – это уже большая удача. (Для любителей цифр можем сказать, что к концу 2005 года в Москве на патронатном воспитании в семьях было 154 ребенка, из них около 100 – в детском доме №19, остальные около 50 – в еще 11 патронатных учреждениях, т.е. по 4 с половиной ребенка на учреждение).
Подобный подход представляется нам воплощением принципа «и волки сыты, и овцы целы». Можно одним росчерком пера «назначить» существующие детские дома и интернаты стать «патронатными» или назвать их «центрами по семейному жизнеустройству» – и менять ничего особенно не нужно, а детских домов больше нет. И мы в духе времени устраиваем детей в семьи, а не держим в социальных гетто. А что дети по-прежнему живут в учреждении, и большинство из них не только никогда не попадет в семью, но даже и не узнает, что оно патронатное, так это что ж – «они только начали, им учиться надо», – как говорят сегодня высокие чиновники о ходе московского эксперимента. А почему учиться надо не у специалистов-практиков, а на детских жизнях, методом проб и ошибок, без опоры на существующий опыт – об этом в Москве не говорят ни на каком уровне. Что ждет нас на уровне страны?
Еще один важный вопрос – вопрос о поиске потенциальных замещающих родителей, что закономерно включает в себя вопрос о широком информационном поле. Тоже, казалось бы, очевидно, что каждое учреждение должно кропотливо работать со своим кругом потенциальных семей, ведь кто лучше специалистов учреждения знает нужды конкретных детей. Широкое информирование масс никак не может отменить взаимодействия педагогов учреждения с выбравшими именно их потенциальными родителями. А одна из последних московских идей – сделать единый телефон, по которому будут звонить все потенциальные родители, и кто-то на этом телефоне будет распределять их по учреждениям. Кто это будет? Какая служба? И зачем нам монополизм в этой области? Разве ничему не научил печальный опыт чиновников, которые хотят иметь и имеют от усыновления (особенно международного) нечто иное, чем моральное удовлетворение? А чего стоит идея создать сайт, на котором разместить информацию о потенциальных приемных родителях (хоть это и противоречит, кажется, Семейному кодексу). И якобы этот сайт смогут увидеть в том числе и сами дети-сироты, и сами смогут выбирать (?!) себе родителей… (Нас, как практиков, от таких идей, даже на уровне слухов, в дрожь бросает…)
Хочется все-таки верить, что здравый смысл победит. Что из предложенных моделей будут выбраны не те, что полегче, и не те, что устраивают всех, а все-таки те, что уже доказали свою эффективность. Нам кажется, что важно в этом хоре голосов услышать голос специалистов, ежедневно взаимодействующих с детьми, голос тех, кому на практике придется заниматься реализацией всяких моделей. Важно услышать альтернативные точки зрения. Важно провести общественную экспертизу предложенных идей.
Важно понять, чем мы заплатим за непродуманные шаги.

С уважением Наталья Степина,
РОО «Я – человек», к.ф.н., социальный педагог

Ждем ваших откликов по e-mail: notabene-dia@list.ru

Источник: Сайт РОО «Я – человек»

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?