Критику в адрес таких-сяких «попов» слышал, наверное, каждый. Порой вполне справедливую. Однако если священник не потерял главное – веру, любые его немощи Господь властен исцелить, и даже больше.
Господь посетил
Отец Алексий Гнеушев (1762–1848) с самых первых дней служения отличался хамоватым отношением к ближним, а еще крепко выпивал. Чем дальше, тем больше позволял себе батюшка, пока однажды не случилось с ним явление ангела.
Как-то ночью, когда он крепко спал, в дверь громко постучали. Ночной гость прибыл из соседней деревни. Он попросил батюшку скорее поехать, причастить умирающего.
Отец Алексий встретил гостя неприветливо:
– Чего ты меня тревожишь по пустякам? Наверняка больной подождет до утра! Езжай обратно.
Здесь надо заметить, что по церковным канонам священник обязан даже остановить богослужение (если просьба пришла прежде выхода священства во время Херувимской), чтобы причастить человека перед смертью в критической ситуации.
Отец Алексий об этом, конечно, знал, но лег спать. А уснуть не получилось: перед глазами стоял умирающий, ждущий причастия. Не выдержав укоров совести, священник наскоро собрался и поехал.
В полутемной избе под тускло мерцающими лампадами на лавке лежал усопший. Возле него отец Алексий увидел ангела, который держал в руках Святую Чашу – Господь послал Своего вестника, чтобы не оставить умирающего христианина без причастия из-за нерадивости священника.
От увиденного ноги отца Алексия подкосились, он упал и зарыдал. До самого рассвета, плача, священник простоял на коленях, и вся прежняя жизнь пронеслась перед ним.
С тех пор близкими и дальними было замечено: батюшка стал другой. Если раньше любил вкусно и много поесть, вволю выспаться, выпив перед сном стаканчик-другой чего покрепче, то теперь ел понемногу и раз в сутки, ночи проводил в молитве, о спиртном думать забыл.
Служение по обязанности, наскоро-формальное, заменилось на вдумчивое и молитвенное, люди находили в нем сочувствие и скорую помощь, в том числе материальную. Денег за требы с бедных отец Алексий не брал. Если жертвовали состоятельные – часть отдавал на благоустройство храма, а оставшееся раздавал.
После службы плел лапти, которые потом раздавал беднякам. Во время рукоделия любил тихонько напевать духовные песни, например: «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть…».
И со временем по молитвам новоявленного подвижника стали происходить реальные чудеса.
Реальные чудеса
Таня Растригина с рождения не могла ходить. К отцу Алексию мать пронесла ребенка на руках 25 верст. Священник помолился и помазал ноги девочки маслом из лампадки. Утром мама с дочкой на руках отправились в обратный путь. По дороге на полпути до дома Танечка попросила маму опустить ее на землю и начала ползти. Так повторилось несколько раз, а когда подошли к дому, то девочка, к изумлению родных, уже уверенным шагом вошла в избу.
Скованного цепями бесноватого купца привезли к отцу Алексию. После молитв священника купец полностью исцелился и в благодарность хотел пожертвовать крупную сумму денег.
Отец Алексий не взял пожертвование, а посоветовал помочь украшению Успенского храма села Бортсурманы. В следующий раз купец приехал с мастерами, привез тяжелые чугунные плиты для пола, которые до сих пор лежат в Успенском храме.
Лука Шулаев был рыбаком. Это был для него единственный способ прокормить семью. Неожиданно начальство ему запретило рыбачить. Рыбак пришел к отцу Алексию, который его утешил и пообещал, что ему через какое-то время снова разрешат ловить рыбу, а пока пусть не ропщет, потерпит.
Через два года запрет на рыбалку сняли, и у Луки был небывалый улов, с лихвой окупивший два безработных года.
У одного крестьянина умерло 18 детей в младенческом возрасте. Когда жена родила очередного ребенка, супруги попросили молитв о его благополучии у отца Алексия. Священник предложил помолиться вместе, а потом посоветовал назвать мальчика Симеоном. Эту историю рассказал следователям сам Симеон, которому в 1913 году было 80 лет, когда собирали сведения для канонизации отца Алексия.
Самым удивительным чудом Божьим по молитвам святого Алексия Бортсурманского стало воскрешение ребенка.
В деревне Бортсурманы умер 12-летний мальчик. Ребенка жители села называли «ангелом» – он неожиданно появлялся в тех местах, где люди ругались или начиналась драка. Мальчик тихонько стоял и просто смотрел. А люди приходили в себя и страсти стихали.
В день смерти мальчика несколько пьяных мужиков учинили жестокую драку между собой. Мальчик, как всегда, стоял рядом, но мужики и не думали затихать. Тогда ребенку стало плохо, и он умер. Мужики от ужаса пришли в себя.
По ребенку плакала вся деревня, и его долго не решались хоронить. Только на пятые сутки покойника принесли в храм, когда тело начало явно разлагаться. Но отец Алексий никак не мог начать отпевание. Со слезами он ушел в алтарь и, подняв руки к небу, начал молиться:
– Боже мой, Боже мой! Ты видишь, нет у меня сил дать отроку сему последнее целование… Не попусти же меня, старца, раба Твоего, иерея, уйти из храма сего посрамленным, что я по немощи своей прервал требу сию… Не по силам она мне, Господи… Внемли стенаниям и плачу раскаявшихся, внемли страданиям родительского сердца, внемли старческому моему воплю… Не отнимай от нас отрока сего, Тобою данного нам во исправление, для вразумления, для утешения и прославления Имени Твоего Святого… Не Ты ли, Господи, сказал, что дашь все, о чем с верою будем просить Тебя! Не Ты ли, Милосердный, изрек: «Просите, и дастся вам»…
Боже Праведный, в храме сем нет никого, кто бы смог подойти к отроку сему с целованием последним… Нет этих сил и у меня, старца… Боже наш, помилуй нас, услыши нас, Господь и Бог мой… Так, Господи, так, но воскреси же его, ибо Ты все можешь, Ты наш Господь и Вседержитель… по смирению, а не по гордости дерзаю…
В храме все словно замерло. Прекратились всхлипывания и причитания. Неожиданно мальчик, лежавший в гробе, сел. Отец Алексий взял его на руки, отнес в алтарь и причастил.
Люди долго не могли прийти в себя. Многие мужики после того случая прекратили пить.
В 1913 году была создана специальная комиссия, которая собирала случаи помощи святого Алексия Бортсурманского для того, чтобы его прославить в лике святых. Канонизация состоялась только в 2000 году, но почитали старца святым и при жизни, и сразу после смерти.
Молитесь, люди…
Одним из самых ярких чудес, происшедших по молитвам отцу Алексию в наши дни, стало исцеление в 2011 году от онкологического заболевания молодой женщины Елены из села Семеново. После этого события Елена написала стихотворение:
«Вот доктор пишет приговор,
И мне не верится, что скоро
Я вас покину, в мир иной
Меня ведет моя дорога.
Уж на рассвете поутру
Ты не разбудишь поцелуем,
И я тебе не расскажу,
Что ты один, кого люблю я.
Ладошки дочкины в ночи
Целую, к сердцу прижимая.
Помилуй, Господи, прости,
Но мне не нужно даже рая
Без тех, кого я так люблю,
Кем сокровенно дорожила,
Хотя о чем я говорю?
Ведь рай я вряд ли заслужила.
И я молилась всем святым,
Что только есть на этом свете.
Помилуй, Господи, прости!
Он чудесами мне ответил.
А в исцеление свое
Я до сих пор еще не верю.
Молитесь, люди, всем святым
И праведному Алексею».
Праведный Алексий и преподобный Серафим
Преподобный Серафим Саровский, современник отца Алексия, говорил о нем: «Сей человек своими молитвами подобен свече, возженной пред престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов».
Если к преподобному кто-то приходил за помощью из мест, где служил св. Алексий, старец отправлял их обратно, говоря, что у них есть свой ходатай перед Богом – отец Алексий из Бортсурман.
Люди отмечали даже внешнюю схожесть между преподобным Серафимом Саровским и праведным Алексием Бортсурманским. Помещик из Нижнего Новгорода И. Я. Каратаев говорил об отце Алексии: «Особенное впечатление производили его глаза, светившиеся миром, любовью и какой-то внутренней духовной радостью; взгляд его был глубоким и проницательным; казалось, что он насквозь видел каждого человека и читал в душе его самые сокровенные мысли и дела».
Последние девять лет жизни отец Алексий провел «на покое» по состоянию здоровья – ноги так распухли от стояний и служб, что обувью для старца служили корзины-вязанки, так как в сапоги они уже не помещались.
Это время отец Алексий жил отдельно от домочадцев, в небольшой пристройке, где стояли небольшая печка, жесткая кровать, стол со стульями и аналой перед иконой Богородицы. Когда бы к нему ни зашли, видели старца молящимся. До конца своих дней отец Алексий принимал посетителей, делая небольшой перерыв на дневной отдых.
Свою кончину отец Алексий предчувствовал. В этот день он был одет во все белое, утром причастился, тихо сидел возле окна, непрестанно благословляя людей, собравшихся у его кельи. Он молился о них, а они – о нем. Перед смертью священник повторял: «Кто будет помнить меня, того и я не забуду». Так тихо и безмятежно отец Алексий и отошел ко Господу – вот по-другому не скажешь.
Отцу Алексию Бортсурманскому особенно часто молятся от избавления от алкоголизма, а теперь и других химических зависимостей. Сам с помощью Божьей преодолевший тягу к алкоголю, он помогает тем, кто хочет, да не может с ней справиться.
Чудесные случаи такой помощи стали происходить сразу после смерти отца Алексия. Андрей Боков, крестьянин из Бортсурман, больше 20 лет пьянствовал, напиваясь до потери сознания. Ему противна была такая жизнь, а сил измениться не было. Он стал ходить на панихиды, которые служились у могилы отца Алексия, и просил святого о помощи. В скором времени у Андрея полностью пропало желание пить.
Встреча с дедом-праведником
Дочь протоиерея Владимира Вигилянского и писателя Олеси Николаевой, сценарист Александрина Вигилянская однажды заинтересовалась историей своих предков. С августа 2016 года ее настойчиво стала посещать мысль о том, что нужно поехать в село Курмыш, где, как она узнала, когда-то служил ее дедушка.
Повинуясь какому-то внутреннему чувству необходимости, девушка собралась в поездку за 600 км.
В Курмыше ей предложили съездить в Бортсурманы, где как раз проходило празднование в честь годовщины обретения мощей праведного Алексия Бортсурманского, великого подвижника. 20 км для приехавшего за 600 км из Москвы труда не составляли, и Александрина поехала.
В храме на глаза Александрине попалась книга о жизни святого Алексия. Руки сами перевернули пару страниц, и в глаза бросился абзац, из которого она поняла, что речь идет о ее родном дедушке с пятью «пра». Девушка уверена, что это он позвал ее на свой праздник.
После той встречи с дедом-праведником Александрина открыла фонд в честь святого Алексия Бортсурманского и написала о нем книгу. Благодаря деятельности фонда был возрожден храм Успения, в котором служил праведный Алексий. А эмблемой фонда стало изображение ангела, держащего в руках Святую Чашу.
При подготовке статьи использованы источники:
- Бондаренко В. Святой праведный Алексий Бортсурманский (Гнеушев, 1762-1848): «Это мой долг и обязанность молить Бога обо всех…» // Святые старцы. М., 2020. С.46-66.
- Вигилянская А. Помните обо мне… Святой праведный Алексий Бортсурманский (Гнеушев). Материалы к житию. Собрание архивных сведений о жизни и чудесах бортсурманского старца: воспоминания, письма, дневники, неизвестные свидетельства святости. М.: МДА, 2021. – 372 с.
- Иеромонах Макарий Симонопетрский. Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. – М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2011.