Православный портал о благотворительности

Итоги 2024 года для НКО: турбулентность закончилась, пришло спокойствие

Рекордные сборы, разовая эмоциональная благотворительность, возвращение объемов пожертвований к уровню 2021 года – каким был 2024-й, рассказали представители третьего сектора

Годом интенсивного и устойчивого развития называет уходящий год Анастасия Фатова, исполнительный директор благотворительной платформы Tooba в России: «Если в 2023-м порядка 30% общих сборов относились к ЧС, то в этом году цифра минимальная. То есть сегодняшние пожертвования становятся регулярными».

После падения объема пожертвований в 2022 году ситуация стабилизировалась, отмечает Елена Шлегель, руководитель благотворительной платформы «СберВместе»: «Пожертвования вернулись к фондам, они практически все плюс-минус в тех же объемах, как и в 2021 году».

Клиентская благотворительность банка заключается не только в платформе «СберВместе» – это еще и пожертвования, которые поступают на счета благотворительных фондов через мобильные приложения «Сбера» и десктоп-версию. Cредний размер пожертвования через них почти в два раза меньше, чем на «СберВместе» – 330 против 600-700 рублей, но при этом в целом число пожертвований растет на 30% в год, говорит Шлегель.

«Количество транзакций тоже не растет, к сожалению: 80% человек жертвуют один раз в год, – говорит руководитель «СберВместе». – Либо губернатор попросил, либо увидели листовку, либо в семье случилась беда и сработала эмпатия: мне плохо, пойду помогу. Большой всплеск пожертвований был во время мобилизации. Но это маленький чек, это не осознанная, системная, а эмоциональная благотворительность, которой мы все немножко боимся. Но она есть, и хорошо, что она есть».

Регионы сильнее вовлечены в повестку, в эмоциональный фон, но в «СберВместе» надеются, что в сотрудничестве с НКО смогут перевести этих жертвователей из импульсивных в разряд постоянных системных доноров.

Бизнес сокращает бюджеты на благотворительность

Один из трендов года – постепенно сокращаются бюджеты компаний на социальные программы, поэтому становится сложнее заниматься корпоративным фандрайзингом, отмечает Дарья Буянова, директор по маркетингу Благотворительного фонда «Добрый город Петербург».

– Бизнесу интересны программы, которые параллельно укрепляют саму компанию, помогают решать ее деловые задачи. Соответственно, это требует и от нашего фонда углубленного понимания того, как устроены бизнес-процессы, как интегрировать в них социальные программы, – говорит эксперт. – Нужен более сильный акцент на интеграцию и более «умные» программы. Поэтому за 2024 год изменились работа фонда с бизнес-компаниями, фандрайзинг и наши партнерские программы. У фонда в этой связи сильно выросли уровень экспертизы и сложность задач.

Например, мы разработали для одной крупной компании всероссийскую программу развития корпоративного волонтерства, охватывающую все регионы присутствия компании и тысячи ее сотрудников.

Желание НКО сотрудничать друг с другом и развивать сообщества

Еще один тренд, который отмечают в фонде «Добрый город Петербург», – работа с местными сообществами. «В этом году мы разработали методику и провели на ее основе эксперимент – что такое добрый город для горожан и туристов. Пробуем анализировать, как местные НКО могут живо и понятно рассказывать о пользе своей работы местным жителям – так, чтобы жители становились сторонниками добрых дел, поддерживали НКО в волонтерском, финансовом плане. Около 250 организаций участвовали в семинарах, где проверяли работоспособность этой методики. Они оценивали свои города, села, генерили партнерские проекты, помогающие территории стать «добрее». Мы обратили внимание на такой эффект, как любопытство организаций друг к другу, готовность сотрудничать, желание увидеть, кто что делает еще на их территории.

В НКО приходит больше старших сотрудников, создаются мультивозрастные команды

Население продолжает становиться старше, продолжительность активной жизни – дольше. Уже давно фонд ведет благотворительную программу «Старшие», в которой со смыслом помогает людям жить интересно во второй половине жизни. Благодаря этой программе мы стали чаще принимать на работу старших и помогать им в трудоустройстве. Есть несколько крупных проектов с компаниями по корпоративному волонтерству, внутри них мы также пробуем создавать программы, содействующие занятости старших и приглашению их на работу.

«С другой стороны, мы видим, что с молодым поколением надо немного иначе выстраивать рабочие процессы, – говорит Дарья Буянова. – Уже сейчас тут проявляются некоторые сложности и вызовы, но в то же время – и радости работы в мультивозрастной команде, где одновременно есть и взрослые сотрудники, и очень молодые сотрудники, и средний возраст.

При этом найти кадры, особенно фандрайзеров, менеджеров, руководителей, сложно. Вакансий много, а закрываются они медленно.

Кому чаще помогали россияне

Впервые за всю историю работы Фонда Хабенского сумма пожертвований от благотворителей превысила миллиард рублей. При этом 70% пожертвований – от физических лиц.

В день акции «Щедрый вторник», 3 декабря, через онлайн-платформы и сервисы был пожертвован 41 млн рублей. Объем пожертвований на благотворительность вырос на 71% по сравнению с днем акции в 2023 году. Рекордные сборы показала платформа «Совкомбанк про добро», новый партнер «Щедрого вторника»: пользователи платформы за один день пожертвовали более 33 млн рублей.

Как и раньше, наиболее популярными группами для пожертвований остаются дети. Из этой категории благополучателей можно выделить помощь детям с онкозаболеваниями. «Сбер» спросил клиентов, почему они жертвуют на таких детей, и большинство ответили, что сразу видят результат – я даю деньги, вы делаете операцию, ребенок выздоровел и идет в школу.

«Отчитываться за детей с онкологией легче всего, там всегда вау-эффект, а все остальное тяжело оценить, например затраты на сирот. Если мы не показываем, как эти деньги помогли детям с опытом сиротства, то они так и останутся без помощи жертвователей», – говорит Шлегель.

Но кроме вау-эффекта, у жертвователей есть запрос на долгосрочные изменения. Среди НКО, которые научились это сочетать, руководитель «СберВместе» называет пензенский фонд «Рука помощи бездомным животным».

«Это первый фонд, который пришел к нам не за кормом, а за оборудованием для клиники – монитором наблюдения за дыханием животного под наркозом. Мы такие: ребята, будете очень долго собирать, но давайте попробуем. И мы закрыли этот сбор за два месяца, – рассказала Шлегель. – Спросили у клиентов почему. Они говорят: слушайте, это круто! Монитор – не мешок корма, это долгосрочная, системная помощь. Ну и еще, наверное, это может быть эмоционально близко владельцам собственных питомцев, которых приходилось лечить».

Новые технологии на службе НКО

Кроме работы с амбассадорами, блогерами и волонтерами, в 2024 году Tooba активно развивала механики геймификации: добавления «ачивок» (от англ. achievements – награда. – Ред.) внутри приложения и рейтинга для стимуляции пользователей. Не забыли и про фонды: добавили несколько механик для удобства работы внутри приложения, а также внешнюю ленту и карточки реккурентов.

«Технологии постепенно внедряются в благотворительность, сильного скачка, как в прошлом и позапрошлых годах (популяризация ИИ), не случилось, – говорит Анастасия Фатова. – Ожидаем, что в 2025-м инструменты с умными алгоритмами для ускорения рутинных задач будут использоваться чаще. Это поможет фондам разгрузить сотрудников от ответов на стандартные вопросы, заполнения форм, отчетов, документов и прочее. Как и раньше, советуем фондам изучать фандрайзинг, становиться максимально открытыми и не игнорировать новые digital-инструменты».

Новый конкурс грантов

Фонд Потанина запустил новый конкурсный сезон, подведение итогов пройдет в следующем году.

«Во-первых, мы скорректировали финансовые условия, увеличив грантовые фонды, – рассказала генеральный директор фонда Потанина Оксана Орачева. – Во-вторых, определили три основные темы, с которыми будем сквозным образом работать дальше. Прежде всего, нас заботит устойчивость организаций, действующих в сферах образования, культуры, социального спорта и некоммерческого сектора. Мы стремимся помочь им стать стабильными и развиваться, используя широкий спектр инструментов. Это не только грантовая поддержка, но и образовательные программы, а также информационная помощь».

ПНИ на пятидневке

БОО «Перспективы» смотрят на уходящий 2024 год с оптимизмом, говорит директор по внешним связям Светлана Мамонова. Удалось сохранить все направления деятельности, а также больше интегрировать подопечных в социум: участвовали в летнем фестивале «Бессонница», продолжили реализацию проекта «Глазами разных»: на машинах «Яндекс. Такси» в Петербурге и в Москве размещены картины художников – подопечных из арт-студии «Перспектив».

«Намечен план по открытию в ПНИ отделений пятидневного пребывания: уже идут разговоры о том, чтобы делать интернаты не местом проживания, а ресурсным центром, в том числе поддержки семьи, делать их более открытыми, – говорит Мамонова. – Приняты два важных нормативно-правовых акта. Первый касается допуска посетителей в интернаты, второй – требований к медицинским волонтерам. Теперь посетители могут заходить в комнаты (а раньше могли встречаться только в коридорах), а от добровольцев требуется только отсутствие повышенной температуры тела. Это очень важно, потому что раньше учреждения в каждом регионе выдвигали совершенно необоснованные требования к медицинским анализам волонтеров».

Пережить кризис

Центр лечебной педагогики «Особое детство» в 2023 году переживал системный кризис – не хватало денег на работу. Помогли друзья и попечители ЦЛП: организация выжила, выстояла и отмечает свое 35-летие.

«По сравнению с 2023-м этот год прошел для нас очень хорошо, – говорит Анна Битова, глава ЦЛП, председатель правления Альянса «Ценность каждого». – Нам с коллегами удалось закрепить в федеральном законе сопровождаемое проживание, социальную занятость и сопровождаемую трудовую деятельность людей с инвалидностью. Получилось включить в законодательство регулирование ранней помощи и использование альтернативной и дополнительной коммуникации».

Еще для ЦЛП важно, что начали работать учебные квартиры сопровождаемого проживания для особых подростков и молодых людей в Новой Москве. Расширяется Альянс «Ценность каждого»: сейчас в нем 63 организации со всей России.

2025 год должен стать решающим по большому количеству направлений, говорит Битова: «Идет работа над нормативными документами, касающимися ранней помощи, к 2030 году все процессы уже должны быть отлажены. У нас большие планы по мониторингу учреждений соцзащиты, где живут особые дети и взрослые. Мы прилагаем много усилий, чтобы сделать лучше жизнь людей с психическими нарушениями, живущих и дома, и в интернатах».

Хотим проснуться в мире, где наша помощь больше никому не нужна

С основания в 2022 году и по сегодняшний день фонд помощи беженцам «Дом с маяком» помогает людям, которые приехали с Украины. В конце 2023 года начал помогать беженцам из Нагорного Карабаха. А в августе этого года, после начала активных боевых действий в Курской области, запустил программу помощи для беженцев из приграничных областей РФ.

«В этом году у нас было много пиар-активностей, фандрайзинговых мероприятий: концерты, поэтические вечера, киновикторины и даже круиз, – поделилась Марина Власова, исполнительный директор фонда «Дом с маяком», который помогает тяжелобольным детям и молодым взрослым до 30 лет. – А наша отдельная радость – увеличившееся количество подписок на ежемесячные пожертвования». За год у фонда стало на 4000 подписок больше, и сейчас их более 10 000.

А еще в этом году «Дом с маяком» готовил к запуску платформу для волонтерского фандрайзинга. «Мы решили назвать ее «Давайте соберемся». Каждый человек может создать на ней сбор к особому событию или без повода и провести его в поддержку пациентов Детского хосписа. Давайте в следующем году будем чаще собираться, чтобы делать что-то хорошее вместе», – призывает Власова.

Программный директор фонда помощи беженцам «Дом с маяком» Кира Абраменкова говорит, что команда будет помогать столько, сколько в их помощи будут нуждаться, опираясь на поддержку неравнодушных людей и подстраиваясь под внешние события и обстоятельства. «Но больше всего мы хотим однажды проснуться в мире, в котором наша помощь больше никому не нужна, потому что все могут вернуться домой».

Коллажи Татьяны СОКОЛОВОЙ с использованием фотографий из официальных групп ВК «Рука помощи бездомным животным», ЦЛП «Особое детство»

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version