Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Испытание для веры

Трудно отыскать более благодатное место для благовествования, для проповеди о Христе, чем тюремная территория. Фоторепортаж из «Матросской тишины»

Трудно отыскать более благодатное место для благовествования, для проповеди о Христе, чем тюремная территория. Страдая, ее обитатели хватаются за веру как спасательный круг – изо всех сил, мертвой хваткой. Но, справедливости ради, тоже далеко не все… 14 октября, в день празднования Покрова Пресвятой Богородицы по благословению святейшего Патриарха Кирилла проводилась благотворительная акция «День милосердия и сострадания ко всем во узах в темницах находящимся» Как все это происходило – наш фоторепортаж из «Матросской тишины»

Цель мероприятия – привлечение церковной и светской общественности к христианскому попечению о лицах, находящихся в местах лишения свободы, по слову Спасителя «В темнице был и вы пришли ко Мне». Святейший Патриарх Кирилл предложил провести в храмах молебны и сбор пожертвований. Священникам и добровольцам православных организаций, участвующим в окормлении заключенных города, в этот день необходимо посетить все камеры учреждений и поздравить заключенных раздачей благотворительной помощи.


Крестовоздвиженский храм в больничном корпусе открыт с 2003 года. Несколько священников из московских храмов чередой служат в нем литургии. Каждые две недели по средам по камерам больничного корпуса проходят добровольцы Общества «Вера, Надежда, Любовь», записывают желающих на богослужение. Перед литургией (за две недели) для желающих в духовном центре проводится беседа. По средам свободные от литургий священнослужители и помогающие им добровольцы приходят в СИЗО для совершения треб в двух других больничных корпусах (исповедь, причастие, крещение)


Бригадир строителей не верил, что домовую церковь можно перестроить из камеры и обустроить за один месяц, крутил у виска пальцем. А через три недели бежал за добровольцами и кричал: «Вы видели, что уже сделано в храме? Невероятно!» Храм, вернее, домовую церковь, переделали из камеры за месяц, а освятили через три месяца после начала строительс­тва


Председатель Общества помощи узникам в тюрьмах «Вера, Надежда, Любовь» Высоцкая Наталия Леонидовна. В прошлом – адвокат, после создания Общества помощи узникам в тюрьмах, в 1991 году пришла в «Бутырку», а в 1992 – в «Матросскую тишину». Благодаря ее настойчивым усилиям в больничном корпусе «Матросской тишины» появились храм, через несколько лет, в помещении бывшей матрасной, Центр Духовно-нравственного просвещения, организовано православное окормление заключенных


«Вознося в сей день усердные прошения о людях, находящихся в заключении, многие из которых сознательно причинили боль окружающим, нанесли вред здоровью ближних, ущерб имуществу, мы уповаем, что Господь просветит их души светом Истины, духовно преобразит их жизнь, направит на путь покаяния и уврачует, в том числе, и нашей любовью, состраданием и милосердием…» (Из послания святейшего Патриарха Кирилла)
На снимке: доброволец общества «Вера, Надежда, Любовь» раздает желающим заключенным иконки


На пожертвования для заключенных сегодня приготовлены незатейливые подарки:


писчая бумага, конверты, шариковые ручки для того, чтобы написать письма близким…


…носки…


…печенье…
Подарки самые простые, но в условиях неволи бесценные


Батюшки окропляли святой водой православных через «кормушки». Наверное, трудно отыскать более благодатное место для благовествования, для проповеди о Христе, чем тюремная территория. Страдая, ее обитатели хватаются за веру как спасательный круг – изо всех сил, мертвой хваткой. Но, справедливости ради, тоже далеко не все…



Отец Владимир в первый раз оказался в «Матросской тишине» в качестве общественного защитника своего бывшего прихожанина. Тот получил двадцатилетний срок за убийство двух человек, которые оскорбляли его религиозные и нравственные чувства. Батюшке в «казенном доме» приходилось переступать через себя неоднократно. Например, тогда, когда пришлось крестить профессионального киллера, убившего до этого двадцать человек, но теперь искренне раскаивающегося, или исповедовать националиста на руках которого трупов не намного меньше…

Но не меньший след в его душе оставило другое происшествие.
Однажды на исповеди один из сидельцев признался, что 19 лет болеет СПИДом. Его пугала мысль, что от него может заразиться дочь. Когда дошло до причастия, смертельно больной взял в рот Святые дары и тут же выплюнул их словно – огонь. Хорошо помощница успела подхватить их на плат.
Священник признается:
– Ругаю себя: «Дурак, допустил до причастия. Теперь расплачивайся». Что делать? Нужно потреблять. Пришлось, – признается, – выдержать небольшое испытание для веры. Правда, потребить святыню непосредственно сразу я не смог, перед этим погрузил ее в Чашу
На исповеди в больничном корпусе священнику не редко приходится стоять лицом к лицу с больным туберкулезом. У кого-то – закрытая форма, у кого-то открытая. Но, Бог милостив, случаев заражения не было ни единого


Иеромонаху Тихону, также участвующему в череде богослужений в тюремном храме больничного корпуса не раз, по его словам, хотелось все бросить и никогда сюда больше не возвращаться. Удерживала же его фраза архимандрита Иоанна Крестьянкина, который сказал: «Ничего себе не проси, но если что-то дали, сам не бросай»


Батюшка старается в подробности грехов не вдаваться, так как, по словам митрополита Антония Сурожского, в данной ситуации «есть недоверие обоюдное». Ведь преступник не может быть уверен, что перед ним точно священник, а не переодетый, скажем, сотрудник спецслужб. Поэтому, если его расспрашивать подробно, это может только повредить


Многие добровольцы, когда ходят в тюрьму, считают, что это их молитва, покаяние, помощь родным и близким


– Вы не скажете, в каком году образовалась армянская Церковь? – поинтересовался старик из проема очередной «кормушки».
Наверное с целью доказать сокамерникам, что армянская – древнее русской, мол, чем древней, тем истинней. Но иудейская, заметим, еще древней, а Христа распяли.
С другой стороны, такие диспуты приятны. Трудно себе представить, что покупатели в магазине или пассажиры на автобусной остановке в наше суетное время станут вести подобные споры. В первые же века о догматах спорили даже на рынках.
Камера же, при желании, и сейчас располагает



– У меня жизнь очень плохая. Я – мстительная. Пока не отомщу, не успокоюсь. Мне нужен духовный наставник, чтобы исправить мою судьбу


Священник Феодор


Как поется в песне В.Высоцкого:
Мне нельзя на волю – не имею права, –
Можно лишь – от двери до стены.
Мне нельзя налево, мне нельзя направо –
Можно только неба кусок, можно только сны.
Сны про то, как выйду,
как замок мой снимут…


Как мою гитару отдадут.
Кто меня там встретит?


…Кто меня обнимет?
И какие песни мне споют?


Но романтика в местах лишения свободы имеет место, наверное, только в песнях. Некоторые офицеры охраны серьезно считают, что хорошо бы сюда приводить на экскурсии подростков. Чтобы самим им заглянуть в глазок камеры, глотнуть спертого воздуха, прогуляться от стенки до стенки, чтобы не делать им лишних глупостей и дорожить бесценной свободой


По коридору повели новенького (с сумкой на плече – на заднем плане)


Слева – Сергей Анатольевич, атаман Амурского казачества. По его словам, попал в СИЗО через «подставу». Боролся с махинациями банков. И, вместо банкиров, сам оказался на нарах.
Так это или не так, неизвестно, но не секрет, что некоторые сидят в неволе безвинно. Вспомнить только «украинского Чикатило», вместо которого около десятка человек успели посадить, а одного расстрелять, пока не поймали самого


Этот внутренний тюремный двор только в последние годы наблюдали через решетку своих камер многие известные россияне: глава КГБ СССР В.Крючков, министр обороны Д.Язов, пытавшиеся спасти страну от развала и прочие ГКЧПисты, первый вице-президент Российской Федерации А.Руцкой, вдова генерала Рохлина, архитектор финансовых пирамид С.Мавроди, Ходорковский (признан в РФ иноагентом), Лебедев… Вот жизнь – как американские горки: то вознесет до небес, то низвергнет в пропасть. А так же – киллер Солонник (которому, кстати, чуть не единственному удалось отсюда сбежать в 1995 году), адвокат Магницкий, здесь и скончавшийся, битцевские маньяки, московские скинхеды – всех не перечислишь…


А чтобы, кстати, не сбегали, машины на выезде тщательно досматривают. С собаками. Если же затруднен визуальный осмотр, как в данном случае, когда кузов гружен строительным мусором, до дна прокалывают специальным длинным прутом



В реанимации. У заключенной Елены – очередной инфаркт. Доктор считает, что виной тому – плохие сосуды


В тюремной пекарне



Ростислав из хозотряда (скоро его ждет условно-досрочное освобождение):
– Хочется поблагодарить батюшек за их череду, что из раза в раз они приходят в тюрьму, чтобы служить литургию, совершать требы.
Когда человек попадает в тюремную камеру, в первые дни его никто не трогает…Я лежал на нарах две недели. Вообще, я – не курящий, но тут выкуривал с утра одну сигарету, выпивал стакан воды и валялся без движения еще сутки. Прошло два месяца, как я расстался с женой, семьей, когда узнал, что здесь есть храм. Не представляете, какая это радость, какое утешение, что можно выйти из камеры на исповедь…


…Низкий поклон, продолжает Ростислав, – сотрудникам Общества «Вера, Надежда, Любовь».
Зеки ведут себя так, что к ним нельзя прикоснуться. Если кого из них случайно задеть, воспринимают как личное оскорбление. Многие из них спустились недавно с гор, у иных – непомерная гордость.
Матушки же из «Веры, Надежды, Любви» пробиваются сквозь их ряды, раздавая иконки, святую воду: это тебе, это тебе…


…И диву даешься, как спокойно ребята реагируют, как иссякает их гордыня


«Нам,- считает отец Владимир, – полезно ходить сюда и для нашей души. Здесь лучше понимаешь, как грех искажает человека. Когда выходим из тюрьмы на свежий вольный воздух и радуемся, что сами находимся по эту сторону решеток. Наглядно понимаем, как легко через греховную черту переступить и как потом тяжело за это расплачиваться»

о. Андрей РАДКЕВИЧ

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?