Недавно мы отпраздновали 67-ую годовщину окончания Второй Мировой. Этот великий и радостный, хоть и «со слезами на глазах», праздник, вошедший в русский лексикон, как День Победы, до сих пор сохраняет особое – не только государственно-патриотическое, но и личное значение для многих из нас, чьим отцам, дедам и все чаще прадедам пришлось принять на себя основной удар военной мощи Третьего Рейха, чтобы, отбросив противника с родной земли, освободить от гитлеризма и страны Восточной Европы. Мы решили отметить этот праздник, вспомнив некоторые фильмы о роковых сороковых и задумавшись, достойны ли мы называться детьми, внуками, правнуками победителей над фашизмом.
10 иностранных фильмов о второй мировой
10. Лодка (Das Boot, 1981) . Сверхтщательно сделанная историческая реконструкция деятельности знаменитой немецкой подводной лодки U-96. Создатель, немецкий режиссер Вольфганг Петерсен только к съемкам готовился более пяти лет. Классическая картина о Битве за Атлантику.
09. Долгий путь домой (The Long Voyage Home, 1940) – еще один оскароносный фильм на морскую тему, снятый знаменитым Джоном Фордом, интересен тем, что пытается быть драмой, хотя в пересказе скорей напоминает черную комедию. Написан по нескольким пьесам Юджина О’Нила, содержит несколько занятных сюжетных линий: одного героя подозревают в немецком шпионаже, а он всего лишь алкоголик, патриархальная Швеция предстает рассадником наркотического угара и т.д.
08. Враги (Feinde, 1940) . Образец пропагандистского кино, снятого по заказу гитлеровской Германии бывшим учеником Станиславского Виктором (Вячеславом) Туржанским. Рассказывает о вымышленном геноциде, который устроили немцам поляки перед тем, как Третий Рейх остановил кровавый беспредел. Любопытно сравнить с нынешней продукцией телеканала НТВ.
07. Война на море от Гавай до Малайзии (Hawai Mare oki kaisen, 1942) . Мировой зритель помнит американские военные боевики про Перл-Харбор, а вот альтернативная точка зрения – разумеется, в неменьшей, если не в большей, степени пропагандистская, но несопоставимо менее известная.
06 Поколение (Pokolenie, 1955) . Первый в трилогии, из которой наиболее известен «Пепел и алмаз», этот фильм Анджея Вайды, основанный на одноименном романе и сценарии Богдана Чешко, рассказывает о мрачной жизни в оккупированной Варшаве.
05. Великий диктатор (The Great Dictator, 1940) . Самая знаменитая, пожалуй, сатира на Адольфа Гитлера интересна тем, что этот (первый звуковой) фильм Чарли Чаплина вышел до объявления войны США — Германии, и тем самым причинил официальным лицам определенные дипломатические сложности. В то же время идея режиссера ввести в комедию линию двойников – всесильного тирана и маленького человека еврейского происхождения – вызвала много нареканий.
04. Иностранный корреспондент (Foreign Correspondent, 1940) . Главный редактор влиятельной американской газеты, опасаясь гитлеровской экспансии в Европе, начинает собственную шпионскую игру с помощью собкорра, засланного в самую гущу событий. Скорее, триллер, нежели пресловутое военное кино, этот британский фильм Альфреда Хичкока отобран здесь для пущего разнообразия.
03. Армия теней (L’Armée des ombres, 1969) — забытый и недавно открытый заново фильм с Лино Вентурой, Жан-Пьером Касселем и Симоной Синьоре. Игры участников Сопротивления с Гестапо проходят в атмосфере неонуара, неподражаемым мастером которого был Жан-Пьер Мельвиль.
02. Германия, год нулевой (Germania anno zero, 1948) . Один из первых фильмов итальянского неореализма. Документ опустошения великого города как следствия развязанной войны. Бывший военный фотограф Роберто Росселини снимет еще немало самых разных картин, но этот фильм лучше всех подходит под определение обвинительного, антивоенного кинематографа.
01. Тонкая красная линия (The Thin Red Line, 1998) . В отличие от публицистики Росселини, американский отшельник Терренс Малик – глубокомысленнейший философ и наблюдатель сильных мужских страстей. В 170-минутной «Тонкой красной линии», выпущенной после 20-летнего молчания, он исследует судьбы и страхи солдат, сражающихся на острове Гуадалканал в Тихом океане.
10 русских фильмов о великой отечественной
10. Летят журавли (1957) . Мелодраматический, под явным влиянием Льва Николаевича Толстого эпос про судьбы, изуродованные войной. История международного триумфа фильма (Золотая пальмовая ветвь в Каннах) удивительна еще более, чем история его разбросанных по миру персонажей: простой турист из капстраны, будущий режиссер Клод Лелуш, случайно попадает на «Мосфильм» (!), два дня работает ассистентом Калатозова (!) на съемках, возвращается во Францию и убеждает каннское руководство включить фильм в конкурсную программу.
09. На семи ветрах (1962) – хорошо темперированная военная мелодрама Станислава Ростоцкого по сценарию Александра Галича. Блестящий актерский ансамбль, отполированные диалоги, на марше – интеллигентность и юмор, а война лишь грустный повод для расставания хороших, влюбленных друг в друга людей.
08. Сталинград (1949) . Тринадцать лет разницы с предыдущим фильмом, а совсем иная эпоха. Классическое сталинское кино. Госзаказ во всем его величии. Восторженный Андрэ Базен разглядел в исполинской фигуре Сталина (исполненного Алексеем Диким) чаемое всем прогрессивным человечеством явление сверхчеловека. Впрочем, не все были столь экзальтированны.
07. Свои (2004) . Неожиданно удачная работа Дмитрия Месхиева о деревенском старосте (Богдан Ступка), очутившемся в немецком тылу. Ответ скептикам, убежденным, что в российском кино нет ничего, близкого к советским стандартам. Не то, чтобы нам сегодня так обязательно двигаться к этим самым стандартам, и не то чтобы движение это непременно будет плодотворно, но «Свои» доказывают, что возможны и такие варианты.
06. Баллада о солдате (1959) . Картина Григория Чухрая о солдате Алеше полюбилась не только отечественному зрителю, но и западному, на которого, что греха таить, была рассчитана не в меньшей мере. Именно поэтому, опасаясь обвинений в недостоверности, режиссер нарядил героев 1942 года погонами образца следующего года, памятными европейским жителям. Несколько призов на международных фестивалях и признание многих западных мастеров.
05. Белорусский вокзал (1970) . Мелодрама Андрея Смирнова о встрече фронтовиков четверть века спустя, чтобы проводить в последний путь товарища. Психологическое кино о войне без военных действий; жанр, доведенный до совершенства Алексеем Германом в картине
04. Двадцать дней без войны (1971) по сценарию Константина Симонова. Писатель и фронтовой журналист едет с фронта в Ташкент, чтобы повидать семью погибшего товарища, посетить съемки картины по своим очеркам, влюбиться… Одна из лучших серьезных ролей Юрий Никулина.
03. В бой идут одни старики (1973, режиссер Леонид Быков). Одна из самых любимых в народе, обаятельных и вместе с тем надрывных драм о буднях летчиков-истребителей. Смерть в этом фильме не делает скидок на возраст, собирая щедрый, поистине шекспировский урожай.
02. Штрафбат (сериал, 2002, режиссер Николай Досталь) . Еще одно произведение современного российского кино, выполненное по советским рецептам, более того – сталинской закваски. Редкий отечественный фильм, обличающий позорную подноготную массовой отваги (дула НКВД, смотревшие в спины штрафным батальонам).
01. Иваново детство (1962) . Дебютный фильм Андрея Тарковского – шедевр непреднамеренного, если так можно выразиться, пацифизма. В названии картины – горькая ирония, ведь детство приходит к главному герою – подростку-партизану Ивану – только в редких красочных снах-воспоминаниях о мирной жизни.
Торжество и забвение
Подмечено давно и не мной: чем пышнее обрядовая сторона дела, тем в большем забвении пребывает его живой смысл. Не то чтобы расписанный в деталях церемониал был несовместим с равной ему осмысленностью, но практика показывает, что покуда живо, условно, первое поколение свидетелей, никакой, сколько-то подробный регламент для воспоминаний и символических разыгрываний утвердиться попросту не успевает.
Последние годы наша страна празднует День Победы с беспрецедентно усиленным, надрывным размахом, к сожалению, обратно пропорциональным и реальному числу оставшихся в живых реальных ветеранов Второй Мировой, и реальной о них заботе все остальное время года. Поэтому если мы действительно хотим почтить то далекое событие, которому мы не были свидетелями, но опыт которого свято чтим, имеет смысл задуматься, что такое фашизм в современном смысле слова и что именно мы делаем сегодня для того, чтобы он не воцарился вновь. Кроме ношения георгиевских ленточек. И организаций сверхдорогущих (ставших теперь уже ежегодными) парадов, которые мы ухитряемся проводить с невероятной для советских времен помпезностью, несмотря на плачевные пенсии наших стариков.
Сергей Довлатов как-то заметил, что вслед за коммунистами больше всего не любит… антикоммунистов. Кто-то из западных философов XX века (кажется, Вальтер Беньямин) сформулировал нечто очень близкое и еще более емкое по своей сути: «Фашизм – это фашизм + антифашизм». Понимаем ли мы, гордые потомки антифашистских тримфаторов, глубокую мысль, этой формулой высказанную? И если понимаем, то неужели будем согласны с тем, что демонстрация своей военной мощи представляет собой осмысленную реакцию державы-победительницы на свою победу в так называемой «тотальной войне»? И разве нынешнее осмысление этой победы может состоять в чем-либо еще, помимо сопротивления фашистскому мышлению, ранжирующему людей на разные сорта и (не)допускающему их, в зависимости от присвоенного сорта, к базовым жизненным благам? Насколько в этом строгом смысле фашизоидно – или, наоборот, свободно от фашизма – российское общество?
Думается, что 9 мая – идеальная дата для того, чтобы попытаться ответить на эти вопросы.