Православный портал о благотворительности

Исцеление с Божией помощью

Посоветую также не собирать большое число наркозависимых, даже если имеется достаточный объем работ, выполнение которых теоретически может дать пропитание многим людям. Иначе это начинание может постигнуть неудача. Сначала священник должен проверить себя: сможет ли он любить этих людей, прощать их, с любовью наказывать. Если сможет сам, то как его семья отнесется к этому начинанию? Все надо взвесить. Потому что одного желания и даже горения мало. И не надо пытаться применять при реабилитации какие-то новые психологические технологии, которые нередко носят оккультный характер
Материал газеты “За православие и самодержавие” (СПб)

23 июля 2005 года, в праздник Коневской иконы Божией Матери, исполнится десять лет приходу церкви во имя этого обра- за Пресвятой Богородицы, расположенном в пос. Саперное Приозерского района Ленинградской области. При церкви Коневской иконы Божией Матери действует православный центр по реабилитации наркозависимых. 0 нем мы и беседуем с настоятелем храма отцом Сергием Бельковым.


— В чем заключается и как проходит реабилитация на приходе в Саперном?

— Жизнь на приходе приближена к жизни монастырской общины, у нас есть свой устав. Для поступающих реабилитантов обязательно посещение богослужений и молитвенных правил, труд по послушаниям. Церковный приход арендует несколько гектаров земли, свою кухню мы обеспечиваем овощами круглый год. Построена небольшая ферма для разведения домашнего скота и птицы. На церковной территории есть жилые помещения, духовно-просветительская библиотека, столярная мастерская, баня. Несмотря на обширное хозяйство, цель общины не в производстве, а в реабилитации наркозависимых, и трудовая занятость — один из ее инструментов. Сейчас у нас на приходе одновременно может проживать до двадцати человек, но по многолетним наблюдениям оптимальное число реабилитируемых не должно превышать 10 — 12 человек. Время пребывания на приходе колеблется от 6 до 9 месяцев. Основа реабилитации — воцерковление и труд.
Сходство с монастырской общиной проявляется и в самоуправлении, которое у нас благословляется. Тот, кто живет и трудится давно, по старшинству принимает ответственность за каждого нового подопечного. Это очень серьезная школа: ведь любовь к ближним бывает только свободной и искренней.
Близость к прекрасной северной природе и труд на свежем воздухе сами по себе оказывают благотворное влияние на душевное и физическое состояние наших подопечных. Это важно, поскольку здоровье у них всех подорвано.
После реабилитации мы не оставляем человека своим вниманием, следим за его дальнейшей судьбой. Многие ребята приезжают к нам на церковные праздники. Утех, кто желает, я остаюсь духовником. Они венчаются у нас, крестят своих детей. Мы не расстаемся.

— Как на примере прихода в Саперном можно судить об отношении государственных органов к участию Церкви в решении социальных проблем (наркомании)?
— Государство положительно относится к участию Церкви в решении социальных проблем. Оно готово использовать внутренний потенциал Церкви, однако не очень хочет помогать. Со стыдом приходиться признать, что все религиозные программы в Санкт-Петербурге и Ленобласти по противодействию наркомании за последние пятнадцать лет финансировались только зарубежными агентствами, и лишь три года назад государство стало оказывать частичную финансовую поддержку в решении этой нашей внутренней общегосударственной проблемы.
В настоящее время из-за отсутствия финансирования нами приостановлено строительство реабилитационного центра на тридцать пять человек в пос. Красноармейское Приозерского района Ленобласти и единственного в России специализированного женского центра в пос.Торфяное, несмотря на то, что Администрацией города на целевую программу противодействия наркомании выделяются очень большие деньги. Так, в прошлом году только Комитету по здравоохранению было выделено 36 миллионов рублей, и часть денег, безусловно, могла быть направлена на обеспечение каких-то совместных с Комитетом реабилитационных программ, в том числе и православных. Тем более что каждый год от чиновников этого ведомства можно слышать сокрушение о том, что у них нет загородного реабилитационного центра. Такой центр фактически уже есть, можно было бы совместно развивать этот проект.
Работу в данном направлении затрудняет и то, что в Администрации Санкт-Петербурга до сих пор нет структуры, целенаправленно отвечающей за обеспечение деятельности в области противодействия наркомании. Поэтому приходится прибегать к помощи то Полпредства, то Госнаркоконтроля. Слава Богу, что хоть здесь можно найти понимание и сочувствие, а также попытки помочь. Однако, к сожалению, необходимо отметить, что ни одно письмо, направленное от данных ведомств в различные организации с просьбой поддержать действующие проекты Церкви материально, не нашло положительного отклика у адресатов.
И это еще одна из причин неудач в борьбе с наркоманией. Нет общей концепции, у каждого ведомства свои проекты, а должен быть комплексный подход. Теперь создана Межведомственная комиссия, а толку пока мало. Ее члены даже не проверяют выполнение своих же решений. Так, в прошлом году на базе нашего прихода в Саперном состоялось выездное заседание этой комиссии. Но до сих пор не организовано рекомендованное комиссией руководству Управления Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций освeщение деятельности православных реабилитационных центров Северо-Запада. Необходим контроль за выполнением решений, какие-то рычаги управления. Их нет, пока только разговоры ведутся, и уже пропадает желание участвовать в этих бесконечных комиссиях, совещаниях, конференциях.

– Вы упомянули о недостроенном реабилитационном центре для девушек при церкви cв.Huколая в пос. Торфяном. А почему вами было принято решение о раздельной реабилитации юношей и девушек?
– Это вызывает дополнительные трудности, так как многие из наших подопечных (до поступления и даже во время реабилитации) не считали блуд грехом, а просто отправлением естественного желания. Там, где будут реабилитироваться лица обоих полов одновременно, такие случаи неизбежны.
Но мы не оставляем надежд на появление такого центра. Сотрудничаем в этом направлении с Покрово-Тервеническим монастырем нашей епархии, там есть скит, где реабилитацией наркозависимых мальчиков и девочек занимается матушка Силуана. Она соглашается со мной в том, что, если оставлять на реабилитацию только девочек, их выздоровление пойдет успешней. Иначе многих (и девочек, и мальчиков) приходится исключать. А мы бы со своими ребятами выбирались к ним на два-три дня для помощи в выполнении мужских работ.

— 1 октября 2003 года распоряжением митрополита Санкт- Петербургского и Ладожского Владимира вы назначены руководителем Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму СПб епархии. В чем заключается его работа и что сделано за это время?
— Нами организована амбулаторная работа с наркозависимыми, алкоголезависимыми и членами их семей на базе Александро-Невской лавры — центр помощи «Воскресение». Кроме работы в городе центр готовит и направляет желающих для прохождения реабилитации в монастыри, на приходы и специализированные центры, с которыми установлены устойчивые связи. Этот же центр, в штате которого имеются три священнослужителя, врач-психолог, социальные работники, осуществляет работу по оказанию постреабилитационной помощи лицам, прошедшим реабилитацию в различных реабилитационных системах, в том числе медицинских. Аналогичная работа проводится и при православном братстве св. Анастасии Узорешительницы, храме Спаса Нерукотворного на Конюшенной площади, св. пророка Илии на Пороховых. В СПб епархии организована «горячая линия» по проблемам наркомании и алкоголизма. Кроме нашего центра в пос. Саперном продолжают действовать православные реабилитационные центры в пос. Мельничный Ручей Всеволожского района, при братстве прп. Серафима Вырицкого в пос. Пошехня Псковской области, «Камень» в г. Изборске Псковской области (реабилитируемые и сотрудники, находящиеся в этих центрах, приехали из Петербурга). Начал действовать центр реабилитации алкоголезависимых в пос. Сологубовка Волховского района Ленинградской области. Идут работы по организации православного реабилитационного центра в Тихвинском районе Ленобласти. Продолжают работу в этом направлении Коневский, Зеленецкий, Череменецкий и Введено-Оятский монастыри. Мы сотрудничаем с Варлаамо-Хутынским монастырем Новгородской епархии, Псково-Печерским и Святогорским монастырями Псковской епархии, монастырями и приходами Архангельской, Мурманской, Петрозаводской и Калининградской епархий.
Условия в разных центрах разные. Не везде, как в пос. Саперном, центры расположены при церковных приходах. Например, в пос. Пошехня во главе братства стоят миряне, а священник приезжает к ним с прихода. Своя программа в центре «Камень». Но программы всех наших центров построены на основе православного вероучения, и это их объединяет. Мы обращаемся к генетическим корням народа, и люди нас понимают. Поэтому достигаем поставленной цели.
Можно отметить, что после открытия нашего отдела в Иваново-Вознесенской, Екатеринбургской, Новосибирской, других епархиях были созданы аналогичные отделы или были назначены священнослужители, отвечающие за этот участок социального служения Церкви.
Также наш отдел осуществляет подготовку и издание специальной методологической литературы о реабилитации наркозависимых.

— Какие общие рекомендации могли бы вы дать церковным приходам, начинающим реаби- литировать наркозависимых?
— Во-первых, необходимо иметь для этого определенные условия и возможности, лучше всего загородный дом. Посоветую также не собирать большое число наркозависимых, даже если имеется достаточный объем работ, выполнение которых теоретически может дать пропитание многим людям. Иначе это начинание может постигнуть неудача. Сначала священник должен проверить себя: сможет ли он любить этих людей, прощать их, с любовью наказывать. Если сможет сам, то как его семья отнесется к этому начинанию? Все надо взвесить. Потому что одного желания и даже горения мало. И не надо пытаться применять при реабилитации какие-то новые психологические технологии, которые нередко носят оккультный характер. В православии всего достаточно, жизнь строится по законам церковной общины, а это семья, все просто. Конечно, очень полезно изучение святоотеческой литературы, где можно почерпнуть много практических советов. Бывает, затоскует вдруг человек, а поменяешь ему послушание, и все налаживается. А мог бы и уехать.

— Есть мнение, что для при- влечения молодежи в Церковь необходимо проникнуться ее интересами, овладеть ее языком (такой вариант прочтения апостольского призыва стать «для всех всем»). Известно, что наркоманы общаются между собой на своем сленге. Некоторые священники считают, что надо беседовать с ними с помощью этой нестандартной лексики. Вы поступаете так или нет?
— Считаю эту практику очень вредной. Да, жаргонное слово может быть точным по смыслу, но каждое слово несет определенный энергетический заряд, а так как употребление наркотиков связано с воздействием на человека демонических сил, поэтому любое использование в речи наркоманского сленга и связанных с ним идиоматических выражений мы рассматриваем как использование бесологизмов, что с православных позиций само по себе кощунство и грех. Конечно, наркозависимые ждут совсем иного рода помощи, тем более от православного священника. Может быть, самым большим несчастьем этих людей является отсутствие в их жизни высокого духовного примера. Поэтому все, что делает и говорит священник, работая с наркоманами, требует от него высокой ответственности и нравственной правды. Когда наши подопечные начинают это все понимать, то сами становятся в этом помощниками. Жаргон и пустопорожние разговоры о наркоманском прошлом внутри общины пресекаются самими реабилитантами. «Возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» — говорит нам апостол Петр.

— Отец Сергий, ваша помощь ограничивается несколькими сотнями людей. Как можно было бы использовать этот положительный опыт в масштабах России?
— Можно было бы подсчитать, сколько каждому региону нужно реабилитационных центров, и взяться за их организацию. Известно, что из тех, кто желает проходить реабилитацию в загородных центрах, шестьдесят процентов хотели бы попасть в православные центры. Думаю, что на первом этапе для нашей епархии хватило бы четырех мужских и двух женских реабилитационных центров (пока мы в основном отправляем реабилитантов в другие епархии). Будет больше центров — тогда люди, прошедшие эту программу и получившие исцеление, станут заметнее, результат будет очевиднее. Мы бы уже точнее определили, какова необходимость в центрах, и имели бы возможность более реального влияния на тяжелую нынешнюю ситуацию. А со временем, Бог даст, может, будет спад наркомании, так центры эти легко перепрофилировать на другие социальные нужды. Например, для детей.

— Признаете ли вы другие виды реабилитации, встречался ли вам достойный опыт в этом направлении?
— Я не утверждаю монополию Церкви в реабилитационных программах. Пусть будут разные программы — медицинские, психологические. Кроме тех, конечно, которые совершают насилие над личностью и используют оккультные методы воздействия. Деструктивные секты, например. Пусть каждый ищет свой путь, тот, который считает правильным для себя. Любая программа дает какой-то процент результата стойкой ремиссии. Но практический опыт показывает, что наибольшего успеха достигают религиозные программы. В западных странах — католические, у нас — православные. И это объяснимо, потому что наркомания- это недуг духовный.

…Несколько месяцев назад в церкви Коневской иконы Божией Матери случился пожар. Деревянное строение церкви уцелело чудом, это отметили даже пожарные. Приход жив и трудится, отмечая свое десятилетие.
Тел. отдела по противодействию наркомании и алкоголизму СПб епархии: (812) 274-33-04.

Марина Михайлова


См. также: Бога нельзя использовать как курс лечения,

Территория тишины, или Что такое православный реабилитационный центр

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version