Иордан – одна из священных рек земли. Недлинная, неширокая, не судоходная, с очень холодной водой. В древности по берегам Иордана росли леса и водились дикие звери: пророки Иеремия и Захария упоминают львов, леопардов, кабанов.
Сегодня, правда, остались только лисы, шакалы и гиены, а из прекрасного – газели. Но по-прежнему много птиц, а в реке – рыбы.
В Библии об Иордане говорится уже в Бытии, и связано его первое упоминание с племянником Авраама Лотом: после того, как стада обоих умножились, Авраам и Лот решили разделиться, и Лот выбрал себе «окрестность Иорданскую», она «вся… орошалась водою, как сад Господень» (ср.: Быт 13. 10). А пророк Захария говорит об Иорданской долине как о «Радости Иордана».
Иисус Навин
Первое чудесное событие, происшедшее на Иордане, связано с вступлением израильского народа, шедшего из египетского плена, в обещанную ему Землю Обетованную.
Как говорится в Книге Иисуса Навина, преемника Моисея, Господь явился ему и повелел:«…встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым».
Когда священники, несшие Ковчег Завета, коснулись им вод Иордана, Иордан расступился и народ посуху перешел реку, как прежде море Суф, или Красное море. Это произошло у старейшего города Ханаанской земли Иерихона.
В Книге Иисуса Навина об этом чудесном переходе говорится так: «Вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла» (Нав 3. 16).
По повелению Иисуса Навина из Иордана были взяты 12 камней – от каждого колена народа Израилева.
Пророки Илия и Елисей
Останавливание вод Иордана с тех пор становится знаком Божьим: воды Иордана расступаются, когда Господь возвещает Свою волю.
Например, пророку Илии Бог сказал, что следующим за ним будет Елисей, сын богатого человека. Илья взял Елисея в ученики – тот ушел с ним, не допахав поле и не попрощавшись с родными, как и многие ученики Христа. В знак передачи Елисею пророческого дара Илья милотью (плащом) рассек и остановил воды Иордана.
Елисей, став пророком после Илии, хотел, чтобы его пророческий дар был еще сильнее. Когда Илия, по преданию, вознесся на небо (есть мнение, что не на небо, но в некую сокровенную область, где пророк будет сокрыт до времени), Елисей взял милоть Илии, ударил ей по воде Иордана, и вода расступилась перед ним. Тогда все, видевшие это, засвидетельствовали, что дух чудотворений и пророчеств – с Елисеем.
И история не раз это подтверждала. Один сирийский военачальник Нееман, страдавший от проказы (проказой тогда называли самые разные неизлечимые инфекционные кожные болезни), попросил пророка Елисея о помощи. Елисей повелел Нееману семь раз омыться в водах Иордана.
Нееман разозлился: зачем ему омываться в Иордане, если в Сирии своих рек полно. Но добрые люди вразумили на примерах, что, споря с пророками, можно доспориться и до беды. Нееман оставил пререкания, омылся в Иордане и исцелился.
Крещение Иоанна Предтечи: ничего подобного Израиль прежде не знал
В Новом Завете сначала Иордан – место проповеди Иоанна Предтечи о покаянии, крещения идущих к нему в «воде покаяния» и приготовление народа к встрече с Мессией Христом.
Точное место проповеди и крещения Иоанном Предтечей – вопрос не проясненный. Евангелист Иоанн указывает на Вифавару как на место проповеди Иоанна Предтечи (в ранних рукописях Вифания), а позже сообщает, что Иоанн крестил и в Еноне близ Салима, потому что «там было много воды».
Вода считалась символом очищения и дарования жизни на всем Востоке.
Омовения в воде полным погружением были частью ритуального очищения со времен закона Моисея и совершались перед приношением жертвы.
До Иоанна Крестителя омовения (исключения были среди ессеев) не имели связи с понятиями грехов совести и спасения.
«Некоторые говорят, что Креститель всякого крещаемого, погрузив его по шею в воду, удерживал, пока тот исповедовал свои грехи, и только после исповеди он выходил из воды», – писал об особенностях крещения Иоанна один из отцов.
До Иоанна Предтечи при омовении никогда не было посредника: человек омывался сам. Никто из немалого числа пророков того времени не совершал ничего подобного.
Кроме того, Иоанн Предтеча не посылал омывшихся в Иерусалим для освидетельствования у священников и принесения жертв – как было заповедано Моисеем. Некоторые ученые-библеисты считают – потому, что сам Закон и его обряды народом уже практически не исполнялись, вся культовая система приходила в упадок.
Чтобы войти в приблизившееся Царство Божие, надо было отказаться от своей мнимой праведности. Крещение Иоаново было подготовкой вхождения в новую Землю обетованную – отношения со Христом: «Идет за мной некто, Кто будет крестить Духом Святым и Огнем». Возможно, одним из оснований «Иоаннова крещения» послужили пророческие слова пророка Исаии:
«Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. И, если будет грех ваш, как багряное, как снег, убелю».
О крещении Мессии фарисеев не предупредили
То, что безгрешный Мессия должен принять крещение от одного из пророков, не соответствовало ни одному из ветхозаветных пророчеств.
Крещение Мессии совершенно не укладывалось в иудейскую эсхатологию, где Мессия был царь, который мог творить чудеса, приказывать, призывать, но уж точно не нуждаться ни в каком дополнительном омовении.
Разве Мессия – человек, чтобы ему омываться? Мысль же о Богочеловеке Христе, пришедшем во плоти, для ученых иудеев представлялась невозможной.
Христос в Евангелии говорит о том, что иудеи и фарисеи (сведущие в Законе) не поверили Иоанну Крестителю и не крестились у него. А мытари и блудницы, то есть те, кто признавал свою греховность, поверили и крестились.
И здесь главным оказывается вопрос веры и свободы: ученый Нафанаил, знавший пророчество Михея о рождении Мессии в Вифлееме, возразил Филиппу, когда тот сказал ему, что нашел Мессию – Иисуса, сына Иосифа из Назарета: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Но по слову Филиппа пошел, посмотрел и убедился, что – да, может быть, потому что вот же Христос – Сын Божий, Царь Израилев!
Событие Крещения Господня – событие новозаветной истории. Господь говорит Иоанну Крестителю о смысле Своего крещения: чтобы «исполнить всякую правду». Под «правдой» можно понимать верность Бога обещаниям, данным еще Аврааму.
Крещение Христа – не только факт Его личной биографии, а исполнение замысла о спасении всего человечества, которое возможно только с приходом Мессии.
Разделяется Иордан, и человек делает свой выбор
Разделение вод Иордана при Крещении Господнем, по мнению отцов, склонных аллегорически толковать чудесное событие, говорит о даровании человеку выбора: поверившие Христу и пошедшие за Ним освобождаются от власти греха и смерти, не поверившие остаются «в мире сем», лежащем во власти греха.
У Исидора Севильского это разделение указывает на различия между уже принявшими крещение христианами: одни из них принимают благодать, другие вновь возвращаются ко греху.
Автор приписываемого свт. Иоанну Златоусту сочинения «О реке Иордане» пишет, что, поскольку Иордан течет не в живое, а в Мертвое море, он является образом преходящей жизни.
Львы иорданские
В одном апокрифическом Евангелии есть такая история:
В гроте, недалеко от брода через Иордан, жила львица со львятами. Из страха перед ней никто не мог пройти по этой дороге. Когда Христос пришел к Иордану, львы поклонились Ему, и Он вместе с ними перешел через Иордан, воды которого расступились.
Блаженный Иоанн Мосх рассказывал, что в V веке в монастыре недалеко от Иордана жил монах Герасим (св. Герасим Иорданский, память 17 марта), у которого был верный ему лев по имени Иордан. Он не смог пережить смерть Герасима и умер на могиле монаха.
Так люди, достигшие Земли Обетованной – Царства Небесного, которое здесь начинается, переставали враждовать со зверями, а звери, как Адаму, служили им и любили их.