Святитель родился в богатой и знатной семье, был любимым ребенком и мог прожить вполне благополучную по меркам IV века жизнь, но закончил свои дни в ccылке, преданный собратьями-епископами за свою принципиальность, точнее – за верность заповедям Христа.
Вера, а не карьера
Иоанн получил в жизни отличный старт: мать Анфуса потратила свое солидное приданое на воспитание и образование сына. И не зря.
Получив хорошее светское образование, юноша отправился в риторскую школу (по некоторым данным – к знаменитому Ливанию). Обучение стоило очень дорого, зато красноречие в те времена открывало путь к государственным и публичным должностям. Люди собирались слушать риторов, как сейчас ходят на стендапы или в театр.
Когда у Ливания на смертном одре спросили, кого он оставил бы преподавать вместо себя, тот сказал: «Иоанна, если бы его не похитили христиане». Но Иоанн не торопился строить карьеру.
В 20 лет, летом 367 года, он начал учиться у Диодора, будущего епископа города Тарса. Диодор вел учебную программу под названием аскетерий. Проходившие ее юноши вели строгий образ жизни и изучали Священное Писание, стремясь понять исторический смысл библейского текста (в дальнейшем проповеди Иоанна Златоуста о Священном Писании основывались именно на таком принципе).
Тогда же Иоанн стал готовиться к крещению. Он вырос в христианской семье, но в те годы было принято креститься в сознательном возрасте.
На Пасху 368 года Иоанн был крещен и поставлен в чтецы, а через несколько лет, после смерти матери, отправился к монахам на гору Сильпий, стремясь к иноческой жизни. Он жил в пещере, изучал Священное Писание и почти не спал. После двух лет такой жизни, серьезно подорвав здоровье, Иоанн вернулся в Антиохию, где был рукоположен в дьяконы.
Златоуст – родоначальник коммунизма?
Антиохия в IV веке была настоящим мегаполисом – богатым, оживленным, полным контрастов. Пока состоятельные люди одевались в шелка и золото, нищие развлекали прохожих трюками и пытались разжалобить их, показывая своих больных детей. Ночью бездомные спали в теплой золе перед банями, как сейчас спят в метро и на теплотрассах.
Помощь бедным и немощным была одной из основных обязанностей диакона Иоанна. Он занимался этим делом ревностно и призывал антиохийцев проявлять сострадание к сирым и убогим. Например, советовал супружеским парам каждый день складывать сэкономленные за день деньги в специальную копилку рядом с супружеским ложем, чтобы потом отдать их бедным.
Особое место в проповедях Иоанна, когда он стал священником, занимало обличение богатых.
«Неправедно обогащающиеся здесь понесут там (в вечной жизни – прим. ред.) жесточайшее наказание», – предупреждал он.
Богатство – всегда следствие несправедливости, считал святой, идеалом которого была первохристианская община, где все имущество было общим. Он так усердно критиковал богатых и воспевал милосердие к бедным и совместное владение имуществом, что Николай Бердяев говорил: перед критикой Златоуста бледнеет Маркс. «Святой Иоанн Златоуст был совершенный коммунист», – добавлял философ.
Немецкий экономист Карл Каутский (1854–1938) в своей «Истории социализма» уделял проповедям Златоуста особое внимания, подчеркивая близость его идей к социализму или даже коммунизму. Однако сам Златоуст, в отличие от революционеров XIX–ХХ веков, был далек от мысли о насильственном переустройстве общества.
Он не жаждал общественных переворотов, он говорил о перевороте внутреннем.
Например, он никогда не призывал отменить рабство, бывшее в его дни общественной нормой, но считал, что, если все будут исполнять заповедь о любви к ближнему, рабство исчезнет само собой.
Критиковал серебряные ночные горшки
В 397 году, в возрасте примерно 50 лет, Иоанн был назначен епископом в Константинополь. Служение там он начал с проверки церковного бюджета. Он урезал многие представительские расходы и отказался от роскоши в епископском дворце, а сэкономленные и вырученные от продажи церковных излишеств вроде мраморных колонн деньги жертвовал на строительство больниц и другие дела милосердия.
Новый епископ требовал от всех нравственной безупречности и часто действовал радикально. Например, вдовицам (это были в то время не просто женщины, оставшиеся без мужа, а особый церковный чин – они заботились об украшении храмов и посещали больных) он резко сказал, что, либо они будут регулярно поститься, перестанут посещать общественные бани и откажутся от красивых платьев, либо пусть снова выходят замуж. Женщины обиделись, когда Иоанн бросил им в лицо: «Зачем вы, будучи старицами по возрасту, принуждаете тело снова стать молодым, нося, подобно блудницам, локоны вокруг лба?»
Пышные застолья, посуда из драгоценных металлов, золотые бутылочки для духов и серебряные ночные горшки, которые были в обиходе знати, также резко осуждались епископом.
«Поступать так – стыд. Христос мучается от голода, а ты роскошествуешь или, лучше сказать, безумствуешь. Твой ближний, созданный по образу Божьему, замерзает, а ты окружаешь себя такими предметами!» Иоанн грозил богачам даже отлучением от Церкви: «Если вы не прекратите, то я больше терпеть не буду, я вас отвергну и не позволю переступить через этот порог», а однажды даже осмелился укорить императрицу за несправедливый поступок.
Чужой среди своих, или Суд под дубом
Своей принципиальностью Константинопольский епископ многих настроил против себя. Подлили масла в огонь и интриги других архиереев. В итоге в 403 году над ним состоялся суд, который вошел в историю как Собор под дубом.
Святителю предъявили множество обвинений. Многие из них звучали абсурдно.
«Баню нагревают только для Иоанна, и после того как он искупался… никто не может ее использовать», – гласил один из пунктов обвинения. Иоанн «одевался и раздевался на горнем месте и там ел свою пастилу (сладкие лепешки)», добавлял другой.
Также Иоанн обвинялся в избиении и оскорблении клириков, в продаже драгоценных предметов, в рукоположении пресвитеров и диаконов вне алтаря и других преступлениях. Большинство обвинений были основаны на подтасовке и неверной интерпретации фактов, а то и вовсе на клевете.
Иоанн Златоуст на Собор не явился, считая его незаконным. Однако Собор единогласно вынес приговор о низложении Златоуста с архиерейства.
Такое решение возмутило народ. Всю ночь люди стерегли церковь, где находился Иоанн, чтобы его не увезли насильно, и требовал созыва большего Собора для разбора дела, но император Аркадий решил отправить Златоуста в ссылку. Это сделали тайно, через три дня после объявления приговора, когда народ рассеялся.
Изгнание не было окончательным. Вскоре Иоанн вернулся в столицу и продолжил проповедовать, но его отношения с многими епископами и императором оставались напряженными. Через несколько лет его отправили в дальнюю ссылку, где он и скончался.
Перед смертью святому явился во сне мученик Василиск, предсказавший, что скоро они будут вместе. Когда святитель Иоанн почувствовал приближение смерти, он переоделся в новую светлую одежду, раздал старую одежду находившимся рядом воинам, причастился и умер со словами «слава Богу за все» и «перешел ко Христу».