Иордан – неширокая речка с мутной водой, но с ней связаны великие дела. В дне ходьбы от Иерусалима 2000 лет назад здесь было место Вифавара (и сейчас есть), куда к Предтече шли местные силовики, религиозные лидеры и сотрудники налоговой с вопросом: «Как жить?» Шли под палящим солнцем, по Иудейской пустыне Иорданской долиной (кто бывал, знает). Видно, ответы были важны.
Не знаю, много ли тогда шло к Предтече людей. У меня, скорее, вопрос: много ли народа вообще ищут этих ответов?
Мир полон противостояния, глобальных и локальных конфликтов, житейской суеты и повседневных забот. Но бывает, что человек не может найти покоя в собственном сердце, не понимает, так ли он живет? Куда же идти ныне человеку с живым сердцем, ищущему ответа на вечные вопросы, если Ярденит давно окружен стоянками туристических автобусов, киосками с сувенирами, но главное – нет там того, кто бы эти ответы дал.
Томас Гоббс в «Левиафане» описывает три основные причины всех конфликтов: «…во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие; в-третьих, жажда славы.
Третья категория людей прибегает к насилию из-за пустяков вроде слова, улыбки, несогласия во мнении и других проявлений неуважения по их ли адресу или по адресу их родни, друзей, народа, сословия. При отсутствии гражданского состояния всегда есть война всех против всех».
Этим философ-материалист XVII века, необычайно популярный в наше время, объясняет необходимость государственного принуждения к соблюдению общепринятых правил. Однако именно война всех против всех, в новом прочтении постиндустриальной эпохи, обнаруживает себя в отсутствии авторитетов, в декларируемом релятивизме, в толерантности ко всем проявлениям зла в мире. А значит, в молчаливом содействии злу.
Следствием свободы, развития компьютерно-опосредованных, дистантных коммуникаций и общего технологического подъема в мире является нарастающая социальная атомизация.
Если в аграрном обществе человек ощущал себя частью большего и имел представление о личной ответственности за судьбу той общности, с которой себя отождествлял (включая и исполнение религиозных заповедей, социальных правил), то в нашу эпоху победившего индивидуализма заставить себя сделать что-то непривычное ради общеполезного бывает сложно.
Сложно накормить незнакомых голодных, посетить больных, отнестись к заключенным с сочувствием. Просто потому, что мы с ними – разные.
В этих условиях побуждением к исполнению «социальных заповедей» может быть или создание формальных правил – государственных законов, административных актов и т. п., или добровольная самоорганизация на негосударственных основаниях.
Однако бывает так, что и внешнее принуждение для нас не авторитетно и с какой-либо организацией найти общее не получается, а попытка делать добро «просто так» заканчивается на стадии обдумывания или и бывает единичным «добром».
Но мы знаем, что Слово универсально, что благая весть обращена к каждому и действенна при любой форме общества: при тирании и даже при демократии. И здесь важно понимать, что Иоанн Предтеча определил вечные на все времена принципы отношения человека к своему предназначению.
Во-первых: «Покайтесь!» – изменитесь, не мечтайте только, но сделайте поворот в своей жизни. Выйдите за пределы навязанного миром образа, повернитесь лицом к тем, к кому стояли спиной.
Во-вторых: «Мы не одни. Мы вместе» – поэтому всегда смотрите не только на себя, но дальше, на других, и делитесь тем, что имеете, в той степени, в которой возможно. Это не итоговое радикальное слово Евангелия – отдай все. Это лишь приближение к нему. Недаром единственная молитва, данная Спасителем дословно, обращается к Богу от первого лица множественного числа: «Отец наш…»
В-третьих: «Будь полезен на своем месте и не делай того, чего не подобает». Не добавляй зла от себя к тому, что ты делаешь. Будь доволен тем, что у тебя уже есть.
Мытари брали налоги, а заодно и излишнюю мзду с соплеменников – себе на пропитание. Воины убивали в бою, это было их работой. Но их работой не было грабить и насиловать мирных жителей, хотя многие так и поступали. И сказать в то время солдату: живи на одну зарплату – дорогого стоило. Отсюда и следующее правило.
«Будь нелицеприятен ради истины». Не бойся обличить сильнейших мира сего.
Царь Ирод Антипа, женившись на собственной невестке (которая ему приходилась и племянницей), нарушил все мыслимые моральные законы тогдашнего общества и был вынужден сначала арестовать без суда, а потом и убить св. Иоанна.
Значит, и сейчас важно иметь силу назвать неправду – неправдой, даже если таковая исходит от тех, кто на вершине власти. Но надо быть и готовым пострадать за это.
Там, где Евангелие и Бог занимают место национальных идолов, требующих формального почитания в обмен на внешнее благоденствие и победу над другим «христианским народом», Иоанн Предтеча дает нам уроки неформальной жизни в мире, полном зла.
И неважно, что ты маленький человек на невеликой должности и нет у тебя возможностей творить добро во вселенских масштабах.
Иордан – мелкая речка с мутной водой, но с этой речкой связаны великие дела Божии.
Загадки жизни Иоанна Крестителя: кузнечики, ангелы и «неправильный мед»