Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Иоанн Предтеча, странный человек

7 июня память Иоанна Предтечи, пророка, крестителя и брата Иисуса Христа – Дева Мария и св. Елизавета были в родстве. Христос называл Иоанна другом. А друг не боится задавать «неблагочестивые» вопросы

Святой Иоанн Креститель. Эль Греко, 1600-е. Музей изящных искусств Валенсии
Святой Иоанн Креститель. Эль Греко, 1600-е. Музей изящных искусств Валенсии

Пустыня в сердце

Большую часть жизни Иоанн Креститель прожил в пустыне. Считается, что великим святым там самое место – ничто не отвлекает от дел святости.

Но, как пишет митр. Антоний Сурожский о Предтече, пустыней порой оказывается сердце человека, когда «в нем не только нет содержания вечного, но нет вообще такого содержания, которым можно было бы жить».

У святых это тоже бывает. Митр. Антоний знал, о чем писал. Причем у Предтечи не было ни телефона, ни интернета, ни книг, ни утешительных бесед, где можно пожаловаться опытному в искушениях, исповедать помысел; и только Бог знает, как он все это проходил.

Митр. Антоний: «В этом отношении мы окружены, все, людской пустыней. И вот в этой пустыне и мы призваны, подобно Крестителю, свидетельствовать. Свидетельство Иоанна Крестителя началось не словами: прежде чем вернуться к людям и говорить, прежде чем властно чего-то требовать от них, он сам удалился в пустыню и остался наедине с самим собой и перед очами Божими.

Иногда и нам приходится остаться в таком одиночестве. Бывает это, когда нас оставят ближние, когда сделается вокруг нас пусто.

Бывает это, когда нас тронет болезнь, и тогда, как бы мы ни были окружены заботой, мы чувствуем, что мы одиноки, потому что мы стоим перед лицом жизни и смерти там, где каждый человек один за себя будет решать вопрос жизни и смерти – не только временной, но и вечной.

Бывает, что мы удалимся сами для того, чтобы прийти в себя, и тогда мы знаем, как трудно бывает остаться наедине с самим собой, когда к этому не привык: делается боязно – тогда открывается перед нашим собственным взором внутренняя наша пустота, и в эту пустоту, в эту пустыню нам надлежит войти.

Там будет одиноко, там будет пусто, там будет трудно жить, но только если мы сумеем жить в этой пустыне, с Богом одним, сможем мы вернуться к людям, никогда не теряя Бога и способными, победив себя, победить все».

Усекновение главы Иоанна Предтечи, верного до конца

Посторонился

Явление Христа народу. А. Иванов, 1837–1857. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Явление Христа народу. А. Иванов, 1837–1857. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Креститель на Иордане, действительно, проповедует пришествие Мессии, крестит приходящий к нему народ в «воде покаяния», объясняет, почему без покаяния трудно встретить Бога. И когда на Иордан приходит Христос, «явлением Христа» это становится не для всех. Для кого-то Он так и остается плотниковым сыном, назореем. Увидеть в Пришедшем Сына Божия могут лишь те, кто сам ищет этой встречи

И вот этот победивший, названный другом Господа, умел, когда надо, посторониться. Предтеча говорил: «Мне надо умаляться, а Ему (Христу) расти».

Митр. Антоний: «Кто из нас это умеет делать? Кто из нас, оживив чью-то душу хотя бы добрым словом, не хочет остаться в этой радости взаимного общения? Кто, сказав животворное слово, иногда нечаянно, когда Господь нам дает, не хочет, чтобы вспомнили и никогда не забыли, что было сказано это слово именно им?»

В чем сомневаются святые

«Иоанн Креститель проповедует перед народом»
Иоанн Креститель проповедует перед народом. Питер Брейгель младший, 1601. Рейнский краеведческий музей, Бонн

Но после всех испытаний, всех умалений Предтеча вдруг сомневается – во Христе. «Ты ли тот, Кто должен прийти, или ждать нам Иного?», велит спросить он своих учеников у Христа, и это уже после того, как сам назвал Христа Мессией, «Агнцем Божиим, берущим на себя грех мира», а себя «гласом вопиющего в пустыне», идущим приготовить пути Господу.

Свой вопрос Креститель задает в тюрьме, куда посажен царем Иродом. Он знает, что не выйдет на свободу, впереди смерть. И именно в этот момент приходит мысль: а вдруг вся жизнь – ошибка?

Что это – малодушие, маловерие, слабость смертного часа?

Похожие вопросы может задавать себе любой человек, который хочет быть честным с Богом. Особенно тогда, когда много пройдено и есть «результаты».

А вдруг Бог – только средство, чтобы легче жилось, чтобы не было так страшно, чтобы и «у моей жизни была высокая цель» и был бы я «хорошим»? То, что сегодня называют «невротизацией религии», когда Бог становится  способом облегчить себе жизнь, скомпенсировать ту или иную недостачу, – было в любое время, просто названий научных еще не придумали, но были понятия корысти и лицемерия.

Но ведь их в себе не так легко увидеть. Если долго не видеть и не хотеть увидеть, все может закончиться «разочарованием в Боге».

Митр. Антоний: «Колеблется самая сильная душа, которая когда-либо была на земле. И Христос НЕ отвечает ему. Он не отнимает у него полноты подвига веры и подвига верности до конца. Ученикам, вопрошающим Его, Он говорит: Скажите Иоанну, что вы видите: слепые видят, хромые ходят, нищие благовествуют; и блажен тот, кто не соблазнится о Мне…

Слова, столетиями до этого написанные пророком Исаией. И они возвращаются с этим словом. Остается Иоанну войти внутрь себя и поставить перед собой вопрос: когда он был в пустыне один перед лицом Божиим, – правда ли было это или ложь? Когда он вышел из пустыни проповедовать и приводил людей к новой жизни – правда это было или нет? Когда он увидел Христа и прозрел в Нем Грядущего, – правда это было или нет?.. И Иоанн умер в вере и в безусловной верности.

Как часто бывает, что колеблется наша душа, особенно после того, как мы сделали все, что мы должны были сделать…

Устала душа, меркнет жизнь, клонится наша голова к земле… Стоило ли все это делать?

Я не вижу плода, я не знаю, что будет. Стоило ли все это делать?..

И Господь нам не отвечает на это свидетельством успеха. Он нам говорит: Достаточно того, что все это была правда, что все это было добро, достаточно тебе, что ты сделал то, что надо было. В этом – все».

Еще об Иоанне Предтече:

Иоанн Предтеча отвечает на вопросы

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?