Святой Иоанн Лествичник (VI–VII вв.) свою «Лествицу» – аскетический путеводитель христианина – условно разделил на 30 ступеней, тем самым показывая, что в духовной жизни важно двигаться с терпеливым постоянством, небольшими шагами, сохраняя темп «poco a poco» (мало-помалу, постепенно).
Тише едешь – дальше будешь
Очень важно понять свою меру, считает святой Иоанн: «Есть люди, мужественные душой, – пишет он, – которые от сильной любви к Богу и смирения сердца покушаются на деяния, превосходящие силу их; но есть и гордые сердца, которые отваживаются на такие же предприятия». Человек склонен к тому, чтобы неправильно оценивать свои силы. Переоценив по гордости, впадает в нервное и физическое истощение, разочарование. Недооценив, делает меньше, чем мог бы. Но из этих двух крайностей первая, по опыту св. Иоанна, бесспорно опасней и вредней:
«Я не постился чрезмерно и не предавался усиленному ночному бдению, но смирялся… и Господь скоро спас меня», – писал знаменитый аскет.
Как жить, никого не смущая и не огорчая?
Ближний – наше зеркало, считают святые отцы. Благодаря ближним – в семье, на работе, в интернете и соцсетях – нам дается возможность видеть себя не мечтательно, а в истинном свете: например, мы уверены, что отлично знаем, как решить важный политический вопрос и что именно нужно сделать президенту, о чем и пишем в соцсетях со всей экспертностью. А в ответ получаем плюху в виде «ах, какой отстой».
Так вот тут надо довериться не себе, а ответившему ближнему:
«Чтобы привести нас к смирению, Господь устроил так, чтобы наши язвы лучше всего были видны нашему ближнему, а не нам самим; и потому мы обязаны не себе приписывать исцеление наше, но ближнему и Богу воздавать благодарение о здравии», – пишет Иоанн Лествичник.
То есть если нас огорчает, что на службе начальник, как нам кажется, поступает с нами неуважительно, даже невежливо, – это неглубокий взгляд на дело. В такой ситуации, по святому Иоанну, содержится огромный целительный эффект. И надо не огорчаться, а радоваться, «пить поругание, как воду», потому что гордым это самим Богом прописано для выздоровления, если, конечно, гордящийся – мужественный, серьезный человек, а не духовный младенец.
«Если ты высокомерен, то да будет твоим руководителем человек суровый и неуступчивый, а не кроткий и благодушный», – утешает гордых святой Иоанн,
потому что «небольшой огонь смягчает много воска: часто и малое бесчестие, нанесенное нам, вдруг смягчает, услаждает и истребляет всю свирепость, бесчувствие и ожесточение сердца».
И еще: «Многие называют себя грешниками, а может быть, и в самом деле так о себе думают; но сердце искушается уничижением (от других)».
Важно следить за собой, чтобы и не повредить другому:
«Находясь в общежитии, внимай себе, и отнюдь не старайся в чем-нибудь показываться праведнее других. Иначе ты сделаешь два зла: других уязвишь своею ложною и притворною ревностию и себе дашь повод к высокоумию».
Высокоумность проявляется, считает Лествичник, и у тех, «кто в беседе упорно желает настоять на своем мнении, хотя бы и справедливом. Желание быть всегда правым – признак диавольского недуга (гордыни. – Ред.), и если человек так поступает в беседе с равными, то, может быть, обличение старших и исцелит его; если же обращается так с большими себя, то этот недуг от людей неисцелим».
Гордых Лествичник призывает хотя бы не хвастаться: «Не хвались много, о человек, богатством, которое ты без труда получил; но знай, что Податель даров, предвидев великое твое повреждение, немощь и погибель твою, захотел хотя как-либо спасти тебя дарами, тебе данными и незаслуженными тобою».
И вот еще интересное:
«Безрассудный, когда его укоряют или осуждают, оскорбляется и старается противоречить или немедленно просит прощения у своего обличителя, не по смирению, но только чтобы прекратить выговор. Когда бьют тебя выговорами и укоризнами, молчи и принимай душевные прижигания. Или лучше сказать, светильники чистоты. Когда же духовный врач твой перестанет тебя обличать, тогда кайся пред ним: ибо в самом действии гнева он, может быть, и не примет твоего покаяния».
Признак покаяния
Терпеть себя, прижигать свои грехи – это и есть покаяние, на практике, а не на словах. И потихонечку, обещает святой Иоанн, порукой чему огромный пастырский опыт Лествичника, сделаешься, милостью Божией, чуть-чуть добрей, милосердней и смиренней.
«Признак прилежного покаяния заключается в том, что человек почитает себя достойным всех случающихся ему видимых и невидимых скорбей и еще больших.
Моисей после того, как видел Бога в купине, снова возвратился в Египет, или в омрачение к деланию кирпичей, может быть, мысленного Фараона; но потом он опять восшел к купине, и не только к купине, но и на гору Боговидения. В нищету пришел великий Иов, но потом опять вдвойне обогатился».
А поэтому никто не отчаивайся, ведь «нет ничего равного милости Божией; нет ничего больше ее. А отчаивающийся сам себя губит». И не печалься больше положенного: «Как часто слишком большое количество дров подавляет и угашает пламень, и производит множество дыма: так часто и чрезмерная печаль делает душу как бы дымною и темною и иссушает воду слез».
Признаком же прощения грехов святой Иоанн считает состояние, «когда человек всегда почитает себя должником перед Богом». То есть уже не возникает вопросов: «Я молился, постился, волонтерил, а мой сын в институт не поступил».
Решимость на борьбу со своими грехами ради Господа, по мнению святого Иоанна, сама по себе достойна похвалы: «Некоторые, не знаю почему, так сказать, по природе, наклонны к воздержанности, или к чистоте, или к скромности, или к кротости, или к умилению. У других же сама природа сопротивляется всем добрым качествам, и они насильно принуждают себя; и хотя иногда и побеждаются, однако их, как борющихся со своим естеством, я почитаю больше первых».
Молитва
Без молитвы, искренней и простой, при всех трудах неоткуда взяться покаянию.
Здесь о. Иоанн советует: «Не употребляй в молитве твоей премудрых выражений; ведь часто простой и неухищренный лепет детей был угоден Небесному Отцу их.
Долго пребывая на молитве и не видя плода, не говори: я ничего не приобрел: само пребывание в молитве уже есть приобретение.
Если кто-то просит тебя помолиться о нем, то, хотя ты и не стяжал дара молитвы, не отказывайся. Часто вера просящего спасет и того, кто молится о нем искренне. Но и не возносись, если ты молился о других и был услышан; это вера их подействовала и была принята Богом».