В минувшую субботу на Пушкинской площади прошел митинг в защиту прав инвалидов. На него пришли сами инвалиды, их родители и журналисты. Всего около 100 человек. К сожалению, людей «со стороны» это событие никак не привлекло. А жаль.
В сторону Пушкинской площади были развернуты плакаты в поддержку доступного образования для инвалидов. В первую очередь, имелось в виду инклюзивное обучение — когда в обычной школе вместе со здоровыми детьми учатся и дети с самыми различными формами инвалидности. Такая школа создана в районе Бутово, а также эту форму обучения используют в нескольких школах в центре Москвы. Развитием инклюзивной формы обучения занимается региональная общественная организация инвалидов «Перспектива».
На митинге выступила известный общественный деятель Ирина Хакамада, сама мать ребенка-инвалида. На фото рядом с ней – активист движения инвалидов Павел Калинин, они беседовали о создании профсоюза работающих инвалидов. По мнению Павла, такой профсоюз позволит бороться с «мертвыми душами» на предприятиях — когда на квотированные места для инвалидов набирают вовсе не людей с ограниченными возможностями, а своих знакомых.
Из инвалидов сами активными участниками стали слепые и колясочники. Правозащитница Светлана Котова, инвалид детства, передвигается только в инвалидном кресле, возмущалась: «Почему каждый год вот я, калека, в коляске уже 60 лет, должна проходить ВТЭК, чтобы получить коляску, чтоб получить костыли? Почему каждый год я должна заново доказывать, что я по-прежнему инвалид?» Действительно, для получения технических средств реабилитации инвалидам приходится ежегодно проходить комиссию, а потом отстаивать страшные очереди за костылями, колясками, ортопедической обувью, даже за памперсами. «Чтобы получить протез, нужно отстоять минимум в семи очередях в разные инстанции — поликлинику, органы медико-социальной экспертизы, Фонд социального страхования, место, где эти протезы делают. Получается, что быть инвалидом — это работа. То есть дело, отнимающее большую часть времени. Люди действительно должны этим заниматься – ходить и выбивать себе даже небольшую помощь»., — заявила Светлана Котова. Именно по этой причине в последнее время участились случаи отказа от средств реабилитации.
Еще одна серьезная проблема для инвалидов — то, что наши города совершенно неприспособленны для людей, ограниченных в движении. На деле, инвалид не может использовать льготы, положенные ему при проезде на городском транспорте. Ведь даже на новых станциях метро не строят подъемников. Кандидат физических наук, студент философского факультета МГУ Сергей наглядно продемонстрировал нам: если спуск по лестнице в инвалидном кресле задача вполне выполнимая (но только для людей с развитыми мышцами рук), то подняться вверх можно только при помощи трех человек, которые бы несли коляску.
Юрий Баусов, руководитель Ассоциации молодежных инвалидных организаций, заявил в беседе с нашими корреспондентами: «Мне не понравилось то, что снова мы, инвалиды, выступаем в роли просителей. А давно уже надо не просить, а требовать! Надо добиваться того, чтобы инвалиды занимали руководящие посты. Пусть не на уровне министров — хотя бы на уровне замминистров. Например, министру здравоохранения пристало бы иметь заместителя-инвалида».
Текст Анны ПАЛЬЧЕВОЙ,
Фото Екатерины СТЕПАНОВОЙ