Уникальный станок, предназначенный для работы инвалидов-колясочников на производстве, создали на заводе «Донпрессмаш» в г. Азове. Пока этот листогибочный гидравлический пресс существует в одном экземпляре. Увидеть, как он работает, можно было на международной выставке «Металлообработка-2018», проходившей в московском «Экспоцентре».
Выставочная площадка компании СТАН, в состав которой входит ООО «Донпрессмаш», расположена прямо у входа во 2-й павильон «Экспоцентра» и занимает довольно много места. Здесь стоят самые разные станки (некоторые – размером с огромную комнату), а по центру расставлен десяток черных столиков с фирменными желтыми флажками. За время работы выставки за них не раз усаживались деловые люди, заинтересовавшиеся продукцией СТАНа. В том числе – небольшим (по сравнению с другими) станком, за которым сидит сейчас работник в инвалидной коляске.
По словам исполнительного директора завода Андрея Тюрина, таких станков в мире больше нет – это единственный экземпляр. Пока единственный.
Чем же он уникален?
– Этот пресс, разработанный нашими конструкторами, предназначен для изготовления деталей из листового и полосового проката, – говорит Андрей Вячеславович. – Его особенность – ноу-хау, внедренное в конструкцию и систему управления прессом. А именно: перенос управляющих функций пресса с педального ножного управления (как на всех стандартных прессах) на защищенное ручное.
То есть изначально это был обычный станок для обычных людей, а потом его адаптировали для инвалидов-колясочников. Речь о людях, кто, во-первых, не может стоять у станка, и, во-вторых, у кого в рабочем процессе не могут участвовать ноги.
Андрей Тюрин подходит к станку и начинает объяснять:
– Вот смотрите, здесь, внизу, мы вырезали нишу, чтобы коляска могла подъехать вплотную и ноги не упирались бы в станину. Рабочую зону чуть опустили: сидящему человеку не придется к чему-то тянуться – все под рукой. Вот управляющий сенсорный дисплей системы ЧПУ – он тоже удобно расположен. А самое главное, обратите внимание на эти перчатки: видите желтую кнопку на ладони? Она и выполняет функцию педали ножного управления.
Директор говорит, что в процессе производства этого пресса инженеры и конструкторы предприятия постоянно общались с представителями Азовской организации инвалидов-колясочников, поэтому смогли учесть все необходимые нюансы.
– В результате конструкция получилась удобной и безопасной, – утверждает Андрей Тюрин. – А ее эргономика полностью соответствует специфическим требованиям направления.
Собственно, и идея создать такой специфический станок возникла благодаря многочисленным просьбам инвалидов-колясочников.
– Среди них есть много молодых ребят, которые хотят и должны быть востребованы, – рассказывает Андрей Вячеславович. – Они просили дать им рабочие места, чтобы можно было трудиться на предприятии. Ноги у них, может, и не ходят, но есть руки. И голова. Кстати, у нас в Азове существует даже ансамбль танца. Танца! Они танцуют на колясках, гастролируют по России. Ну, то есть довольно востребованы. С одной стороны. А с другой… Поехали, потанцевали, домой вернулись – надо что-то делать все равно, не в четырех же стенах сидеть…
– Машина уникальная, а значит и дорогая, да? – не удержалась я от вопроса. – Ну, во всяком случае, гораздо дороже обычной. Или нет?
– Нет. А почему она должна быть дороже? Мы же производители, мы же ее не покупаем… Нишу вырезали – могли бы не вырезать. Почему она будет дороже? Просто мы… Ну считайте это социальным проектом СТАНа. Тем более, что и создали мы ее на свои собственные средства – тут ни одной государственной копейки не вложено.
Судя по откликам, которые уже появились на некоторых сайтах, анонсировавших демонстрацию необычного станка на выставке, люди рады такой новинке и возлагают на нее большие надежды. В основном, конечно, это инвалиды, потенциальные работники. Ну а работодатели, руководители предприятий? Им-то эти станки нужны?
– Конечно, нужны, – отвечает Андрей Тюрин. – Во-первых, никто не отменял российское законодательство, согласно которому для людей с ограниченными возможностями на предприятиях должны квотироваться рабочие места. А во-вторых, руководителям такой вариант даже интересней. Сейчас, например, мы решаем с Минпромторгом вопрос, касающийся обучения инвалидов работе на этих станках.
Здесь, конечно, еще много неясностей: где проводить обучение, в какой форме (очно или по интернету), но в любом случае – процесс уже пошел. А в конечном итоге руководитель сможет получить не только станок, но и человека, который обучен на нем работать.
К слову, на предприятиях эти прессы очень востребованы, поскольку везде есть производство, связанное с листом. И делают на этих машинах практически все.
– Корпус компьютера вы представляете? Вот, он здесь сделан будет, – показывает Андрей Вячеславович на станок. – Любой корпус… Любой шкаф электрический, вот эти вот крышки (стучит по поверхности какой-то металлической коробки) – все делается на этом станке. То есть куда мы ни посмотрим, везде увидим то, что делается на этой машине. Сама машина сделана… Она сама себя делает, понимаете?
По словам директора «Донпрессмаша», у руководителей предприятий есть выбор: или купить обычный станок, для обычных работников, или – сделать доброе дело: помочь людям. Ну и закон исполнить.
– А у вас инвалиды работают?
– Теперь будут. Это – первая ласточка. Мы же с того и начали: нас попросили создать рабочие места.
Пока мы с Андреем Тюриным разговаривали, человек, сидевший за станком в инвалидной коляске, что-то делал на этом станке. Дождавшись паузы, он протянул мне металлическую салфетницу с логотипом предприятия. «Это вам, – коротко произнес он. – На память».
Я оглянулась на директора.
– Берите, берите, – закивал он. – Мы тут всем такие сувениры раздаем.
Перед тем, как уйти, я спросила Тюрина: что дальше?
– Дальше у нас в планах токарный станок переделать. Чтобы у людей с ограниченными возможностями тоже выбор был. А что? Может, кому-то нравится точить заготовку…