Православный портал о благотворительности

Инсульт – вторая жизнь

Инсульт – странная вещь. Теперь у тебя есть то, чего не было раньше – время. У так называемых «здоровых» людей нет никакой форы перед тобой. Наоборот, она есть… у тебя

«Инсульт – странная вещь. С одной стороны, он страшен, его никому не пожелаешь. С другой – поезд со вчерашними проблемами убежал вперед, а ты остался. Теперь у тебя есть то, чего не было раньше – время, которое теперь течет совсем по-другому. У так называемых «здоровых» людей нет никакой форы перед тобой. Наоборот, она есть… у тебя».

Продолжение. Начало читайте здесь

Из куколки в бабочку

«Ну что за бред вынесен в заголовок статьи», – скажет большинство людей. И, по-моему, будет не право. Я не говорю, что инсульт хорошо, я лишь считаю, что каждый человек имеет право жить, несмотря ни на что. Жить, а не существовать после заболевания до конца своих дней.

Инсульт – странная вещь. С одной стороны, он страшен, его никому не пожелаешь. С другой – поезд со вчерашними проблемами убежал вперед. Он убежал, а ты остался. Теперь у тебя есть то, чего, быть может, не было раньше – время. Время подумать обо всем на свете. О том, о чем раньше не мог. Я так к этому отношусь: словно раньше я был куколка, а потом настало время превратиться в бабочку. Жестокое превращение, да.

Тогда, после операции и месячного блуждания в коме я много думал. Не потому, что сильно умный, а потому, что просто дел у меня никаких особо не было.

Я стал как губка. Я так же впитывал в себя все, что происходит вокруг. Этот процесс можно сравнить с обретением новой информации новорожденным, только у меня уже была база воспоминаний прошлого…

Жизнь хрупка

Тогда мне было 28. Я был весел и бесшабашен, и конечно, не помышлял, да и не мог помыслить о таком будущем. Но это случилось, абсолютно не спрашивая о моих планах на будущее и не считаясь с тем, что я собирался делать. С тех пор я живу по незатейливому графику «дом-больница», да и этот текст пишу сейчас в больнице.

Помню парня, которого положили ко мне в палату. Полчаса он что-то делал. А потом ему стало плохо, его увезли в реанимацию и не спасли. Помню другого. Первое время он ходил на своих двоих, затем на коляске, лишь жаловался, что «что-то с ногами», а потом я его не видел. Много было таких случаев, но я сейчас не о них, иначе наш разговор будет траурным. Просто с тех пор я постоянно думаю о том, как хрупка наша жизнь, и – банально, но это так – что надо делать окружающим хорошее. Ну, разумеется, я забываю об этом и не всегда бываю для близких «подарком»!

Про метеорит

Во время подготовки статьи я посмотрел статистику. Оказывается, в России инсульт происходит у 450 тысяч с лишним человек в год, у 390 из каждых 100 тысяч. По данным службы «скорой помощи». В одной Москве в последние годы регистрируется от 70 до 100 инсультов в день.

Я удивился – один из этих людей! Что уж говорить о тех, кого беда миновала? Есть такая поговорка: «пока гром не грянет…» Между тем, в России инсульт занимает второе место среди причин смерти. Вот бы эти цифры показывать всем с рождения…

В течение 30 дней после инсульта умирает каждый третий больной. Треть больных потом требуют ухода. И лишь каждый пятый из них сможет вернуться к работе.

Недавно интернет взорвался новостью, что под Челябинском упал метеорит. При этом никто на Урале не пострадал. А тут каждые полторы минуты у кого-то случается удар. И тишина. Удивительно, но для нас важнее то, что в космосе, а не то, что рядом…

Члены тайного общества

Да, это действительно страшно. Но еще более страшно задумываться: где все эти люди, перенесшие инсульт, почему их не встречаешь на улице, в метро или магазине? Конечно, это не означает, что люди обязаны ходить с табличкой: у меня был инсульт. Просто… Полное восстановление бывает крайне редко. Кому, как не людям, перенесшим эту болезнь, видеть друг друга, подобно последователям какого-нибудь тайного общества? Но нет этих людей. Я их не вижу, не слышу.

В моей семье, правда, ходит легенда про некоего «дядю Кузьму», который перенес два инсульта, а потом и машину водил… Его мне ставили в пример, но познакомиться с мифическим персонажем так и не удалось. Подозреваю, что нет его в действительности. Так меня, скорее всего, хотели мотивировать более активно заниматься на тренажерах – единственной части ИПР (индивидуальной программы реабилитации), что была доступна в нашей глуши (это было до того, как я попал в столицу).

Хронометр для психотерапевта

Есть еще одна вещь. Время для нас, членов этого печального «тайного общества», течет по-другому. Как будто во время приступа в тебя ввернули хронометр, и с тех пор что-то тикает в тебе. Это как если взяли и разделили твою жизнь на две части, на «до» и «после». И ты прекрасно помнишь все, что было до, но оно как будто происходило не с тобой. Это не означает, что ты отрекаешься от своего прошлого. Просто сейчас, именно сейчас ты проживаешь свою настоящую жизнь, именно сейчас ты можешь сказать окружающим, как ты их любишь, и это будут не пустые слова. И кому как не тебе знать это! Лишь сейчас ты можешь понять, как ценны те мгновения, которые есть. Потому что «потом» может и не быть.

И лишь с усмешкой ты можешь смотреть на окружающих, следить за их «важными» делами в фейсбуке и твиттере. Потому как они не знают, а ты знаешь… Memento mori, ага.

Смешно, но мои близкие ценят меня как психотерапевта. Так, одна знакомая, идя к врачу, начинает дергаться за неделю, подозревая у себя все самое страшное. Она всегда звонит мне и знает, что успокою. А я… Я говорю что-то. Что сейчас все хорошо – и это главное. Не надо отравлять оставшуюся до посещения врача или результатов анализа пару недель. Кто знает, действительно, что будет потом?

Там – тупик

У окружающих инсультника так называемых «здоровых» людей нет никакой форы перед ним. Наоборот, она есть у нас. Ведь все мы знаем, что не вечны на этой земле. Знаем, но как будто забываем. А я – родился во второй раз. И этот дар бесценен. И даже будучи инвалидом, без денег и вида на будущее, можно обрести все это, и, главное, стать счастливым. Я знаю, что это правда…

Я далек от мысли проповедовать что-то новое. Но нельзя ни в коем случае, если случился инсульт, зацикливаться на себе и лелеять в себе боль неполноценности.

Можно, конечно, считать, что отныне ты инвалид и у тебя ничего не получится. Я сам был таким. Считал, что дальше жизнь не имеет смысла, и вообще был, как ежик с колючками. Знакомые говорили мне, что нельзя хандрить, что нужно выкарабкиваться, но что мне было до моих знакомых. Мне в интернете-то не хотелось общаться, я был зол на весь мир…

Не получится, конечно – если так думать. Как себя настроишь, так оно и будет. Я сам прошел через отчаяние и апатию, я знаю: тут тупик.

Хочешь меняться – меняйся!

С другой стороны, посмотрим, много ли людей, даже будучи здоровыми, способны что-то в своей жизни поменять? Ведь большинство, не в силах что-то сделать, просто сидят и жалуются на жизнь. И все им кто-то виноват: от президента до соседа-дворника. И не в силах вынести несправедливостей судьбы, они пускаются во все тяжкие…

Одна моя знакомая, живущая в маленьком городке, все сетует, что «работа ей поперек горла», что с личной жизнью никак… Так меняй работу, личную жизнь, город, в конце концов. Не хочешь? Но никакой волшебник к тебе не прилетит «в голубом вертолете». Тем более если нет еще семьи. Хотя и это не проблема.

Лучший для меня пример моего двоюродного брата. Однажды он понял, что жизнь в крохотном городе не для него. Взял жену, маленького сына и уехал в Москву. Да, он вкалывал лет пять, жил на съемной квартире, зато недавно приобрел жилье в столице.

И совершенно обратный пример. Мой друг университетских времен. В свое время надоело ему околачиваться в Питере, он и махнул в столицу на «вольные хлеба». Заработная плата, по сравнению с той, которую он бы мог получать в городе на Неве, просто фантастическая. Вместе с тем он все умудрялся спускать, и при встрече просил у меня денег на пиво.

Все люди разные, да. Просто сам факт твоего здоровья еще ничего не дает.

Главное и для здоровых и для больных – маленькие шажки, главное – не опускать рук, что бы ни происходило.

* * *

В заключение слова с одного форума, сказанные человеком, семь лет назад перенесшим инсульт: «Вообще же, по моему мнению, полного восстановления от инсульта не существует. Если вам удастся полностью восстановить свое тело, то мозг будет хранить информацию. И, наверное, это правильно, потому, что это поможет предотвратить повторный инсульт… Учитесь жить с последствиями удара. Ведь после инсульта можно прожить достаточно долго». И счастливо, – добавлю я.
Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version