18 июля мы чтим память преподобномучениц Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары. Кем же была женщина, разделившая с Великой княгиней последние минуты жизни?
«Заключение меня будет вызвано моим желанием»
26 июня 1918 года в здание Уральского облсовета в Екатеринбурге привели двух женщин в монашеской одежде. Женщины требовали, чтобы их арестовали.
Это были Варвара Яковлева и Екатерина Янышева, сестры Марфо-Мариинской обители милосердия. За пять дней до этого, 21 июня, их буквально выставили на улицу из дома в Алапаевске, где содержались под стражей Великая княгиня Елизавета Федоровна и еще несколько членов императорского дома. Сестры настаивали, чтобы их вернули к матушке-настоятельнице, даже ценой лишения свободы.
В конце концов, большевики уступили. С Варвары Яковлевой взяли расписку в том, что под арест она идет добровольно, обязуется не хлопотать об освобождении, питаться за свой счет и соблюдать режим. Эта расписка сохранилась. «Желая разделить с арестованной ея участь, ввиду ея немолодого возраста и устава Обители, не позволяющего оставлять Настоятельницу одну, я заявляю, что согласна на заключение под стражу, на равных с остальными заключенными условиях, с полным подчинением режиму, установленному Областным Советом, причем даю обязательство против примененной меры не протестовать и не возбуждать ходатайства о своем освобождении впредь до окончания заключения под стражу остальных, – писала сестра Варвара. – Ввиду того, что заключение меня будет вызвано моим желанием, я обязуюсь довольствоваться из своих личных средств».
Так инокиня Варвара, верная помощница Великой княгини Елизаветы Федоровны, разделила с ней все страдания последних недель жизни (сестре Екатерине воссоединиться с настоятельницей не удалось, через некоторое время она вернулась в Марфо-Мариинскую обитель).
Место жительства – Кремль
Несмотря на то, что жизнь и окружение Великой княгини Елизаветы Федоровны хорошо изучены, сведения об инокине Варваре пришлось собирать по крупицам, и многие моменты ее биографии до сих пор не прояснены.
Британский исследователь Кристофер Уоруик в своей книге «Элла. Принцесса. Святая и мученица» (2006) охарактеризовал инокиню Варвару как «миниатюрную, скромную брюнетку тридцати с небольшим лет». «Говорили, что она овдовела во время восстания в Москве, – писал он. – После принятия обетов она будет известна как сестра Варвара». Внешность Варвары автор описал по фотографии 1914 года, найденной в английских архивах, где Великая княгиня Елизавета Федоровна и две сестры милосердия изображены среди раненых воинов. Ранее же единственной прижизненной фотографией инокини Варвары считалось фото 1913 года, на котором изображена пожилая женщина в монашеском одеянии. Из-за этого возникли сомнения насчет даты рождения Варвары.
Когда в 1909 году Елизавета Федоровна открыла в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия, Варвара стала одной из ее первых шести сестер. По воспоминаниям сестры, Анны Сенаторовой, Варвара «пришла в обитель с Великой княгиней Елизаветой Феодоровной из дворца и всегда была при ней». Это также свидетельствует в пользу более молодого возраста Варвары, ведь устав Марфо-Мариинской обители гласил, что «в сестры принимаются вдовы и девицы православного вероисповедания не моложе 21 года и не старше 40». То есть, скорее всего, в 1918-м ей было около 35 лет.
В списке 64 сестер милосердия Марфо-Мариинской обители по состоянию на 1911 г., хранящемся в «Деле Отделения по охранению общественной безопасности и порядка в Москве при Управлении Московского градоначальника об охране ея императорского высочества Великой княгини Елисаветы Феодоровны» Варвара Яковлева указана как сестра милосердия. Также там говорится, что она прибыла в обитель из Ялты 20 августа 1910 г. и на момент составления списка ей исполнился 31 год. Наконец, в архивах есть сведения о паспортной книжке тверской мещанки Варвары Алексеевны Яковлевой, выпущенной в 1906 году. В качестве места жительства там указано «Кремль, Николаевский дворец».
Все эти документы не дают точного ответа на вопрос, была ли фамилия Яковлева девичьей или полученной в замужестве, а также о том, почему Варвара прибыла в обитель из Ялты. Однако сохранились свидетельства о том, что она была по-настоящему близка к Великой княгине Елизавете Федоровне. «Она была келейной сестрой настоятельницы и одной из самых близких ей сестер. Но этим она не гордилась и была ласкова и доступна всем. Все, кто ни соприкасался с ней, любили ее. Родные Елизаветы Федоровны хорошо знали ее и называли Варей», – пишет биограф преподобномученицы Елизаветы, Любовь Миллер.
Варвара почти всегда сопровождала Елизавету Федоровну за пределами обители. Именно она, а также другая сестра – Мария Оболенская, чаще всего ходили с настоятельницей на Хитровку.
Сестру Варвару чаще всего называют «инокиней», однако документов о постриге не сохранилось. Известно также, что на теле женщины, поднятом из алапаевской шахты, не было парамана – четырехугольного плата с изображением креста, обязательной части монашеского облачения. На основании этого автор книги «Крестный путь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны на Алапаевскую Голгофу» Любовь Куликова делает вывод о том, что Варвара была крестовой сестрой, «как везде о ней и было тогда написано». В крестовые сестры посвящали по чину, похожему на чин иноческого пострига, но они давали обеты на определенный срок – год, три года или шесть лет.
«Со мной здесь два ангела»
На третий день Пасхи 1918 года в Марфо-Мариинской обители была торжественная служба, которую служил сам патриарх Тихон. Через полчаса после отъезда патриарха у стен обители остановилась машина с комиссаром и красноармейцами. Настоятельнице, Великой княгине Елизавете было объявлено, что она арестована. На сборы дали полчаса.
«Когда стали ее забирать, сестры бросились наперерез: „Не отдадим Мать!« – вцепились в Нее, плач, крик. Кажется, не было сил, чтобы их оторвать, – вспоминала сестра Марфо-Мариинской обители Надежда. – Отбили всех прикладами. Повели ее к машине вместе с келейницей Варварой и сестрой Екатериной. Батюшка стоит на ступенях, слезы градом по лицу, и только благословляет их, благословляет… И сестры бежали за машиной, сколько хватило сил, некоторые прямо падали на дорогу».
Далее началось путешествие к месту ссылки в вагоне, прицепленном к почтовому поезду. Длинное путешествие Великой княгини из Москвы в Пермь было, вероятно, кошмарным. Ей не дали даже стакана для кипятка. Стакан она купила на одной из промежуточных станций, а чайник ей кто-то одолжил из пассажиров поезда», – рассказывает биограф Миллер. Но сама Елизавета Федоровна писала об этом иначе: «Со мною едут ангелы хранители (сестры Екатерина и Варвара – прим. ред.), мы все читаем Библию». Было краткое пребывание в Перми, где Елизавета Федоровна, Варвара и Екатерина были размещены в женском монастыре, тепло приняты сестрами и даже посещали службы. Из Перми их перевезли в Екатеринбург и поселили в гостинице. Сестры узнали, что здесь же, в доме Ипатьева, находится в заключении семья Императора Николая Второго.
Наконец, 20 мая 1918 года Елизавета Федоровна с ее спутницами были перевезены в Алапаевск. Первое время режим был довольно мягким. Заключенным даже разрешали ходить в церковь и гулять в поле рядом с домом без охраны. Но 21 июня все изменилось. У узников забрали все личные вещи и остатки денег и драгоценностей. Каждому оставили только одну пару обуви и две смены белья. Прогулки за оградой школы были запрещены. В церковь их больше не водили.
«Гроб Вари – без портрета»
Убийство алапаевских мучеников произошло в ночь на 18 июля 1918 года, на следующий день после расстрела царской семьи. Данные следствия показывают, что причиной смерти был тупой удар по голове; затем тела сбросили в угольную шахту. Сестра Варвара, вероятно, погибла не сразу – пальцы ее руки были «положены на благословение», как записано в деле.
При поднятии ее тела из шахты при ней обнаружили ключи, деньги, три квитанции о подаче телеграмм и лист почтовой бумаги с расходной записью. При Елизавете Федоровне не было ни бумаг, ни ключей, ни денег – судя по всему, Варвара заведовала всей хозяйственной жизнью настоятельницы, как это было на протяжении многих лет.
После того как Алапаевск заняли белые, тела мучеников нашли и подняли из шахты. Когда на Урале началось очередное наступление Красной армии, игумен Серафим (Кузнецов), духовник Елизаветы Федоровны, с разрешения адмирала Колчака вывез тела алапаевских мучеников на восток, чтобы спасти их от поругания большевиками. Гробы были отправлены в товарном вагоне по Восточно-Сибирской железной дороге и в августе 1918 года прибыли в Читу. С вокзала их привезли в Покровский женский монастырь. Сестры обители открыли гробы, омыли тела мучеников и переодели их. Шесть месяцев гробы держали под полом в одной из келий монастыря в Чите. Игумен Серафим сторожил тела мучеников день и ночь и в буквальном смысле спал при гробах. При очередном наступлении красных, в феврале 1920-го, останки мучеников было решено вывезти из России.
В январе 1921 года, усилиями сестер и брата Елизаветы Федоровны, гробы с останками мучениц Елизаветы и Варвары были перевезены на Святую Землю. Мощи мучениц везли пароходом из Шанхая через Египет. В Порт-Саиде их встретила сестра Елизаветы Федоровны, принцесса Виктория Баттенбергская с мужем Людвигом и дочерью Луизой. В письме брату Эрнесту Виктория написала:
«Наружные гробы сделаны из дерева – китайского тика с медной окантовкой, и большой медный православный крест на них, и наверху, в голове Эллы, укреплена в простой тиковой рамке ее хорошая фотография в одеянии сестры, и медная корона над ней. Гроб Вари – без портрета, но такой же, только меньше. Если ты помнишь, она была маленькой».
Источники:
- Дамаскин (Орловский), игумен. Житие преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (Яковлевой). Козельск, Введенский ставропогиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2018.
- Максимова Л. Б. Варвара (Яковлева) / Православная энциклопедия, т. 6, с. 563-564 (http://www.pravenc.ru/text/154093.html)
- Миллер Л. Св. мученица Российская великая княгиня Елизавета Феодоровна. Франкфурт-на-Майне, 1988.
- Сенаторова А. Г. Воспоминания сестры Марфо-Мариинской обители // Мера, 1995, № 4, с. 137-142.
- Серафим (Кузнецов), игумен. Мученики христианского дома. Пекин, 1920.
- Соколов Н. А. Убийство царской семьи. М., 1990. С. 318-329.