«Нет никаких рычагов влияния»
– В классе у моего сына был ребенок с проблемами поведения. Он вел себя очень агрессивно: бил детей, стучал головой об стену, ругался матом. В первом классе мог сесть на девочку и кричать на всю школу: «Если не снимешь трусы, я с тебя не слезу!» Этого мальчика в классе нельзя было ни с кем посадить, потому что он начинал биться головой о парту. С самого первого дня он сидел отдельно от всех, максимально близко к учителю.
Учительница нам говорила: «Я сделала все, что можно. Я его не выпускаю из своего внимания, и на переменах я все время над ним стою, чтобы он никого не поранил». Это выглядело очень некрасиво, – говорит Светлана Моторина, создатель музея науки «ИнноПарк», автор канала в Яндекс.Дзен «Травля: со взрослыми согласовано».
Родителям одноклассников того мальчика было очевидно, что какой-то диагноз у него есть, утверждает Светлана. Однако желание цивилизованно разобраться с проблемным поведением наталкивалось на глухую оборону руководства школы (кстати, входившей на тот момент в топ-15 по России) и мамы ребенка. Школа вполне справедливо апеллировала к тому, что любой диагноз является медицинской тайной, и без согласия родителей назвать его публично ни классный руководитель, ни директор не имеют права. Мама мальчика на контакт не шла.
– В кулуарах директор говорила, что у мальчика СДВГ, и этот ребенок в классе, потому что у классного руководителя есть сертификат тьютора. Правда, подтверждающий документ так и не показали, – продолжает свой рассказ Светлана.
Родители одноклассников предложили официально приставить к ребенку тьютора, причем они были готовы оплачивать эти услуги из своего кармана. Но и здесь возник правовой вопрос, о который разбились все дальнейшие попытки решить проблему: «Зачем ребенку тьютор, если у него нет подтвержденного диагноза?»
В результате сын Светланы подвергся жесточайшему буллингу со стороны того мальчика и семья была вынуждена перевести ребенка в другой класс.
– Когда я пыталась изменить ситуацию, избавить ребенка от травли, я получала в ответ от мамы ребенка сообщения, что я все выдумываю. У администрации школы не было желания сблизить детей и организовать ресурсную среду.
Буллинг дошел до такой степени, что мой сын приходил домой со словами: «Наверное, если бы меня не было, всем было бы лучше», у него появились суицидальные настроения. Школа не только не признала, что тот ребенок инклюзивный, но также не признала, что есть буллинг. Все свелось к стандартным фразам «дети все выдумывают», «надо давать сдачи» и т.п.
Сейчас сын еще ходит в частную технологическую школу. У него в классе есть ребенок с очень тяжелой формой аутизма – вплоть до того, что пускает слюни на стол или бьется головой. Но в школе очень круто внедрены определенные ценности: мы все равны, мы не осуждаем и не обсуждаем внешность, религию и т.п. Это не просто написано в уставе, а внедрено в традиции.
Когда мой сын пришел 1 сентября в класс, он рассказал, что учителя собрали всех детей в кружок, они знакомились. Потом очень бережно ввели этого мальчика, объяснили всем, что Ване нужна их помощь, он может уставать или делать что-то медленнее. С ребенком всегда тьютор, и если Ване становится плохо, его уводят. При этом интеллектуально он сохранен. И за все время ни разу ни у кого не возникло никакого желания над ним посмеяться или подтрунить.
Я очень хорошо отношусь к инклюзивному образованию. Но в той, первой школе, мы столкнулись с тем, что, если ребенок не на коляске, не слепой или не слабослышащий, нет никаких рычагов влияния на то, чтобы его родители признали: их сыну требуется квалифицированная помощь.
Когда у ребенка СДВГ или легкая форма аутизма, то внешне видно, что с ним что-то не так, но ты не можешь уверенно утверждать, что это инклюзивный ребенок. И нет возможности сделать так, чтобы его родители отвели ребенка к специалисту. В итоге либо мы гнобим этого ребенка, либо он делает невыносимой жизнь всех остальных детей. Третий, инклюзивный пусть, просто вычеркивается, – говорит Моторина.
«Это еще и недостаток правовой информированности семей»
![](https://www.miloserdie.ru/wp-content/uploads/2022/02/invlusia_02-1024x683.jpg)
Родителям, чьи дети имеют особенности развития, но не имеют поставленного диагноза проблематично просить то сопровождение, которое должно соответствовать потребностям ребенка. Некоторым аутичным детям упорно отказываются ставить диагноз РАС и стараются поставить «интеллектуальные нарушения» или «умственная отсталость» (к счастью, этот диагноз более не будет использоваться в МКБ-11), подтверждает Татьяна Морозова, клинический психолог, эксперт Фонда «Обнаженные сердца», приглашенный профессор кафедры неврологии Университета Нью-Мексико (США).
– В настоящий момент существуют большие проблемы с постановкой диагноза РАС. Минздрав России признал, что частота встречаемости аутизма составляет около одного процента. То есть если численность детского населения в регионе составляет один миллион, соответственно мы будем видеть 10 000 детей с диагнозом аутизм. В пятимиллионном Санкт-Петербурге по данным городского комитета по здравоохранению на апрель 2021 года зарегистрировано всего – 567 диагнозов аутизм (552 ребенка и 15 взрослых). Понятно, что эти цифры плохо соответствуют реальности.
Ситуация с постановкой диагноза аутизм в настоящий момент сильно отличается в разных регионах. В Воронеже, например, больше детей с диагнозом аутизм, потому что лучше работает служба выявления, и в регионе больше доступных эффективных услуг. В Нижнем Новгороде выросло количество поставленных диагнозов, и сейчас там больше детей с РАС, чем в Санкт-Петербурге, хотя людей в Нижнем Новгороде значительно меньше. А есть регионы, где детей с аутизмом буквально один-два, что дает повод чиновникам говорить о том, что это редкое расстройство и никакой особой помощи таким детям не требуется, – говорит Морозова.
С особенным ребенком в школу должны приходить ресурсы – служба сопровождения, в которой есть не только тьютор, но и специалисты, имеющие должную степень профессиональных навыков для того, чтобы помочь учителю включить ребенка в класс. Инклюзия также предполагает обучение всех участников образовательного процесса (включая учителей, сотрудников столовой, охраны, родителей и детей). Если учитель не получает никакой поддержки, видит особенного ребенка впервые, и не знает, как с ним работать, эта ситуация будет большой неудачей и особого ребенка и для его одноклассников.
– Мы пытались выяснить, кого чаще стараются переводить на домашнее обучение. Как правило, это дети с выраженными трудностями в поведении, дети, которые не пользуются речью или дети, которые имеют большие трудности с передвижением. И еще одна группа, которую пытаются выводить на домашнее обучение – это дети со множественными нарушениями (сочетание сенсорных, двигательных и интеллектуальных нарушений). Но такого не должно быть, это не поможет преодолеть имеющиеся трудности, – говорит Морозова.
Если у ребенка есть какие-то выраженные проблемы поведения, например, агрессия или само агрессия, то необходимо проведение тщательной оценки (выяснение причин поведения и ситуации, в которых оно проявляется), создание поведенческого плана, ознакомление с этим планом всех работающих с ребенком сотрудников и обучение их стратегиям преодоления трудностей. Во многих случаях ребенку должен быть выделен тьютор. Важно защитить и самого ребенка (в случае проявлений само повреждающего поведения) и его одноклассников.
– Часто эффективность совместного обучения в школе особенных и типично развивающихся детей зависит от руководства, от его готовности меняться, от знаний, имеющихся ресурсов и умения работать с коллективом и с родителями. Если руководитель не хочет или не способен организовать инклюзию, то мало что сдвинется с места – родители будут проявлять недовольство, либо получать отказы в возможности обучать особого ребенка в общеобразовательной школе. С такими ситуациями мы, сожалению, сталкивались неоднократно – не берут ребенка в школу, выводят на домашнее обучение, рекомендуют родителям забрать ребенка, пытаются сразу отправить в коррекционную школу. В некоторых случаях это еще и недостаток правовой информированности семей. В случаях отказа при зачислении в школу или попыток вывести ребенка на домашнее обучение нужно просить письменное подтверждение, и с ним идти в районный отдел образования, а в некоторых случаях – обращаться в суд.
«Инклюзивное образование служит исключительно экономии бюджетных средств»
Идея инклюзивного образования сама по себе неплохая, но она красиво выглядит лишь в теории. На практике же выходит совсем иначе, уверена депутат Госдумы, а прошлом – директор общеобразовательной школы Вера Ганзя.
– Во-первых, при запредельной наполняемости классов в городских школах по причине нехватки этих самых школ, особенный ребенок оказывается в переполненном классе. Такой ребенок требует постоянного внимания со стороны учителя. Для остальных детей времени на уроке просто не хватает. В итоге страдает качество образования всего класса.
Более того, особенности памяти, внимания в усвоении учебного материала зачастую не позволяют таким детям усваивать учебный материал наравне с другими учениками. А это может стать причиной девиантного поведения, даже озлобления детей, вызывает конфликты в классе, создает для детей в целом некомфортные условия. Это и сорванные уроки, и прямая агрессия в адрес учителя и одноклассников.
Раньше для детей с ограниченными возможностями здоровья были предусмотрены специальные классы и даже специальные школы. Именно там дети чувствовали себя равными среди равных, им было комфортно учиться.
Это спецклассы, классы компенсирующего обучения и т.д. Но эти классы и школы требуют дополнительных средств, что в условиях нормативно-подушевого финансирования образования является неприемлемым. Оптимизация штатного расписания образовательных организаций закрыла сотни сельских школ, увеличила наполняемость классов в городских школах, вычистила из школ психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования.
Раньше многие дети с особенностями здоровья и развития находились на индивидуальном обучении. А это тоже требует дополнительных финансовых затрат.
Я считаю, что инклюзивное образование вписывается в губительную государственную политику оптимизации системы образования.
В действительности, думаю, что инклюзивное образование служит исключительно экономии бюджетных средств. Как всегда, под благовидными лозунгами, – говорит Ганзя.
«По сути, это – интеграция»
Сегодня из 17 млн школьников 840 000 – это особенные дети, и за пять лет их количество в обычных классах увеличилось почти в полтора раза, а количество детей-инвалидов за пять лет выросло на 13,3%, сообщала заместитель председателя Госдумы Анна Кузнецова в октябре прошлого года.
Если в 2016 году в образовательных организациях обучались 83 000 детей-инвалидов, то в 2020 уже 104 000, позднее уточняла уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Мария Львова-Белова.
Эффективность школы зависит от ее руководства, от его готовности меняться и понимать пользу инклюзии, от их знаний, умения работать с коллективом, с родителями. На сегодняшний день, если руководитель не хочет или не способен, то мало что сдвинется – в таком мнении сходятся все опрошенные корреспондентом «Милосердия.ru» эксперты.
– Меня неоднократно приглашали консультировать проекты в других городах и там же работать с коллективами учителей. Я понимаю, что очень многое зависит от личной мотивации каждого члена коллектива, насколько ему это профессионально важно.
Разумеется, есть люди, которые будут делать только то, что умеют и к чему привыкли. Так было всегда. Есть множество нюансов, из-за которых с этим сложно что-то сделать. С течением времени количество профессионалов, компетентных в вопросах инклюзивного образования, вырастет, а вместе с этим и общее качество этой работы,– уверена Юлия Преснякова, клинический руководитель проекта «Инклюзия 1465», педагог-дефектолог.
Сегодня в России нет как такового «главного по инклюзии» и нет общефедеральной практики по реализации инклюзивного образования. Существуют отдельные научные институты, в регионах формируются различные точки знаний, опыта и экспертизы, а также есть сильные родительские движения, формирующие НКО. Именно они становятся в регионах локомотивом инклюзии.
В целом же создание инклюзивного образования зависит от того, насколько прогрессивным является местное сообщество. А вот выбор, куда отдать ребенка – в школу коррекции или обычную школу, по большому счету, это выбор родителей. Вот только никто не даст гарантию, что декларируемые цели по созданию в школе «атмосферы принятия и поддержки», на практике не разобьются о некомпетентность учителей, нежелание директоров школ менять что-либо или неприятие особого ребенка родителями нормотипичных детей.
Правда, и инклюзией то, что сегодня создается в школах, строго говоря, назвать нельзя.
– Еще 20 лет назад ведущей формой образования для ребенка с инвалидностью была сегрегация – типично развивающиеся дети обучались вместе, а нетипично развивающиеся – вообще нигде не обучались, либо обучались на дому или получали образование только в коррекционной школе.
Сегодня закон об образовании гарантирует доступность обучения для всех детей, а родители могут выбирать школу, где будут учиться их ребенок. Все больше школ заявляют о возможности инклюзивного образования, однако это не всегда получается легко и хорошо. Мы приводим в обычную школу ребенка, однако при этом не создаем ему никаких специальных условий и делаем вид, что если он сидит, или лежит, или бегает в классе – то все уже хорошо, мы его право на инклюзивное образование реализовали. И ошибочно называем это инклюзией.
Нахождение ребенка в классе без привлечения дополнительных ресурсов это – интеграция, которая хороша далеко не для всех детей, – говорит Татьяна Морозова.
Инклюзия предполагает создание условий, позволяющих ребенку с особыми потребностями не просто находиться в среде типично развивающихся сверстников, но и участвовать в образовательном процессе. Дети, их потребности и особенности отличаются. Степень или уровень инклюзии может отличаться в зависимости от особенностей ребенка и его/ее потребностей в поддержке. Не бывает единой одинаковой инклюзии для всех.
Дети с выраженными нарушениями/высокой потребностью в поддержке могут обучаться в небольшом классе, который расположен в стенах той же общеобразовательной школы. Они находятся с типично развивающимися детьми только на перемене, в столовой или во время общешкольных мероприятий. Обычно в таких классах обучаются 4–6 детей. Сейчас такие классы называют автономными.
Есть и другие варианты инклюзии, когда ребенок может какой-то предмет, осваивать с другими детьми (например, физкультура, труд, рисование, пение или дисциплина, которая хорошо дается ребенку). Он/она большую часть времени находится в отдельном (ресурсном) классе внутри общеобразовательной школы, а отдельные предметы в сопровождении тьютора (или ассистента) изучает вместе с другими детьми. Следующий вариант чуть большей степени инклюзии – когда ребенок примерно половину времени находится в отдельном классе, а вторую половину – в обычном классе, изучая предметы по программе, которая приближена к обычной, либо по адаптированной программе. И количество времени в общеобразовательном классе можно постепенно увеличивать. Тьютор может работать с конкретным ребенком или с подгруппой детей, в зависимости от уровня необходимой поддержки, говорит Морозова.
В коррекционной школе, какого бы вида она ни была, созданы специальные образовательные условия для особенных детей, однако дефицит ресурсов, кадровый голод (острая нехватка педагогов-психологов, учителей-дефектологов, тьюторов и других специалистов) приводит к тому, что возможная эффективность программы обучения снижается. Главное же, что дает детям с особенностями инклюзивное образование и чего не может дать коррекционное – это социализация.
– Сейчас Фонд «Обнаженные сердца» ведет проект по трудоустройству для людей с аутизмом и/или интеллектуальными нарушениями. Мы стараемся изучать современные исследования, в том числе и исследования о предикторах успешности трудоустройства для людей с РАС. И один из важных предикторов успеха – это обучение в инклюзивной школе.
Умение выполнять от начала до конца конкретную производственную задачу – это далеко не самая большая проблема, с которой сталкиваются люди с аутизмом на рабочем месте. Чаще всего им хватает образования и навыков даже в большей степени, чем предполагает та производственная задача, которую нужно выполнять.
Почему же им сложно удержаться на работе и вообще найти эту работу? Потому что у многих аутичных людей есть большие трудности с социальными навыками и самоорганизацией. А это навыки, которым можно научиться только когда общаешься с другими людьми.
Обучение в инклюзивной школе является таким хорошим зарядом на всю оставшуюся жизнь. «Мягкие» навыки – как заводить разговор и выходить из него, как просить и как отказывать, на какое расстояние подходить к людям, как использовать невербальные сигналы, кого обнимать, а с кем здороваться за руку, как регулировать свое эмоциональное состояние – все это дается проще, когда рядом есть ролевые модели – другие дети.
Если ребенок всю жизнь находится в четырех стенах или в классе, где у всех учеников есть социальные и коммуникативные трудности, то формировать мягкие навыки гораздо сложнее. Обучение в школе – это не только академические знания. Развитие навыков самостоятельности, способности планировать, принимать изменения, коммуникативных и социальных навыков является важнейшей задачей обучения ребенка с РАС в школе и залогом его/ее успешности в будущем.
Иллюстрации Дмитрия Петрова с использованием Фотохроники ТАСС и фотостока pexels.com