Передо мной сидит шестой класс – 22 тринадцатилетних человека. Мы говорим с ними о стихах Алексея Толстого и Тютчева, о наклонениях глагола, о Грэе и Ассоли. Каждая тема вызывает живой интерес.
«Шестой» и седьмой»
В отличие от следующего, седьмого класса, где собрались 14-летние, с этими – и сложнее, и проще. В шестиклассниках гораздо больше детского, чем в семиклассниках: отсюда, с одной стороны, их баловство, но неподдельная непосредственность – с другой. С ними можно обсуждать планы на будущее, и услышать чистосердечные признания, что кто-то хочет быть актрисой, а кто-то олигархом. Семиклассники, скорее всего, сообщат вам, что еще не знают, не решили кем будут. Их ответ будет «правильным» и рациональным.
Семиклассницы четко делятся на барышень/не барышень, а в шестом такого деления еще нет. Девочки похожи на встрепанных воробьев, смешных и задиристых.
Их мечты
В связи с «Алыми парусами» Грина мы обсуждаем мечты Ассоли и Грэя и многочисленные желания учеников 6 класса. Оказывается, что кто-то хочет стать священником, а несколько человек делятся, что у них будут семьи и дети.
О материальных ценностях как о мечте говорят немногие, но упоминание об этом выглядит очень детским: «хочу, чтобы мне в мою комнату купили новый шкаф и кровать со столом. Еще я очень хочу, чтобы мою комнату обвешали зеркалами. И каждый день я бы вставала и смотрела в зеркало. А еще благодаря зеркалам помещение визуально увеличивается. Я бы хотела, чтобы в моей комнате был строгий стиль…»
Некоторые ребята на предложение описать «свою мечту» пишут связный текст, а некоторые по пунктам перечисляют все, что приходит в голову. И тогда в одном списке соседствуют:
- Хочу хорошо рисовать.
- Хочу каникулы.
- Хочу Пасху.
- Хочу, чтоб не было этого мертвого космоса.
- Хочу попасть в Рай.
- Хочу быть спортивной.
- Хочу пойти в пятницу на футбол, но не успеваю.
- Хочу иметь хорошее зрение!
- Хочу, чтоб у моих родителей все было хорошо.
- Хочу стать актрисой.
- Хочу хорошо выучить английский.
Самое неожиданное желание
Иногда заветные желания шестиклассников выглядят настолько неожиданными, что становится непонятно – смеяться тут или плакать: «самая моя, наверное, серьезная мечта это – чистота на Земле. Я бы хотел, чтоб был прекращен незаконный слив отходов в реки. А мусоросжигательные заводы закрылись. Все разгильдяйство по отношению к лесам исчезло. Люди как-то больше ценили природу и понимали, что все, что у них есть, дала природа. Еще я хочу, чтобы у всех людей был один общий язык (помимо своих). Я мечтаю, чтоб в мире было больше взаимопонимания. Больше общего…»
Мир вокруг
В 13 лет детям очень хочется путешествовать. Они хотят учить иностранные языки, чтобы потом поехать в разные страны. Несколько человек из класса собираются стать переводчиками. Бывает, правда, что ребенок хочет не просто посмотреть другие государства, а, скорее, эмигрировать: «Я куплю себе дом, а лучше пятизвездочный отель, а затем остров типа Гренландии. Буду жить заграницей, где-нибудь в теплом месте рядом с экватором. Может в Египте. Буду стоять на крыше-веранде здания и вспоминать, как хорошо мне было на родине, то есть в России, а именно в Москве. Или буду жить в Испании рядом с морем, где мне в лицо будет дуть ветер. Разумеется, я буду навещать родных. Я буду жить заграницей со своей женой и детьми».
Их одиночество
В наших разговорах и их творческих работах часто звучит тема дружбы и одиночества. Многие говорят о том, что им нужен верный друг – в представлении многих девочек таким другом может быть пес. О животном как о близком существе упоминает большинство детей. Мечтают о лошадях, хомячках и котах. Трогательно, что некоторые говорят о желании видеть вновь живым и здоровым умершее уже животное, а не о желании купить новое.
Наладить контакт с 13-летним ребенком еще не поздно. Стать близким такому подростку, мне кажется, несложно. Важно проявить серьезный, искренний и живой интерес к его делам. Им, действительно, хочется быть с кем-то рядом, они часто одиноки и с удовольствием откликаются на совместные проекты.
Об авторе: Анастасия Отрощенко – многодетная мама, учитель русского языка и литературы в Димитриевской школе. Работала редактором программы на радиостанции «Радонеж», редактором рубрики ряда современных журналов различной тематики, литературным редактором в издательстве. Читать предыдущий выпуск колонки Анастасии Отрощенко «Катки растаяли. Куда пойти с детьми?» |