Православный портал о благотворительности

Ильинское – имение принцессы милосердия

Правительственная трасса, по которой сейчас мчатся автомобили с голубыми мигалками (Ильинское шоссе), с самого начала была Царской дорогой. Задолго до В.В. Путина по ней ездили русские цари в свое имение Ильинское. В 1884 году сюда приехала немецкая принцесса Елизавета, которой в России суждено было стать сестрой милосердия и мученицей за Христа.

Правительственная трасса, по которой сейчас мчатся автомобили с голубыми мигалками (Ильинское шоссе), с самого начала была Царской дорогой. Задолго до В.В. Путина по этой дороге ездили русские цари в свое имение Ильинское. Однажды дядя императора Николая II, великий князь Сергей Александрович, привез по этой дороге в имение свою молодую жену, принцессу Елизавету Гессенскую, которой в России суждено было стать сестрой милосердия и мученицей за Христа. Как жила принцесса в своем имении?

В Ильинском. Великая княгиня Елизавета — начинающий фотограф

Женщина, которую любили

Юную Елизавету Сергей Александрович привез из Санкт-Петербурга в Ильинское сразу после венчания в 1884 году. Мы привыкли видеть великую княгиню Елизавету Федоровну строгой матушкой-игуменьей. Но тогда молодая хозяйка имения, прежде всего, была женщиной, которую любили. «Их чувства никогда не выносились на люди, — рассказывает рассказывает экскурсовод по имению Ильинское-Усово Елизаветинско-Сергиевского просветительского общества Людмила Ильина. — Но они были абсолютно единодушны в одном: если хочешь сохранить любовь в своем сердце, никогда ее не растрачивай на показ.

Нежность в письмах чувствуется между строк. Сергей Александрович пишет в день десятилетия брака «Господи, благослови! За что такая милость!»».

В том счастливом 1884 году Великая русская княгиня Елизавета еще не знала, что останки своего убитого мужа она будет своими руками собирать в московской пыли после взрыва, устроенного террористами, а вскоре новая, страшная, власть кинет ее погибать заживо в угольную шахту в далекой Сибири. Ничего этого еще не было, но уже было ясно, новая хозяйка – женщина необыкновенная.

«Поймите, Елизавета была не принцессой-тихоней из маленького городка Дармштадт. Она была внучкой английской королевы Виктории, которая на тот момент времени владеет половиной земного шара!», — Людмила ведет меня по современному поселку Ильинское, где, как в разбросанных пазлах на полу детской комнаты, проступают то тут, то там, чудом уцелевшие кусочки истории.

Все хотят жить, как цари

У Красногорского района в Подмосковье есть герб. На нем изображены великокняжеская корона и горностаевые мантии — символы императорской власти. «В этих местах жить хотят все, потому что все хотят жить как цари», — Людмила, сгибаясь в три погибели, проходит с чердака на колокольню старинного Ильинского храма через маленькую дверцу. Наверху ветер и холод первого осеннего мороза.

Храм всегда был частью большой усадьбы, включающей несколько сел. Сохранившиеся здания усадьбы сегодня закрыты для посещений. То, что сохранилось с царских времен, можно увидеть только с высокой колокольни. Но и это немногое скрывают осенние желтые крапинки в темных кленовых стволах.

«Вот туда спуск к реке. Там стояли павильоны и дворец. Он в 1929 году сгорел. А тут были конюшни», — показывает Людмила. Сейчас от прежней усадьбы сохранились парк, некоторые павильоны, в которых когда-то собирались гости и родственники Романовых, а также здания школы, родильного приюта и лазарета, построенные стараниями представителей царской семьи в разные годы.

Дорогу из Москвы, на которой стоит храм, провела еще императрица Мария Александровна, жена Александра II, когда стала первой царственной хозяйкой Ильинского. Император подарил имение своей жене, и она, как говорит Людмила, как «настоящая немочка» взялась за хозяйство: обновила ограду, построила школу для детей, павильон «Сервизный домик», в котором поместила свое приданное, но кардинально ничего не перестраивала.

Храм пророка Божия Илии остался таким же, каким его построил первый хозяин имения в 1736 году, боярин Василий Иванович Стрешнев.

В 1891 году Сергей Александрович становится генерал-губернатором Москвы. Его канцелярия располагается в Ильинском, и имение начинает жить государственной жизнью.

Местная жительница Тамара Ивановна сегодня помогает в храме и еще помнит тех людей, которые помнили Елизавету Федоровну. «Они, конечно, нам что-то о тех временах рассказывали. Но разве мы тогда слушали кого? — сокрушается она.

В 1940-е годы в Ильинском были размещены дачи партийного руководства. «Наши родители все работали при Сталине, — вспоминает Тамара Ивановна. — В храм ходила моя сестра. Я родилась в 1936 году. Когда меня решили крестить, мама передала меня сестре на руки через окно первого этажа бывшего здания конюшни, где мы жили. Сестра отнесла меня в Ильинский храм».

Тамара Ивановна помнит, как самые высокопоставленные лица Советского государства жили, или приезжали отдыхать в бывшее имение Романовых.
В 1937 году храм закрыли и сделали там хранилище для картошки. «Все было разделено перегородками, — говорит Тамара Ивановна. — Я помню, что наш отсек располагался в приделе Илии-пророка».

В Ильинском имении жили в разные годы Ленин, Троцкий, советская номенклатура крупного масштаба. Сейчас живет мер Москвы Сергей Собянин.

В 1960-х годах здесь поваром работал Спиридон Иванович Путин, дедушка нашего президента. «Они были отличные люди, очень хорошие», — вспоминает добрым словом Тамара Ивановна Спиридона Ивановича и его жену.

Очаг семейства

Храм Илии пророка и сейчас выглядит так же, каким его увидела императрица Мария Александровна, когда стала первой царственной хозяйкой этих мест. А именно эти места были подлинным семейным очагом царской семьи, здесь происходили сокровенные, приватные события в жизни многих Романовых. Иногда радостные, иногда печальные.

В усадебном храме отслужили благодарственный молебен родители цесаревича Александра Александровича, будущего императора Александра III, когда получили известие из Копенгагена о том, что, наконец предстоит его помолвка с принцессой Марией-Дагмар.

В 1904 году в имении случилась трагедия. В родах умерла жена Великого князя Павла Александровича, брата Сергея Александровича, — Александра.
Кроткую Сашу все очень любили. Даже крестьяне плакали. Гроб с телом Великой княгини Александры Георгиевны любящие ее крестьяне провожали шестнадцать верст до железнодорожной станции, откуда ее прах отправился в Санкт-Петербург для захоронения в Петропавловской крепости.

Безутешный Павел совсем забыл про ребенка, младенца Дмитрия. Сергий и Елизавета сами по очереди сидели с малышом, обкладывали его маленькое тельце ватой и бутылками с горячей водой. Дмитрий выжил, и они с сестрой Марией остались при Сергее Александровиче и Елизавете Федоровне как их дети.

«Тема детей особенно болезненно переживалась в семье Великого князя Сергея. «Не было бы большего для меня счастья на земле, если бы я смог бы стать отцом, но почему-то Господу было угодно лишить меня этого», — пишет Сергей Александрович в своих дневниках», — рассказывает Людмила.

Павел и Мария должны были стать наследниками Ильинского, так как Елизавета Федоровна по закону не могла наследовать имущество мужа. Ей принадлежали только дорогие подарки мужа, она их продала и на все вырученные деньги построила Марфо-Мариинскую обитель в Москве.

Подарок

Вместе с Ильинским император Александр II для своей жены купил еще одно имение, Усово, на другом берегу реки. После смерти императрицы Марии Александровны, унаследовавший имение Сергей Александрович в 1892 году, в великой тайне от жены, стал строить в Усово новый дом.

Для Елизаветы дом должен был стать подарком. Ее на стройплощадку не пускали, готовили сюрприз. Дом получился в английском стиле, с лифтом, отоплением и всеми удобствами. До сих пор сохранились оранжереи.
Получилось красиво: из дворца одного имения можно было смотреть через реку на дворец другого имения, а чтобы придти в гости, надо было спуститься к реке по заливным лугам и переправиться на лодках и плотах.

В 40-х годах прошлого века в Усово жил Сталин.
Сегодня здесь — резиденция президента РФ В.В. Путина.
«Есть протокольная съемка встречи митрополита Русской Зарубежной Церкви Лавра с Владимиром Владимировичем Путиным, еще до объединения церквей, в 2003 году, в Нью-Йорке, — рассказывает Людмила. — Когда митрополит Лавр вручает президенту икону святой великомученицы Елизаветы Федоровны и начинает ему объяснять, что это за святая, Путин скромно замечает «да, да, я знаю, я сейчас в их доме живу».

Ныне существующий храм во имя Илии Пророка построен в 1736 г. при боярине Василии Ивановиче Стрешневе.
В 1818 г., при владельце графе Остермане-Толстом к Ильинской церкви пристроены два придела: во имя святого Феодора, иже в Пергии, и во имя апостола Иоанна Богослова. В 1828 г. была построена колокольня.
Храм возвращен верующим в 1991 году и восстановлен. Главный алтарь посвящен пророку Божию Илии, современные приделы освящены во имя апостола Иоанна Богослова и преподобномученицы, Великой княгини Елисаветы 

Настоятель храма Ильи Пророка, протоиерей Александр Попов

Ход на колокольню Ильинского храма

Тамара Ивановна родилась в Родильном приюте, построенном Сергеем Александровичем и Елизаветой Федоровной. Последние 15 лет Тамара Ивановна служила алтарницей в храме пророка Илии, в котором ее крестили, помогала единственному священнику. Сейчас по здоровью отпросилась на отдых. Она помнит дедушку Путина и тех, кто помнил Елизавету Федоровну

Tамара Ивановна идет после службы домой мимо Родильного приюта, в котором она родилась в 1936 году. До 90-х годов XX века на здании родильного приюта чудесным образом сохранялась табличка о том, что он построен великокняжеской четой. После внезапной смерти жены брата Сергея Александровича, великого князя Павла — Александры, умершей при родах, Сергей Александрович и Елизавета Федоровна решили, что в имении должен быть родильный дом. «Поначалу Елизавете Федоровне приходилось привлекать крестьянок подарками, например, отрезами ситца, или дровами. Им страшно было приходить рожать в какой-то специальный дом. Но со временем дело пошло. Елизавета Федоровна часто становилась восприемницей от купели новорожденных крестьянских детей. Елизавета Федоровна основала в имении и ясли, где крестьянские дети могли находиться в то время, когда их матери работают в поле. До строительства роддома в Красногорске в 50-х годах XX века, все жители деревень бывшей усадьбы Ильинское рождались в родильном доме, построенном великокняжеской четой

Cлева — Александра Георгиевна, жена брата Сергея Александровича, Павла, перед рождением сына Дмитрия. Ее смерть в родах произвела тяжелое впечатление на Павла. Он уезжает заграницу, а его новорожденный сын остается на попечении Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны. Портреты Александры Георгиевны украшали стены Родильного приюта, построенного великокняжеской четой после ее смерти. Справа на фото — великая княгиня Елизавета Федоровна

Здание школы, которую построила в Ильинском императрица Мария Александровна, супруга императора Александра II. Такое же здание школы построили в имении и Елизавета Федоровна с Сергеем Александровичем, но оно не сохранилось. Сейчас в школе живут бывшие ее учителя, ждут расселения

Знаменитый номенклатурный ресторан «Русская изба» на самом деле Сервизный домик императрицы Марии Александровны. В этом домике Мария Александровна принимала митрополита Филарета Дроздова

От стен ресторана так и веет настоящим «застоем» восьмидесятых

В 80-е годы XX столетия в этот ресторан привозили туристов Олимпиады

Виктор, местный житель и один из управляющих «Русской избы». «Я могу вам все рассказать: кто построил этот дом, когда построил, что в нем было», — в качестве дипломной работы Виктор разрабатывал маркетинговый план продвижения родной усадьбы Ильинское, изучил все досконально

Домик фермы, которая была устроена еще бывшим владельцем усадьбы, графом Остерманом-Толстым. Ферма была показательная. Сергей Александрович занимался хозяйством с немецким усердием. Все должно было быть идеально. Дохода усадьба не приносила, но ее продукция постоянно участвовала в международных выставках. Когда после гибели мужа Елизавета Федоровна устроила в Москве Марфо-Мариинскую обитель, овощи и фрукты с фермы отправлялись на монастырский стол.
Сорта клубники, которые выращивали на ферме Ильинского, местные жители растаскивали на усы до 60-х годов XX века. Они прекрасно помнили, чьими руками она выращена. Это здание — оставшийся кусочек целого ансамбля фермы

Это неприметное здание, обшитое сайдингом — лазарет, в котором за раненными солдатами ухаживала Елизавета Федоровна во время Русско-японской войны, еще до постройки Марфо-Мариинской обители в Москве

После гибели мужа, когда началась Русско-японская война (1904-1905 гг), Елизавета Федоровна построила в имении лазарет для раненных. Она позаботилась о том, чтобы здание лазарета было построено и оборудовано по передовым технологиям того времени. В советские годы здесь была библиотека

Вид на дворец в Ильинском со стороны реки

Спуск к реке со стороны Ильинского сейчас перерезан высоким зеленым забором. На Усово со стороны Ильинского зорко смотрит охрана президента РФ, чтобы никакой враг не смог с другого берега реки сделать что-нибудь нехорошее, спрятавшись за мачтовыми стволами Ильинских сосен, которые помнят и другие времена

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version