«И Тебе Самой оружие пройдет душу»
Икону Богородицы «Умягчение злых сердец» (празднование 26 августа, 16 февраля) еще называют «Симеоново проречение» — здесь символически изображено пророчество Симеона Богоприимца, произнесенное им в Иерусалимском храме, когда Мария и Иосиф принесли Младенца-Христа для посвящения. Об этом событии пишет евангелист Лука:
«И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец». (Лк. 2:34-35)
Богоматерь изображена с семью пронзающими Ее мечами. Число семь означает полноту горя и сердечной боли, пережитых Богородицей в её земной жизни. Иногда можно встретить этот образ с изображением на коленях Богоматери умершего Богомладенца.
Но не только о страданиях за Сына, по мнению Василия Великого, Симеон предупреждал Богоматерь.
Симеон говорил и собственных переживаниях Богоматери, когда, стоя у Креста, видя распятого умирающего Сына, о Котором Ей ангел с Неба благовестил как о Спасителе мира, Она, как всякий человек, могла от горя ослабеть духом и верой.
«Когда [Богородица] будет предстоять Кресту, видеть совершающееся, слышать произносимое, тогда, после свидетельства Гавриилова, после неизреченного ведения о Божественном зачатии, после великого показания чудес и в Твоей душе, говорит Симеон, произойдет некоторое треволнение.
Ибо Господу надлежало вкусить смерть за всякого и, став умилостивительною Жертвою за мир, всех оправдать Своею Кровию. Посему и Тебя Самой, Которая свыше научена о Господе, коснется некоторое борение. И это есть оружие.
Но за соблазном при Кресте Христовом и в учениках, и в Самой Марии произойдет некое уврачевание от Господа, утверждающее сердца их в вере в Него, так «откроются помышления многих сердец». И Петр после того, как соблазнился, тверже прилепился к вере во Христа. Посему человеческое облечено в немощи, чтобы обнаружилась крепость Господня».
По мнению историка и библеиста А.П. Лопухина, слова «Да откроются помышления многих сердец» можно понимать и так: о Христе пойдут распри в народе, они тяжело отзовутся на Его Матери, видевшей, как Ее Сын исцелял слепых, хромых, бесноватых, возвращая детей – родителям, воскрешал из мертвых, а теперь Его обвиняют в обмане, смущении народа, даже в претензиях на власть, и в итоге большинство кричит «Распни».
Но ведь это происходит и сегодня. И сегодня продолжают «открываться помышления сердец» – кто-то идет ко Христу, кто-то уходит, кто-то становится против Него, открыто или пассивно.
Кто-то разочаровывается, обижается, не получив от Христа, как от «земного владыки», конкретной «пользы» в работе и личной жизни.
Незатейливая иконография, изображая мечи, пронзающие Богородицу, символизирует зло, которое грехами, неверием, руганиями Сына Божиего совершает человек, и от которого страдает Богоматерь. Страдает – и молится за грешников, как и Сын Ее молился за тех, кто не ведает, что творит.
Иконы со сходными сюжетами: «Семистрельная», «Страстная»
О происхождении образа «Умягчение злых сердец» достоверно ничего не известно. Нет даже «легенды». Но о появлении другой иконы Богородицы со сходным сюжетом – «Семистрельная» есть предание. Разница между двумя образами лишь в том, что на «Семистрельной» мечи пишутся иначе — три с правой стороны Богоматери, и четыре с левой.
Икона «Семистрельная» пришла с Русского Севера и находилась в сельском храме Иоанна Богослова недалеко от Вологды. Иконе более 600 лет, но считается, что это поздний список с первоначального образа, который был утрачен.
По преданию, крестьянин из Вологды, много лет мучившийся от хромоты, однажды во сне услышал голос, велевший ему отыскать образ Богоматери на колокольне местной Иоанно-Богословской церкви. Поднимаясь на колокольню, крестьянин споткнулся, ступенька под ним перевернулась, и он увидел под ногами на перевёрнутой ступени образ Богородицы.
Оказалось, что когда-то из доски, на которой была писана икона, непонятным образом сделали одну из ступеней лестницы. По ней из года в год поднимались священники и звонари, наступая на образ Пречистой, обращённый ликом вниз.
Ужаснувшись невольному кощунству, церковнослужители отмыли икону и отслужили перед ней молебен, после которого крестьянин, нашедший образ, получил исцеление.
Прошло немало лет, об этом чудесном обретении иконы стали забывать, но в 1830 году Вологодскую губернию, как и на большую часть Европейской России, пришла эпидемия холеры. Икону «Семистрельная» привезли в Вологду. Вместе с другими святыми образами жители пошли крестным ходом вокруг города. Холера отступила также внезапно, как и пришла.
Есть и еще один образ с похожим сюжетом и смыслом – икона Божией Матери «Страстная». Вариантов иконографии здесь несколько: есть образ, где возле лика Пречистой изображены два Ангела с орудиями страстей Господних — крестом, губкою и копием. В другом варианте «Страстной» иконы Пречистая написана в молитвенном положении; одной рукою Она поддерживает лежащего у Ее ног Младенца-Христа, другою прикрывает Свою грудь от семи направленных в нее мечей.
«Ненавидящих и обидящих нас прости»
В тропаре образу «Умягчения злых сердец» говорится о том главном, о чем молятся этому образу Богоматери: «Умягчи наша злая сердца, Богородице, и напасти ненавидящих нас угаси».
Потому что, чем меньше в сердце человека зла, тем меньше злого он замечает вокруг. А молитва о врагах – маркер христианина, как говорил святой Силуан Афонский.
Образу «Умягчение злых сердец» молятся о примирении враждующих, ссорящихся, об обижающих и обидимых, о защите от несправедливого гнева, ожесточения, о помощи найти силы простить, смягчиться самому и не мстить, о даровании милостивого сердца, которое порой может смягчить только чужое страдание.
Праздование иконы «Умягчение злых сердец» совершается 26 августа – в один день с «Семистрельной» и «Страстной».
Тропарь, глас 4
Умягчи наша злая сердца, Богородице, и напасти ненавидящих нас угаси, и всякую тесноту души нашея разреши, на Твой бо святый образ взирающее, Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся и раны Твоя лобызаем, стрел же наших, Ты терзающих, ужасаемся. Не даждь нам, Мати Благосердая, в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути, Ты бо еси воистину злых сердец Умягчение.