Православный портал о благотворительности

Икона Собора новомучеников Российских: лики писали по фотографиям

О том, как писали икону Собора новомучеников и исповедников Российских, рассказывает один из ее авторов

Икона создана группой ведущих иконописцев Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. Общие размеры — 167х135 см; средник — 101х80 см; отдельное клеймо — приблизительно 25х19 см. Изображение с сайта nsad.ru

Иконы, центральная часть которых окружена по краям небольшими изображениями — клеймами, называются житийными. Через лаконичные сюжеты из жития иконописец старается более полно раскрыть подвиг святого. В 2000 году, к прославлению российских мучеников, пострадавших в ХХ веке, понадобилось придумать и написать совершенно новую икону — «Собор новых мучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных, прославленных на Юбилейном Архиерейском Соборе».

На этом Соборе были прославлены 1154 подвижника, большинство из которых — новомученики или исповедники. Когда иконописцы всех написали на одной иконе, получилось множество маленьких фигурок, расположенных группами. Вышло неразборчиво, похоже на минейную годовую икону, где изображены вообще все святые, память которых празднует Церковь. «Тогда мы решили не перечислять всех новомучеников, но по краю написать клейма и постараться в них изобразить подвиг как конкретных новых святых, так собирательные образы верующих, пострадавших в XX веке», — рассказывает Мария Глебова, иконописец, один из авторов иконы.

Страдание и блаженная кончина священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого, Местоблюстителя Патриаршего престола

Клеймо с изображением священномученика Петра, возглавившего Церковь после кончины патриарха Тихона, рассказывает о двух периодах жизни святителя: в верхней части он написан по сохранившейся фотографии — сидящим в заключении в зимовье Хэ на Ледовитом океане. Опасаясь влияния святителя на народ, но еще не решаясь убить его, власти запрятали его в нелюдимую глушь. Ниже представлен расстрел святого в 1937 году. Но центром композиции является образ святителя Петра над сценой убийства — как образ торжества над смертью.

В центральной части иконы — среднике — 128 фигур самых почитаемых из новомучеников изображены на фоне московского храма Христа Спасителя.

«Мы выбрали этот храм, потому что он пострадал вместе со всей Русской Церковью, — рассказывает Мария, — и в наши дни вместе с Церковью был возрожден.

Но это не только изображение реального храма, это собирательный образ Церкви, символ Царства Небесного».

Перед храмом — престол, облаченный в красные ризы. Красный цвет — символ вечной, пасхальной радости, победы над адом и смертью. На престоле лежит раскрытое Евангелие со словами Спасителя: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28).

Вверху, над храмом, вместо клейм — деисусный чин, то есть изображение святых, молящихся ко Христу за всех людей. Кроме древних подвижников здесь написаны русские святые: прп. Серафим Саровский, св. прав. Иоанн Кронштадтский, прп. Амвросий Оптинский и другие, кто духовно подготовил или благословил новомучеников на их подвиг. Образ Спасителя в центре деисуса объясняет смысл мученичества — это следование за Господом по крестному пути.

Центр композиции иконы — крест, символ подвига всех святых мучеников.

Справа и слева от креста у престола стоят Святейший Патриарх Тихон, святой митрополит Петр (Полянский), преемник патриарха и митрополиты Кирилл (Смирнов) Казанский и Агафангел (Преображенский) Ярославский, которые также были названы в завещании патриарха Тихона кандидатами в местоблюстители патриаршего престола.

Суд над священномучеником Вениамином (Казанским), митрополитом Петроградским и Гдовским, и с ним пострадавшими.

В 1922 году священномученик Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский и Гдовский, и большая группа верующих были осуждены по ложному обвинению и расстреляны. В древних иконах судья всегда изображался сидящим, а судимый — стоящим. Здесь же, чтобы точнее передать факты, иконописцы отошли от канона. Кроме того, использован прием «мертвого угла»: подсудимые и судья повернуты друг ко другу в три четверти — они одновременно обращены и друг к другу, и к зрителю.

На свитке в руке неправедного судьи вместо приговора читаются только имена обвиняемых, без самого текста обвинения — этот прием показывает, что святые принимают смерть безвинно, за веру Христову. В ответ на приговор святитель благословляет своих палачей. За стеной, отделяющей пространство зала суда, изображена петроградская тюрьма «Кресты», где томились осужденные, купол Исаакиевского собора и море.

Вокруг них расположены фигуры еще 55 святителей того времени, что намного меньше реального количества святых епископов, но иконописцы при помощи церковных историков и комиссии по канонизации постарались выбрать самых значимых.

Лик каждого святого писался по сохранившимся фотографиям. Причем собиралась специальная комиссия, чтобы выбрать, какое фото взять за образец, — например, лагерное, с измученным лицом или, наоборот, семейную фотографию мирного времени. В каждом случае этот вопрос решался отдельно.

«Тех, кого написать не удалось, — рассказывает Мария, — а также подвижников, имена которых неизвестны, мы символически обозначили нимбами позади верхнего ряда иерархов».

Царь-мученик Николай II изображен в центре — как помазанник Божий и молитвенник за Россию, но ниже святых епископов, так как на царствование государя помазывала Церковь. Царская семья на иконе одета в далматики — византийские царские одежды. Справа и слева от царственных страстотерпцев, такими же рядами, как епископы, стоят святые мученики из священства, монашества и мирян — представители всех слоев общества, давших святых мучеников. Среди них есть и неподписанные святые.

Обычно клейма в иконе читаются по часовой стрелке с верхнего левого угла. Но в тех редких случаях, когда в верхнем ряду вместо клейм написан деисусный чин, клейма следует читать слева направо «через средник» (левое верхнее, правое верхнее, затем левое следующего ряда и т. д.).

В иконе новомучеников клейма даны не по хронологическому принципу, как это бывает обычно, а по географическому: в верхних клеймах север страны — Соловки и берег Ледовитого океана, в центральных — столицы, Урал, Сибирь, в нижних клеймах юг — Киев, Саров, Астрахань, Казахстан.

Всего в иконе новомучеников 15 клейм.

Разорение одной из величайших русских святынь — Троице-Сергиевой лавры и похищение мощей преподобного Сергия Радонежского

Кощунственное вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского в 1919 году стало первым шагом антицерковной компании властей по вскрытию святых мощей в храмах и монастырях России.

В 1920 году Лавра была закрыта, а святые мощи вывезены в музей. Была сфабрикована грубая фальшивка, согласно которой престарелый наместник Лавры архимандрит Кронид составил заговор с целью объявить Лавру «русским Ватиканом».

В клейме изображен главный вход в Троице-Сергиеву лавру, загороженный солдатом, рука которого угрожающе поднята в сторону уходящей группы монахов. В другую сторону четверо солдат уносят гроб с мощами преподобного. Прием изображения монахов и солдат в виде двух групп, расходящихся от центра, а также расходящиеся верхний и нижний контуры стен усиливают эффект движения в разные стороны. На колокольне отсутствуют колокола, что означает разорение и закрытие обители.

Образ безымянной святой жены с детьми

В этом клейме два сюжета, их композиция тесно связана. Слева в белом платке изображена мать с прижавшимися к ней детьми — это собирательный образ безымянной святой жены, ей грозит винтовкой солдат, арестовывающий священника (следующая композиция).

Безвестные монахини, бесчисленные простые прихожанки погибали в лагерях и тюрьмах во времена гонений.

Остававшиеся на свободе оберегали оставшиеся храмы, спасали святыни от грабежа и разорения. «Белые платочки», как с любовью называл их святитель патриарх Тихон, хранили веру в самые беспросветные годы, когда могло казаться, что православная жизнь никогда не вернется.

Справа изображен небольшой однокупольный храм с белыми стенами — таких храмов было бесчисленное множество по всей России. На престоле, покрытом красным облачением, стоят священные сосуды, перед престолом — безымянный святой священник в светлых ризах. Солдаты окружили престол, один из них святотатственно берет потир, другие арестовывают священника, руки которого связаны.

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского, в Чимкенте 7(20) ноября 1937 года

На иконе изображено исполнение смертного приговора над святителем Кириллом, митрополитом Казанским в Чимкенте (Казахстан) в 1937 году. Его величественный образ, поднятые в молитве руки, литургические одежды красно-малинового цвета резко контрастируют с болотисто-зеленоватыми силуэтами палачей. Темный, сливающийся тройной профиль солдат, направляющих винтовки на святого, выражает бессильную ярость адских сил.

Пейзажные горки, имея необходимую иконную стилистику, сохраняют общее сходство с известным по фотографии пейзажем той местности. Композиция с убиением святителя Кирилла — последнее клеймо иконы, завершающе драматическую композицию.

Иконография новомученников продолжает развиваться, появляются новые сюжеты. В храм Живоначальной Троицы в Хохлах была написана новая икона святых новомучеников и исповедников Российский, пострадавших в Ипатьевском доме и Алапаевской шахте.

Вместе с царской семьей изображены канонизированные РПЦЗ царские слуги — доктор Евгений Боткин, повар Иван Харитонов, лакей Алоизий Трупп, горничная Анна Демидова.

В сюжете иконы используется текст из Апокалипсиса (надписанный справа и слева на полях):

«И когда Он снял пятую печать,я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.

И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?

И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их, и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число». (Откр. 6, 9-11).

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version