Православный портал о благотворительности

В монастыре ребенок увидит благочестивую жизнь, но не подготовится к жизни в обществе

Воспитать сироту или ребенка из неблагополучной семьи в монастыре – хорошая идея? Могут ли монахи и монахини не только приобщить к вере, но и подготовить к самостоятельной жизни? Споры об этом идут уже более тридцати лет – столько же, сколько существуют монастырские приюты, школы-интернаты и детские дома. Своей точкой зрения и личным опытом поделилась игумения Елисавета (Позднякова)

Мнением, основанным на многолетнем опыте попечения о детях в Марфо-Мариинской обители милосердия, поделилась ее настоятельница игумения Елисавета (Позднякова) в докладе на XXXI Международных Рождественских образовательных чтениях.

Публикуем текст этого выступления.

Об игумении Елисавете (Поздняковой)

Игумения Елисавета (в миру Елена Владимировна Позднякова) родилась в 1978 году в городе Куйбышеве (ныне Самара). В 1993 году окончила среднюю школу и поступила в монастырскую общину при Троицком храме села Ташлы Ставропольского района Самарской области. В 1995 году пострижена в иночество с именем Екатерина. В 2008 году окончила Свято-Димитриевское училище сестер милосердия по специальности «Сестринское дело».
В феврале 2011 года назначена исполняющей обязанности начальницы (настоятельницы) Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. В 2013 году пострижена в монашество с именем Елисавета. 4 марта 2014 года утверждена в должности начальницы (настоятельницы) обители.
30 мая 2014 года Марфо-Мариинской обители милосердия был придан статус ставропигиального женского монастыря, а сестра Елисавета — назначена его игуменией. 6 июля того же года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Смоленском соборе Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря возвел ее в сан игумении.
В 2016 году окончила Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет по специальности «Теология».

Виды помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, при монастырях

В настоящее время значительная часть церковных учреждений, занимающихся поддержкой детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, действует в монастырях (преимущественно женских) или при них. Это православные детские дома, приюты, школы-пансионы, приемные семьи.

Все монастыри, занимающиеся помощью детям, стремятся воспитать их в вере и благочестии и дать необходимое образование. В монастырской практике встречается достаточно положительных примеров воспитания детей. По выходе из детского учреждения бывшие воспитанники создают свои семьи: женятся или выходят замуж – или же по своему желанию остаются в монастыре в качестве насельников или насельниц.

Практикуются различные формы пребывания детей в обителях. В большинстве монастырей дети проживают в отдельном здании, но воспитывают их сестры, в некоторых случаях воспитанники живут непосредственно в самом монастыре вместе с сестрами и участвуют в общей жизни. В некоторых монастырях детские дома не имеют отдельного юридического лица, а дети находятся под опекой или же усыновлены игуменией или насельницами обители.

Воспитанники большинства монастырей посещают общеобразовательную школу (иногда также устроенную при монастыре); в некоторых монастырях предусмотрено домашнее обучение или экстернат. При отдельных обителях созданы школы-пансионы, в которых проживают и воспитываются в том числе дети из благополучных семей, находящиеся там по желанию родителей.

Известны замечательные примеры организации пребывания воспитанников в монастырях, когда приюты занимают здания, расположенные вне монастырской территории, и под управлением обители деятельность осуществляется приглашенными специалистами из числа мирян.

Важность сохранения семьи

Коллаж. о помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, при монастырях

В современном обществе бытует мнение, что именно монахини, посвятившие свою жизнь Богу, лучше всего могут воспитать ребенка в вере, привить ему любовь к Церкви, к богослужению, научить его соблюдать посты и жить по церковным традициям.

Мы знаем, что и до революции многие девочки воспитывались в институтах благородных девиц, мальчики в кадетских корпусах и в других закрытых школах, но в то время семьи сами по себе были крепче и нравственность общества была совсем на другом уровне. Очевидно, что и тогда воспитание в казенной обстановке вне семьи далеко не всегда имело положительное влияние на становление личности воспитанников (одним из примеров этого служат декабристы, многие из которых были воспитанниками учебных заведений закрытого типа). Из воспоминаний многочисленных выпускников подобных заведений известно, что период обучения часто был хотя и довольно веселым временем, однако это было время отрыва от семьи, что для многих являлось серьезной детской травмой, время сложных отношений между воспитанниками, время свойственного подросткам поиска авторитетов в отрыве от традиционного семейного уклада.

Воспитание детей – главная, приоритетная задача общества. Очень важно воспитывать детей именно в тех ценностях, традиции и духовности, которые мы считаем истинными. Заслуживает уважения и похвалы то, что, наблюдая обстановку в неблагополучных семьях и видя, что происходит там с детьми, настоятели и насельники монастырей считают своим долгом помочь ребенку и дать ему то, что монастырь может предложить. Это говорит об их неравнодушии и сердечном участии.

Однако необходимо понимать, что воспитание детей – это глубокая и разносторонняя задача. С одной стороны, когда мы видим разлад в семье, аморальное поведение родителей или сознаем, что ребенку вредно или небезопасно находиться дома, первый порыв – забрать ребенка как можно дальше, чтобы пример родителей не повлиял на дальнейшую его жизнь. Но важно помнить, что это только порыв, мы ни в коем случае не должны забывать, что для любого ребенка важна его семья, его кровные родители, которые лучше всех чувствуют и понимают его. Поэтому главной задачей учреждений, осуществляющих помощь детям, оставшимся без попечения родителей, является оздоровление кровной семьи – чтобы семья могла воспитывать своего ребенка.

Силы организаций должны быть направлены на помощь кризисным семьям еще до того, как возникла ситуация, угрожающая благополучию ребенка. Только в том случае, если эти усилия не приводят к желаемому результату и родители объективно не могут исполнять свои обязанности, то для ребенка нужно найти другую семью, в которой он смог бы получить внимание, заботу и положительный опыт жизни в семье. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы в будущем ребенок смог сам создать семью, опираясь на полученный опыт семейной жизни. Особенно это важно в наше время, когда сам институт семьи находится в глубоком кризисе.

С какими сложностями сталкивается ребенок, растущий в детском учреждении

Что видит ребенок, воспитывающийся даже в самом хорошем православном детском доме? В первую очередь, он видит взрослых – хороших, душевных людей, которые его любят, но в жизни которых он не главный. Заканчивается смена, у воспитателя начинается другая жизнь, а вместо него приходит другой. Любимый воспитатель может уволиться и навсегда уйти из жизни ребенка. В его жизни нет постоянных взрослых, которые бы любили и которых он надежно мог бы любить. Люди, которые говорили, что любят его, могут уволиться из-за того, что поменяли место жительства или нашли более оплачиваемую работу.

В детском доме дети – это объект заботы и внимания, но одновременно и объект гордости: детей показывают благотворителям, они часто выступают перед гостями, что не может им не вредить.

Зачастую воспитанники детских домов вырастают потребителями. Им не знакомы те трудности, которые возникают в жизни семьи: может заболеть мама, и придется заменить ее в приготовлении обеда или уборке квартиры, может не хватать денег на что-то, что привыкли или хочется иметь, нужно жертвовать чем-то ради других членов семьи и т. д. В детском доме, если заболел воспитатель, вместо него выйдет другой, и эта проблема никак не коснется ребенка.

Если же ребенок живет в монастыре не в детском доме, а непосредственно с насельницами, он может видеть пример благочестивой жизни, пример человека, посвятившего себя Богу, может видеть пример даже святой жизни, что бывает крайне редко, но в любом случае эта жизнь – совершенно иная по сравнению с той жизнью, в которой ему предстоит жить. В монастыре искусственно создаются условия для пребывания монахов, ушедших из мира, и они коренным образом отличаются от жизни в миру.

Таким образом, ребенок совершенно лишается каких бы то ни было знаний о том, как устроено общество, в котором ему предстоит жить, и не имеет никаких навыков жизни за оградой монастыря. Приходящие в монастырь миряне для него – люди с другой планеты, и одновременно люди, живущие не так, как учат жить его: они меньше ходят в храм, меньше постятся, по-другому одеваются, смотрят другие фильмы и т. п. – то есть живут не так.

В результате, когда ребенок вырастает, если у него нет желания жить в монастыре (а чаще всего этого желания нет), он выходит в мир, который до сих пор был скрыт от его глаз. Модель семейной жизни и жизни в монастыре различаются кардинальным образом.

В основу монашеской жизни положен уход из мира. Приходя в монастырь, человек оставляет свою семью со всеми ее заботами, попечениями, радостями и печалями. Формирование же целостной и гармоничной личности возможно только в семье, и, уже повзрослев, человек самостоятельно принимает решение о своем жизненном пути.

Помощь детям в Марфо-Мариинской обители

Теперь немного расскажу о том, как устроена работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей, в Марфо-Мариинской обители.

Сегодня в Обители осуществляется 10 социальных проектов. Два из них направлены на помощь детям-сиротам: Свято-Елизаветинский детский дом и Центр семейного устройства. Приоритетным направлением работы Обители с детьми-сиротами является семейное устройство.

Социальные педагоги Центра семейного устройства работают с кровными семьями детей, находящихся в детском доме Обители, а также с кризисными семьями и приемными семьями.

В некоторых случаях удается помочь кровной семье и вернуть в нее ребенка. Если помочь семье невозможно, для ребенка подбирается замещающая семья. Предварительно проводится большая работа по тщательному знакомству с будущими усыновителями. Для нас важно, чтобы родители были православными людьми и могли привить ребенку традиционные ценности. Между родителями и ребенком должны сформироваться доверительные отношения, а также готовность и желание жить вместе.

За последние 11 лет 47 девочек было устроено в семьи (21 в кровные и 26 в приемные), 6 выпущено по достижению совершеннолетия. Сотрудники детского дома продолжают курировать семьи своих бывших воспитанниц, устраивают совместные встречи, приглашают их на праздники, всегда готовы оказать помощь и поддержку. Мы с радостью наблюдаем, как дети подрастают, поступают в вузы, создают свои семьи.

В структуре Центра семейного устройства действует православная школа приемных родителей, которая готовит людей, желающих стать усыновителями или взять детей под опеку. Занятия проводят православные специалисты. В рамках Школы проводятся встречи со священниками, занимающимися воспитанием детей, с опытными приемными родителями. За 11 лет существования школы ее окончило 726 человек.

Для взаимной поддержки замещающих семей при Школе создан Клуб приемных родителей, в рамках которого усыновители общаются друг с другом, делятся своими проблемами и достижениями, а также получают помощь специалистов в формате общих лекций, бесед, встреч или индивидуальных консультаций.

С 2015 года в детском доме воспитываются дети с синдромом Дауна, из которых 6 помещено в замещающие семьи и 2 возвращены в кровные семьи.

В заключение хотелось бы отметить, что опыт каждого монастырского детского учреждения глубоко индивидуален и различные формы устройства и воспитания детей имеют право на жизнь. Но в свете вышеизложенного представляется важным, чтобы работа с детьми велась не в самих монашеских обителях, а при них: монастырь может инициировать и направлять процесс воспитания детей, однако непосредственно эта деятельность должна осуществляться не насельниками монастыря, а благочестивыми мирянами, имеющими необходимое образование и компетенции. При этом важно помнить, что по замыслу Божию о человеке ребенок должен воспитываться в семье, и только в семье возможно формирование целостной и гармоничной личности. Поэтому семейное устройство детей является несомненным приоритетом и возможностью передать ребенку опыт устройства жизни и отношений в семье, а также позволит ему впоследствии создать собственную полноценную семью.

Коллажи Татьяны Соколовой на основе фотографий ИТАР-ТАСС (Валерий Шарифулин, Михаил Терещенко, Зотин Игорь)

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version