Миссия проекта «Полдень» в том, чтобы помочь детям из детских домов подготовится к самостоятельной жизни. Делает это «Полдень» в игровой форме: устраивает в детских домах и ДДИ тренинги и групповые образовательные игры. Это очень полезно – хотя бы в игре дойти до края и проверить себя. А что бы вы сделали, если б узнали, что воздуха в вашей подводной лодке осталось всего на час?
Задача: запустить сломавшийся двигатель подлодки
«Сирена! Срочно покинуть реактор!» – люди в белых защитных костюмах выбегают из дверей, их тут же окружают медики: нужно помочь пострадавшим. Механики тем временем трудятся над двигателем – его нужно как можно скорее починить. Воздуха в подводной лодке – всего на час. Если за это время вся команда не справится с ЧП, то лодка уже никогда не всплывет.
Нет, мы не на субмарине, не на учениях. Мы на игровом тренинге проекта «Полдень». Сегодня волонтеры «Полдня» приехали к ребятам пансиона семейного воспитания, который курирует фонд «Отчий дом» в Кунцево, где живет 37 детей.
Игра
«В какие игры играете вы?» – спрашивают волонтеры ребят разного возраста, собравшихся в актовом зале. «Теннис!», «Мафия!» – выкрикивают ребята. Что ж, это отличное времяпрепровождение, но есть ведь еще и другой род игр – в процессе которых дети еще и учатся: непроизвольно, незаметно для себя, без морализаторства и наставлений.
«Вот смотрите, котенок играет с бумажкой. Он учится. Чтобы потом знать, как поймать уже не бумажный бантик, а живую мышку. У нас тоже образовательные игры», – объясняют сотрудники «Полдня» свои цели и принципы работы. Сегодняшняя игра построена по мотивам реального случая, произошедшего на советской субмарине в 1961-ом году. Тогда экипаж справился с аварией. «Мы моделируем эту кризисную ситуацию. Нужно починить реактор и запустить двигатель, иначе будут серьезные последствия», – рассказывает ребятам Женя Венина, волонтер проекта.
Сначала нужно выбрать роли для игроков. Вернее – игроков для каждой командной роли. И уже это – небольшое испытание. Но в пансионе ребята явно дружат, конфликтов нет. «Кто самый главный авторитет? У нас есть роль капитана». – «Эдик!», – кричат хором дети. 18-летний Эдуард получает капитанскую фуражку. Фома становится старпомом. Выбирают и медиков, матросов и механиков. Все получают форму: медики – повязки и халаты, а механики и матросы, которые будут по очереди заходить в «зараженный» отсек – специальные комбинезоны.
Задача медиков – обследовать «подвергшихся облучению», дать им лекарства
Затем проводим инструктаж, разбившись на группы. Каждый специалист должен четко понимать свои обязанности, выполнять установленные правила. Например, в реактор нужно проходить только в костюмах, и находиться там определенное время, иначе звучит сирена – сигнал, что ты облучился. Вторая сирена – ты «погиб». На лодке времени мало – и делать все нужно четко и быстро.
Игра напоминает принципы популярного приключенческого телешоу «Форд Боярд», и одновременно серьезный компьютерный квест. Ребятам нужно выполнить игровые задачи – починить пульт управления двигателя, стабилизировать реактор и запустить его, чтобы лодка всплыла. Но это возможно, только если опустить стержни реактора на определенную глубину. Какова она? Чтобы узнать это главное число, нужно еще и последовательно решить «научные» задачи. Ребята выполняют одно за другим задания: меряют, например, объем помещения, полученное число вводят в условие следующего уравнения – и так до окончательного решения задачи. Команде приходится также потрудиться над ребусами, отгадать несколько слов по изображениям, наконец, разгадать буквенные коды.
Один из этапов игры – решить несколько задач, разгадать коды и вычислить число-ключ: на такую глубину нужно будет погрузить стержни реактора и запустить работу лодки.
Работа над двигателем.
«Мы рассчитываем уровень сложности игры. В коррекционных интернатах, например, мы не даем сложные математические формулы, даем более простую задачу, – поясняет мне Женя Венина, пока мы следим за ходом игры: мальчишки и девчонки азартно, споря и помогая друг другу, сообща решают очередной ребус. – Если в игре участвуют дети разного возраста, игра подстраивается под это обстоятельство: старшие будут решать задачи, младшие выполнять практические задания».
А вот и реактор подводной лодки, нуждающийся в починке.
Под конец напряжение нарастает – «воздух» в «лодке» заканчивается, нужно успеть! Ребята кричат, торопят друг друга, капитан раздает четкие инструкции. Наконец, нужное число найдено. Реактор запускается – причем с потерями, часть бойцов «погибает», не успев за положенное время выйти из помещения, но зато команда спасена, лодка всплывает на поверхность!
«От имени Военно-Морского флота выражаю вам благодарность за то, что вы смогли спастись и всплыть в такой тяжелой ситуации!» – сообщает команде Юра Молодых, еще один волонтер «Полдня»: сегодня он был членом команды, но старался не вмешиваться и даже подчинялся командам капитана – все по субординации.
Разбор полетов
Следующий этап игры – рефлексия. «Сама игра будет иметь мало эффекта, если потом не проговорить какие-то вещи», – говорит Женя Венина. Ребята рассаживаются по местам. Нужно доложить, кто какие задачи выполнял во время экстренной ситуации, кто справился, кто нет. Подведение итогов – тоже дело непростое. Нужно четко признать свои ошибки и понять, почему они были допущены. «Как, по-вашему, у нас было хорошо с дисциплиной?» – «Неет!» – признаются дети.
«Область дисциплины», отмечают участники, была рядом с капитаном, а вдали от него уже ребята шумели и не выполняли свои функции. Обнаруживается, что многие делали чужую работу – почему? Кто-то не справился, кто-то ленился. «Мы делали то, что нам хотелось», – говорят ребята, понимая, что в команде это неправильный подход: нельзя бросать не законченное дело.
Разбор полетов.
Обсуждаем, как и в каких случаях нужно просить о помощи. Капитан Эдик уверен – взаимовыручка очень важна. Он сам помог вытащить пострадавшего механика из реактора, кто-то из ребят подключался к задачам других групп. Но в то же время иногда ребята действовали бессистемно.Разбираем и детали. Например: было всего четыре костюма для входа в реактор. «Заходили внутрь по четыре человека, но двое работали, а двое просто стояли рядом. Потом вы не успевали закончить, получали «заражение», затем тратили время на восстановление. Зачем?» – обращают волонтеры внимание участников тренинга на ситуацию. Можно было бы решить эту практическую ситуацию иначе: двое работают, а двое находятся снаружи, меняясь защитными костюмами со следующими матросами. Так бы дело шло быстрее и при этом никто бы не «облучился» и тем более не «погиб».
Вместе с ведущими тренинга разбираем, какие и кем были допущены ошибки в ходе игры.
«Полдень»: от Стругацких к социализации и выбору профессии
Сегодня в детском пансионе прошла пробная игра. Обычно, рассказывает Женя Венина, проходит первая установочная встреча: на ней детям рассказывают о программе и проводят психологическое тестирование. Такие же тесты ребята заполняют и в конце курса. «На первой встрече, конечно, не узнаешь детей хорошо. Мы лучше узнаем их в процессе игры», – говорит Женя. Поэтому «Полдень» не проводит разовые игры: их проект помощи детям – долгий процесс.
Сотрудники детских домов, рассказывает Женя Венина, ведут себя во время тренинга по-разному: «Обычно сидят в самом начале игры, чтобы посмотреть, чем заняты дети. Им важно, чтобы дети не скучали, не баловались. Потом просто заглядывают, смотрят, что дети включены в работу. В коррекционных заведениях просят включить их в игру и участвуют, чтобы помочь детям, если тем будет сложно: ведь таких ребят нужно иногда направлять».
Сегодня игра была направлена на развитие навыков командообразования, и что бы получить опыт, и научиться делить большую проблему на дробные и разрешимые задачи, что бы постепенно справляться с ними. «Следующая игра у нас – строительство марсианской станции. Она тоже про коммуникацию: ребята в ней могут обмениваться только письменными сообщениями, передавая в письмах просьбы, указания. Важно научиться письменно выражать свои мысли. Оказывается, для детей это непросто». Еще одна игра – про эпидемию в джунглях: задача игроков найти лекарство, диагностировать заболевших, и помочь им. И таких сюжетов много, все они разработаны профессиональными психологами. Сложность игры выбирается в зависимости от уровня детей, их возраста, готовности.
Кстати, само название «Полдень» родилось из книг Стругацких, по названию их фантастической повести «Полдень, ХХI век». «Но потом мы поняли, что нынешние дети Стругацких, к сожалению, не читали, не знают, кто это. Мы привозили книжки, но интереса это вызывало мало. Может, прочтут один-два ребенка. Поэтому мы стали придумывать другие сюжеты», – рассказывает волонтер Женя Венина.
Кстати, сейчас, отмечает волонтер Юра Молодых, часть игр для студентов уже включена в учебные планы МГУ и МАМИ. «Наши игры используются на первых курсах во введении в специальность у будущих политологов, историков. В игровой форме студенты осваивают знания. Это своеобразный мостик от предмета к профессиональной практической деятельности».
В работе с детьми «Полдень» тоже уделяет большое значение решению реальных жизненных задач, и профориентации. Например, детей 7-9 классов в игре учат, как проходить собеседование: они делятся на соискателей и рекрутеров и отыгрывают разные ситуации. В других играх они осваивают будущую взрослую жизнь, учатся, как решать чисто бытовые проблемы: вас затопило в квартире, ваша собака кого-то покусала и так далее.
Кстати, бизнес-компании нередко финансово поддерживают проекты «Полдня» – когда им нужны новые специалисты, и компании заинтересованы в обучении будущих кадров. Это партнерство помогает выживать. С детьми же «Полдень работает бесплатно.
«В нашей работе три главных фокуса: это преодоление жизненных трудностей, затем – коммуникация, принятие ответственности за свои действия, и третье – целеполагание, постановка своей личной жизненной цели и переход на шаги по ее достижению. Скажем, не просто «я хочу стать рок-звездой, а « сначала я должен научиться играть на гитаре, создать группу», и так далее», – поясняет Мария Рачинская, исполнительный директор «Полдня».
Сотрудники проекта отмечают, что всегда приятно видеть, как у ребят в процессе развиваются коммуникативные навыки, навыки систематизации. Пока еще не так много детей, которые прошли полный трехгодичный курс тренингов – ведь и курс разрабатывался не сразу, да и сейчас «Полдень» развивает его и пробует новые подходы. Но эффект заметен.
Кстати, замечает Мария Рачинская, «Полдень» учит, как проводить игры, не только своих волонтеров, но и сторонние волонтерские организации: «Мы поняли, что нужно более прогрессивное развитие. Сплошь и рядом бывает, что активные социально ответственные люди не знают, чем заняться с ребенком. Они пришли, подарили подарок – что дальше? Наша программа им помогает, ребята с удовольствием учатся и применяют ее». «Полдень» описал свои игры, описание можно скачать, затем подготовиться практически на обучающих семинарах, чтобы научиться технологии проведения игр, узнать, какой нужен реквизит для каждой игры. Кстати, волонтеры учатся не только теории, но и сами играют в тренинговые игры, чтобы понять на себе, как это происходит.