«Заранее хочу оговориться, что увлечение подростка той или иной компьютерной игрой – не «диагноз», – считает Алла Жукова, руководитель направления индивидуального консультирования в психологическом центре «12 коллегий» (Санкт-Петербург). – Выбор игры может зависеть от разных причин. Например, подростку приходится играть в то, что сейчас модно в его классе, чтобы были общие темы для разговоров с друзьями.
Его выбор может зависеть от предпочтений в семье. Наконец, он может играть просто для того, чтобы убить время, не особенно увлекаясь. Тем не менее, игра – это дополнительная информация о том, что происходит с ребенком. Зная содержание его любимых игр, можно предположить, в каком направлении задавать вопросы дальше».
– Существует сложная классификация компьютерных игр. А на какие виды поделил бы их психолог?
– В первую очередь игры можно разделить на те, в которые играют онлайн, общаясь с другими пользователями, и те, в которые подросток играет один.
Дальше можно разделить по функционалу, по тому, что персонаж выполняет в данной игре. Я бы выделила шутеры, где нужно просто ходить и убивать. Затем стратегии, где необходимо планировать свои действия, чтобы достигать дальнейших результатов.
Симуляцию реальности, где можно проживать жизнь неких героев, среди самых известных – The Sims. Есть еще игры по типу «Тетриса»: на логику, на регулярные движения, на внимание – что-то очень структурное и предсказуемое. Довольно часто такие игры снижают тревожность.
– О каком психологическом состоянии ребенка говорит его интерес к тому или иному виду игры? Первыми в вашем списке стояли «стрелялки».
– Одна из самых известных – Counter-Strike. Снова оговорюсь, что, если подросток играет в Counter-Strike, у него не обязательно повышен уровень агрессивности. Может быть, он просто хочет быть в тренде, общаясь со сверстниками. Но даже если игра в Counter-Strike и другие шутеры связана с избытком агрессии, я бы не стала говорить, что это плохо.
Определенный уровень агрессии в подростковом возрасте – это нормально. Возможность выпустить такие эмоции в относительно безопасной форме – в какой-то момент даже хорошо.
– Как родителю понять, связана игра в Counter-Strike с чрезмерным уровнем агрессии или с желанием не отстать от моды?
– Можно просто спросить: что делаешь, интересно ли тебе. Иногда это работает. Если он играет ради того, чтобы не отстать от моды, он скажет: «Да ну, все играют, и я хочу посмотреть». Бывает, конечно, что ребята не обсуждают такие вещи с родителями. Тогда приходится смотреть на косвенные показатели.
Если ребенок продолжает ходить в школу, общаться со сверстниками, у него есть какие-то еще увлечения, и мы видим, что игра – это лишь один из возможных способов справиться с напряжением, то почему бы и нет. Это вполне нормально.
Если же мы видим, что у ребенка кроме этой игры нет больше ничего, то есть репертуар поведения очень ограничен, то это «звоночек».
Но я бы не стала говорить, что на него плохо повлияла игра. Я бы сказала, что он уходит в игру из-за некоего внутреннего напряжения, внутреннего конфликта, или сложной жизненной ситуации.
Когда с таким подростком работают профессионально, то стремятся не ограничить игру, а восстановить возможность удовлетворять свои потребности другими способами. Например, помочь разрешить какой-то конфликт в школе, который мешает ему посещать занятия.
Нужно искать первопричину, потому что игра – это лишь одна из форм эскапизма, ухода от реальности. Как, впрочем, и книги.
– Это общая проблема, на которую может указать увлечение любой игрой. А о чем расскажет родителям интерес ребенка к какому-то определенному сюжету?
– Например, есть League of Legends, это одна из самых популярных сейчас среди подростков игр в жанре MOBA (многопользовательская онлайновая боевая арена). Она очень масштабная, по ней даже проводятся соревнования киберспортсменов.
Идея в том, что есть некий мир, в нем есть разного типа персонажи, у которых есть разного типа суперспособности – магические, лечить или убивать – и там идет соревнование между командами, которым нужно захватить территорию соперника.
Специфика League of Legends, в отличие от Warcraft, в том, что здесь ты работаешь только за одного персонажа, у которого ограниченное количество способностей. Чтобы победить, необходимо работать в команде. Поэтому игроки подбирают себе команду так, чтобы на пятерых участников был наибольший возможный спектр суперспособностей.
Это про общение. Здесь очень много общения с напарниками, потому что если вы не общаетесь, то вы не можете быть эффективными. Ну, и немножко агрессии, некий кураж, адреналин, ощущение своего всемогущества.
– А если кто-то играет в World of Tanks или в World of Warships?
– Можно предположить, но это всего лишь гипотеза, что танки и корабли – это все-таки история, это ближе к реальности. А League of Legends – полностью фантазийный мир. Мне кажется, принципиальный момент именно такой: ближе к реальности или дальше от нее. Но, опять же, ребенок может выбрать ту или иную игру, потому что в его классе принято играть именно в нее.
– В какие игры предпочитают играть девочки?
– Сейчас девочки играют в те же игры, что и мальчики, например, в League of Legends можно встретить игроков обоих полов, нет какого-то жесткого разделения игр по полу. Но можно вспомнить игры, в которые девочки играют чаще, чем мальчики. У меня нет статистики, но, по моему опыту, в The Sims чаще играют девочки. По механизму игра напоминает «дочки матери». В ней можно примерить на себя разные роли, из собственных фантазий или из сериалов.
В этой игре есть целый город, и можно играть за разных персонажей, принимать за них решения, строить дом, семью, карьеру. Соответственно, если в обычной жизни тебе не хватает драйва, там ты можешь бросить работу и заниматься какой-то рискованной деятельностью, если тебе не хватает близких отношений, там ты уходишь в формирование семьи и уютного гнездышка. Никакой цели или основной линии здесь нет, ты просто добираешь то, чего тебе сейчас не хватает в жизни.
У подростков вообще есть потребность в таких экспериментах, потому что это период, когда формируется идентификация: кто я, зачем я здесь и что дальше. А это безопасная возможность поэкспериментировать, а каково мне, допустим, в роли домохозяйки, которая тратит свою жизнь на обеспечение комфорта мужа и детей.
Или каково мне быть в роли этакой искушенной девушки, которая ходит на одно свидание за другим.
В игре можно попробовать сделать то, на что никогда не решался в жизни. Например, бывают люди, которым сложно говорить «нет». А здесь можно попробовать отказать или нарушить какой-то запрет. Можно вообще поиграть за мужского персонажа.
– Как бы вы интерпретировали игры с приключенческим сюжетом, где подросток выполняет какие-то очень сложные задания? Действие развивается на фоне фантастической реальности, человек играет в нее один.
– Как Tomb Raider? Самое важное в этих играх: подросток один, у него есть конкретная цель, он преодолевает некие препятствия. Суть в этом. Мне кажется, это про адреналин. Это возможность совершать рискованные шаги, находясь в безопасности.
Альтернатива этому в реальности – зацеперы и т.п. Это тоже потребность поиграть на грани жизни и смерти: могу я или не могу, на что я способен. Только в компьютерной игре все это происходит без настоящей угрозы для жизни.
– Нормально ли, если ребенок всегда играет один?
– Ненормально только в одном случае: когда это единственное, что есть в жизни. В остальных случаях, если разобраться, почему ребенок всегда играет один, причины могут оказаться самыми разными. Например, «мне не разрешают родители», потому что все-таки есть предположение, что игры по сети больше затягивают.
Родители могут по понятным причинам не одобрять общение с незнакомыми людьми. Самому ребенку может быть страшно, потому что в сети есть много людей, которые из-за своей анонимности ведут себя очень агрессивно, используют грубую ненормативную лексику. Кто-то не обращает на это внимания, а кто-то принимает близко к сердцу.
Если убрать все эти факторы, то ответ таков: значит, ребенок берет что-то от игры, что не связано с общением.
Например, в одном из режимов Minecraft нужно что-то создавать – город, крепость. Тебе ничего не угрожает, ты как в песочнице играешь. Если ребенок этим занимается, значит, ему просто нравится создавать красивые замки, города, населять их своими персонажами. Ему не нужно общение, это история про творчество.
– Прокомментируйте, пожалуйста, увлечение ребенка стратегиями – Civilization, Europa Universalis и др.
– В стратегии важно планировать свои ходы и учитывать целый ряд факторов. Есть мнение, что это более интеллектуальные игры, есть мнение, что нет. Знаете, есть ребята, которые и в шахматы играют, сильно не напрягая свой мозг, просто потому, что там красивые фигурки.
Еще и Civilization, и Europa Universalis – они не такие быстрые, как, допустим, шутеры. В Dota и Warcraft важна скорость реакции, там нужно действовать очень быстро. А в стратегиях есть возможность долго сидеть и размышлять, не торопиться.
Некоторые ребята на самом деле не могут играть в шутеры, просто потому что они перевозбуждаются и не выдерживают напряжения, когда ты все время должен принимать какое-то решение, пусть даже самое дурацкое.
– Какие действия ребенка внутри игры должны насторожить родителей?
– Сложно выделить какое-то действие, которое видно только в игре, а в других проявлениях незаметно.
Обсессивно-компульсивный синдром, когда важны регулярные, точные действия по правилам, может проявляться, например, в Minecraft, где у ребенка все структурировано и симметрично. Но я не представляю, чтобы родители в реальной жизни не заметили этого.
Я бы обратила внимание, если ребенок в своей обычной жизни покладистый, дружелюбный, все выполняет, слова грубого не знает, максимально социально приемлемый, отличник, староста и так далее, а в игре – в Dota или League of Legends – ведет себя максимально агрессивно, причем, как в действиях, так и в вербальных проявлениях.
Здесь можно предположить некий личностный конфликт, когда есть потребность в выражении агрессии, но в обычной жизни эта тема табуирована. Сильный контраст может указывать на то, что у подростка есть некий запрет на выражение, условно, негативных чувств. Это не полезно.