Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Игра в «стрелялки» – еще не диагноз

По какой причине ваш ребенок выбирает ту или иную компьютерную игру? На какие особенности психики и внутренние потребности укажет его выбор? Объясняет психолог

Алла Жукова. Фото: vk.com

«Заранее хочу оговориться, что увлечение подростка той или иной компьютерной игрой – не «диагноз», – считает Алла Жукова, руководитель направления индивидуального консультирования в психологическом центре «12 коллегий» (Санкт-Петербург). – Выбор игры может зависеть от разных причин. Например, подростку приходится играть в то, что сейчас модно в его классе, чтобы были общие темы для разговоров с друзьями.

Его выбор может зависеть от предпочтений в семье. Наконец, он может играть просто для того, чтобы убить время, не особенно увлекаясь. Тем не менее, игра – это дополнительная информация о том, что происходит с ребенком. Зная содержание его любимых игр, можно предположить, в каком направлении задавать вопросы дальше».

– Существует сложная классификация компьютерных игр. А на какие виды поделил бы их психолог?

– В первую очередь игры можно разделить на те, в которые играют онлайн, общаясь с другими пользователями, и те, в которые подросток играет один.

Дальше можно разделить по функционалу, по тому, что персонаж выполняет в данной игре. Я бы выделила шутеры, где нужно просто ходить и убивать. Затем стратегии, где необходимо планировать свои действия, чтобы достигать дальнейших результатов.

Симуляцию реальности, где можно проживать жизнь неких героев, среди самых известных – The Sims. Есть еще игры по типу «Тетриса»: на логику, на регулярные движения, на внимание – что-то очень структурное и предсказуемое. Довольно часто такие игры снижают тревожность.

– О каком психологическом состоянии ребенка говорит его интерес к тому или иному виду игры? Первыми в вашем списке стояли «стрелялки».

– Одна из самых известных – Counter-Strike. Снова оговорюсь, что, если подросток играет в Counter-Strike, у него не обязательно повышен уровень агрессивности. Может быть, он просто хочет быть в тренде, общаясь со сверстниками. Но даже если игра в Counter-Strike и другие шутеры связана с избытком агрессии, я бы не стала говорить, что это плохо.

Определенный уровень агрессии в подростковом возрасте – это нормально. Возможность выпустить такие эмоции в относительно безопасной форме – в какой-то момент даже хорошо.

– Как родителю понять, связана игра в Counter-Strike с чрезмерным уровнем агрессии или с желанием не отстать от моды?

– Можно просто спросить: что делаешь, интересно ли тебе. Иногда это работает. Если он играет ради того, чтобы не отстать от моды, он скажет: «Да ну, все играют, и я хочу посмотреть». Бывает, конечно, что ребята не обсуждают такие вещи с родителями. Тогда приходится смотреть на косвенные показатели.

Если ребенок продолжает ходить в школу, общаться со сверстниками, у него есть какие-то еще увлечения, и мы видим, что игра – это лишь один из возможных способов справиться с напряжением, то почему бы и нет. Это вполне нормально.

Если же мы видим, что у ребенка кроме этой игры нет больше ничего, то есть репертуар поведения очень ограничен, то это «звоночек».

Но я бы не стала говорить, что на него плохо повлияла игра. Я бы сказала, что он уходит в игру из-за некоего внутреннего напряжения, внутреннего конфликта, или сложной жизненной ситуации.

Когда с таким подростком работают профессионально, то стремятся не ограничить игру, а восстановить возможность удовлетворять свои потребности другими способами. Например, помочь разрешить какой-то конфликт в школе, который мешает ему посещать занятия.

Нужно искать первопричину, потому что игра – это лишь одна из форм эскапизма, ухода от реальности. Как, впрочем, и книги.

– Это общая проблема, на которую может указать увлечение любой игрой. А о чем расскажет родителям интерес ребенка к какому-то определенному сюжету?

– Например, есть League of Legends, это одна из самых популярных сейчас среди подростков игр в жанре MOBA (многопользовательская онлайновая боевая арена). Она очень масштабная, по ней даже проводятся соревнования киберспортсменов.

Идея в том, что есть некий мир, в нем есть разного типа персонажи, у которых есть разного типа суперспособности – магические, лечить или убивать – и там идет соревнование между командами, которым нужно захватить территорию соперника.

Специфика League of Legends, в отличие от Warcraft, в том, что здесь ты работаешь только за одного персонажа, у которого ограниченное количество способностей. Чтобы победить, необходимо работать в команде. Поэтому игроки подбирают себе команду так, чтобы на пятерых участников был наибольший возможный спектр суперспособностей.

Это про общение. Здесь очень много общения с напарниками, потому что если вы не общаетесь, то вы не можете быть эффективными. Ну, и немножко агрессии, некий кураж, адреналин, ощущение своего всемогущества.

– А если кто-то играет в World of Tanks или в World of Warships?

– Можно предположить, но это всего лишь гипотеза, что танки и корабли – это все-таки история, это ближе к реальности. А League of Legends – полностью фантазийный мир. Мне кажется, принципиальный момент именно такой: ближе к реальности или дальше от нее. Но, опять же, ребенок может выбрать ту или иную игру, потому что в его классе принято играть именно в нее.

– В какие игры предпочитают играть девочки?

– Сейчас девочки играют в те же игры, что и мальчики, например, в League of Legends можно встретить игроков обоих полов, нет какого-то жесткого разделения игр по полу. Но можно вспомнить игры, в которые девочки играют чаще, чем мальчики. У меня нет статистики, но, по моему опыту, в The Sims чаще играют девочки. По механизму игра напоминает «дочки матери». В ней можно примерить на себя разные роли, из собственных фантазий или из сериалов.

В этой игре есть целый город, и можно играть за разных персонажей, принимать за них решения, строить дом, семью, карьеру. Соответственно, если в обычной жизни тебе не хватает драйва, там ты можешь бросить работу и заниматься какой-то рискованной деятельностью, если тебе не хватает близких отношений, там ты уходишь в формирование семьи и уютного гнездышка. Никакой цели или основной линии здесь нет, ты просто добираешь то, чего тебе сейчас не хватает в жизни.

У подростков вообще есть потребность в таких экспериментах, потому что это период, когда формируется идентификация: кто я, зачем я здесь и что дальше. А это безопасная возможность поэкспериментировать, а каково мне, допустим, в роли домохозяйки, которая тратит свою жизнь на обеспечение комфорта мужа и детей.

Или каково мне быть в роли этакой искушенной девушки, которая ходит на одно свидание за другим.

В игре можно попробовать сделать то, на что никогда не решался в жизни. Например, бывают люди, которым сложно говорить «нет». А здесь можно попробовать отказать или нарушить какой-то запрет. Можно вообще поиграть за мужского персонажа.

– Как бы вы интерпретировали игры с приключенческим сюжетом, где подросток выполняет какие-то очень сложные задания? Действие развивается на фоне фантастической реальности, человек играет в нее один.

– Как Tomb Raider? Самое важное в этих играх: подросток один, у него есть конкретная цель, он преодолевает некие препятствия. Суть в этом. Мне кажется, это про адреналин. Это возможность совершать рискованные шаги, находясь в безопасности.

Альтернатива этому в реальности – зацеперы и т.п. Это тоже потребность поиграть на грани жизни и смерти: могу я или не могу, на что я способен. Только в компьютерной игре все это происходит без настоящей угрозы для жизни.

– Нормально ли, если ребенок всегда играет один?

– Ненормально только в одном случае: когда это единственное, что есть в жизни. В остальных случаях, если разобраться, почему ребенок всегда играет один, причины могут оказаться самыми разными. Например, «мне не разрешают родители», потому что все-таки есть предположение, что игры по сети больше затягивают.

Родители могут по понятным причинам не одобрять общение с незнакомыми людьми. Самому ребенку может быть страшно, потому что в сети есть много людей, которые из-за своей анонимности ведут себя очень агрессивно, используют грубую ненормативную лексику. Кто-то не обращает на это внимания, а кто-то принимает близко к сердцу.

Если убрать все эти факторы, то ответ таков: значит, ребенок берет что-то от игры, что не связано с общением.

Например, в одном из режимов Minecraft нужно что-то создавать – город, крепость. Тебе ничего не угрожает, ты как в песочнице играешь. Если ребенок этим занимается, значит, ему просто нравится создавать красивые замки, города, населять их своими персонажами. Ему не нужно общение, это история про творчество.

– Прокомментируйте, пожалуйста, увлечение ребенка стратегиями – Civilization, Europa Universalis и др.

– В стратегии важно планировать свои ходы и учитывать целый ряд факторов. Есть мнение, что это более интеллектуальные игры, есть мнение, что нет. Знаете, есть ребята, которые и в шахматы играют, сильно не напрягая свой мозг, просто потому, что там красивые фигурки.

Еще и Civilization, и Europa Universalis – они не такие быстрые, как, допустим, шутеры. В Dota и Warcraft важна скорость реакции, там нужно действовать очень быстро. А в стратегиях есть возможность долго сидеть и размышлять, не торопиться.

Некоторые ребята на самом деле не могут играть в шутеры, просто потому что они перевозбуждаются и не выдерживают напряжения, когда ты все время должен принимать какое-то решение, пусть даже самое дурацкое.

– Какие действия ребенка внутри игры должны насторожить родителей?

– Сложно выделить какое-то действие, которое видно только в игре, а в других проявлениях незаметно.

Обсессивно-компульсивный синдром, когда важны регулярные, точные действия по правилам, может проявляться, например, в Minecraft, где у ребенка все структурировано и симметрично. Но я не представляю, чтобы родители в реальной жизни не заметили этого.

Я бы обратила внимание, если ребенок в своей обычной жизни покладистый, дружелюбный, все выполняет, слова грубого не знает, максимально социально приемлемый, отличник, староста и так далее, а в игре – в Dota или League of Legends – ведет себя максимально агрессивно, причем, как в действиях, так и в вербальных проявлениях.

Здесь можно предположить некий личностный конфликт, когда есть потребность в выражении агрессии, но в обычной жизни эта тема табуирована. Сильный контраст может указывать на то, что у подростка есть некий запрет на выражение, условно, негативных чувств. Это не полезно.

Несколько фактов о компьютерных играх
Наиболее популярны среди подростков соревновательные игры и МОВА, такие как Dota 2 или League of Legends, а также шутеры вроде Counter-Strike. В последнее время к этим играм добавился Overwatch, рассказал Евгений Пекло, главный редактор журнала «Игромания». Поскольку сетевое пространство едино, от места проживания геймера его предпочтения не зависят.
Существует сложившаяся классификация игр по жанрам. Выделяют ролевые игры, экшен, аркады, симуляторы, файтинги, приключения, головоломки, квесты и др.
Классические примеры ролевых игр — Fallout, Baldur’s Gate, Dragon Age, «Ведьмак».
В экшен (синоним – шутер) основа игрового процесса состоит в том, чтобы истреблять врагов и перемещаться по уровням, возможно, решая какие-то головоломки.
Аркада – простой жанр, другое его название – платформер. Классический пример – «Марио». В этих играх мы наблюдаем за персонажем со стороны, он перемещается по некоему двухмерному или трехмерному миру, и его перемещение сопряжено с преодолением препятствий и с трудностями, которые требуют быстрой реакции игрока.
Симулятор — это подробное воспроизведение какой-то деятельности. Здесь самый обширный поджанр – автосимуляторы, «гонки». Но бывают и другие. Например, Microsoft Flight – это симулятор полетов. В Европе сейчас популярен Farming Simulator, где игрок ездит на разных тракторах и пашет землю. Бывают симуляторы, допустим, работы ресторана, городской жизни.
Файтинги – это игры-единоборства, где двое (или больше) персонажей на условной арене пытаются побить один другого. Такие игры, как правило, красочны, довольно жестоки и требовательны к мастерству игрока. Типичные примеры — Mortal Kombat, Takken, Street Fighter, перечислил Евгений Пекло.
Приключения – очень размытый жанр, туда часто попадают элементы экшена.
В головоломках весь процесс построен на решении каких-то загадок. В квестах решение головоломок – часть процесса, а в целом там рассказывается некая история.
Помимо неких жанровых «столпов» существует «арт-хаус». Есть такое понятие, как инди-игры, которые разрабатываются независимыми студиями. Их авторы часто принципиально стремятся выходить за рамки существующих жанров и ломать их. Такие эксперименты очень сильно размывают пространство компьютерных игр. Эти процессы аналогичны тому, что происходит в кинематографе, считает Евгений Пекло.
Практически каждая игра или серия игр представляет собой некую вселенную. Но вселенные многих игр взаимосвязаны с пространством фильмов, комиксов и некоторых книг. «Это один и тот же культурный контекст», – сказал главный редактор «Игромании».
Например, есть много игр по «Звездным войнам», хотя некоторые из них и превратились в «неканон» после того, как Disney начал писать историю этой вселенной заново. Мир Warcraft, наоборот, лег в основу фильма.
Не каждая игра должна попадать в руки подростка. Все они проходят сертифицирование, подобно фильмам и книгам. Если игре присуждена категория 18+, то данный товар в магазине подростку продавать откажутся. По крайней мере, так это должно работать, штрафы за нарушение достаточно большие, отметил Евгений Пекло.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?