Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Игра длиною в сто лет

Извечное детское стремление к справедливости, доблести и чести, правдe было закреплено в своде законов скаутов и приправлено увлекательнейшим «соусом» — кострами, походами, палатками, рыцарскими манерами. Букет достоинств новорожденной педагогической системы заинтересовал лучших представителей русской интеллигенции начала прошлого века

Все лето русские скауты-разведчики по всей стране отмечают свое столетие. Именно сто лет назад родившееся в Великобритании движение скаутов начало активно укореняться в царской России. Впоследствии из него взяла свое начало пионерия, хотя бы галстуками и девизом «Будь готов!». Не удивительно, что в советские годы пионеры ничего не знали об этом: первый закон скаута, предшествующий даже закону «люби свое отечество», — «люби Бога». Сегодняшние дети про скаутизм знают уже гораздо больше: организация, возобновившаяся в нашей стране в начале 1990-х, уже насчитывает тысячи членов и имеет огромное множество подразделений. Попробуем заглянуть в самое начало русского скаутизма, чтобы понять, почему это явление и сейчас остается по-настоящему современным.


Придуманная британским полковником Роберт Баден-Пауэллом структура скаутинга, замешанная на приключенческих настроениях Гекльберри Финна, дополненная настоящими разведческими наблюдениями и мудро преподанная, — сразу завоевала сердца мальчишек и девчонок по всему миру. Извечное детское стремление к справедливости, доблести и чести, к какому-то балансу правды в каждом проявлении жизни было закреплено в своде законов и приправлено увлекательнейшим «соусом» — кострами, походами, палатками и рыцарскими манерами. Неудивительно, что такой букет достоинств новорожденной педагогической системы сразу же заинтересовал лучших представителей русской интеллигенции начала прошлого века.

Святой скаутмастер

Русские скауты очень гордятся тем, что выдающийся идеолог русского скаутизма Вениамин Сергеевич Преображенский, позже ставший епископом Кинешемским Василием, — прославлен в лике святых. Может быть, такое своеобразное благословение святого и его молитвенное заступничество стало той силой, которая смогла в 90-х годах вернуть движение скаутов в Россию и восстановить связь времен? Как бы то ни было, но именно святителю Василию процветающие и ныне структуры российских скаутов-разведчиков обязаны словом «российские» в своем названии. Будущий святой стал тем, кто «перевел» иностранных скаутов на русский язык во всех смыслах этого слова.

Вениамин Сергеевич родился в 1876 году в городе Кинешме Костромской губернии в семье священника, окончил Киевскую Духовную академию, преподавал в Воронежской Духовной семинарии, где защитил диссертацию и получил степень магистра богословия. В 1910 году он поехал в Лондон для более углубленного изучения европейской культуры, так как знал множество языков и увлекался переводческой деятельностью. Вероятно, именно «английский» период жизни Преображенского повлиял на его дальнейший профессиональный выбор: после возвращения в Россию он работал преподавателем иностранных языков и даже дополнительно окончил педагогический институт.

В Лондоне будущий святитель познакомился с опытом скаутского движения, слушал лекции Баден-Пауэлла, и идеи главного скаутмастера захватили его. «Основная задача скаутизма состоит в воспитании характера, т.е. активности и эмоций, и в этом смысле скаутская система представляет ценное дополнение к существующей школьной системе, носящей, по преимуществу, рассудочный характер, — писал он позже в своей книге «Бой-скауты. Руководство самовоспитания молодежи по системе «скаутинг» сэра Роберта Баден-Пауэлла применительно к условиям русской жизни и природы», которая стала «учебным пособием» русских скаутов. — Необходимость воспитания воли и моральных эмоций особенно остро чувствуется в русском обществе, и все попытки, идущие в том направлении, заслуживают самого серьезного внимания, как бы ни были они несовершенны».

В 1914 году Преображенский специально поехал в Англию, чтобы провести некоторое время в летнем скаутском лагере, беседовал с руководителями, изучал скаутскую литературу. Двухлетний опыт изучения английской культуры принес русскому скаутизму два замечательных труда, которые уже на I Всероссийском скаутском съезде в 1915 году декларировались как основные материалы для учителей и воспитателей.

Преображенский предчувствовал крушение России и говорил, что если большевики воцарятся, он уйдет в монастырь. И действительно, когда в 1917 году он стал очевидцем, как с обеих сторон проливалась кровь русских людей, это до такой степени потрясло его душу, что он уже не мог жить обычной жизнью. Его преследовал вопрос: как могли русские люди дойти до такого состояния? Вениамин Сергеевич осознал, что его обязанностью, как выпускника Духовной академии, было стать священником и заботиться о духовном просвещении народа. Преображенский заявил об уходе с должности преподавателя и, почти ни с кем не простившись, уехал в Кинешму. Там он поступил псаломщиком в Вознесенскую церковь, где еще служил его отец. В 45 лет Вениамин Сергеевич был рукоположен в сан священника, затем принял постриг с именем Василий, а в 1921 году был хиротонисан в епископа Кинешемского, викария Костромской епархии.

В дни больших праздников святитель служил в соборе, а каждый четверг — всенощные в Вознесенской церкви. Народ любил эти всенощные и собирался на них во множестве. Особенно много было рабочих, некоторые из них жили в окрестностях города и после долгой службы только поздно ночью добирались домой, а утром снова шли на работу. Но, видимо, так велика была благодать церковной молитвы, что люди не чувствовали усталости. Святитель сам читал акафист Страстям Господним, и в храме стояла такая тишина, что в самом дальнем его конце слышно было каждое слово.

За короткий срок владыка организовал в разных районах более десяти кружков по изучению Священного Писания. Когда он ездил по епархии навещать свои кружки, слух об этом быстро распространялся, люди торопились увидеться с епископом, и обстановка этих встреч была самая простая. Владыка часто устраивался на полу и пел духовные песни, играя на цитре… Можно предположить, что такая задушевная и простая атмосфера была следствием «скаутского» прошлого святителя. Ведь скаут однажды — скаут навсегда.

Кипучая миссионерская деятельность епископа вызывала у властей большое беспокойство. Меньше двух лет прослужил святитель на кафедре, и в мае 1923 был арестован и сослан в Зырянский край в поселок Усть-Кулом на два года. Так начались его странствия: Усть-Кулом, Анаполь, Вязники, Кострома, Урал, Орел, Рыбинск, Ярославль, Бутырка… Ссылки, лагеря, тюрьмы… Скончался епископ Василий 31 июля 1945 года в ссылке в селе Бирилюссы Красноярского края.

Из «клуба Пушкина»
Владыка Василий стал идеологом скаутизма в России, но родоначальником отечественного движения был полковник Олег Иванович Пантюхов. «Еще в юности, когда я был воспитанником Тифлисского Кадетского Корпуса, у нас образовалась группа кадет, поставившая себе задачею в дни отпуска уходить в горы и жить там привольной жизнью. У нас были высокие задачи самоусовершенствования, помощи ближним и, конечно, физическая и моральная тренировка. Мы дали нашей группе название «клуб Пушкина», потому что год нашего выпуска из кадетского корпуса совпадал со столетием со дня рождения великого поэта», — пишет в своих воспоминаниях Олег Иванович, ставший старшим русским скаутом. Этот «клуб Пушкина» и стал в каком-то смысле прародителем российской скаутской организации. Идеи рыцарства, самовоспитания, служения Родине и ближним будоражили умы тогдашней молодежи, которой хотелось «что-то» сделать для России. Скаутинг стал той «системой, идеей и энтузиазмом», которые оказались в нужное время в нужном месте.

В мае 1909 года возле Павловского вокзала Пантюхов выступил перед молодыми людьми, рассказывая об опыте «Пушкинского клуба»: «Я видел, что глаза у молодежи заблестели, и я не мог не предложить желающим начать со мною «разведку». Так было положено основание первому в России отряду русских разведчиков-скаутов, разросшемуся вскоре в Царскосельскую Дружину разведчиков». Именно от этого события отсчитывают русские скауты свой столетний юбилей.

Русское скаутское движение поддержал Император Николай II, который, познакомившись с Баден-Пауэллом, приказал перевести и издать его книгу. Пантюхов при случае преподнес Государю для Наследника Цесаревича скаутский бронзовый значок, изображающий геральдическую лилию, в центре которой был выгравирован вензель Государя: «Н» с короной. Три оконечности значка говорили о трех главных обещаниях: вера в Бога, верность Государю и Отечеству и помощь ближним. Внизу находилась бронзовая лента с девизом «Будь готов!». Значение этих слов скауты понимали довольно широко: будь готов на защиту Родины, будь готов для помощи в несчастных случаях, будь готов к жизни… «Теперь пускай общество само продолжает это хорошее дело!» — сказал Государь Пантюхову.

Но все, что отдано на откуп обществу, как известно, двигается довольно вяло. Олег Иванович в своих воспоминаниях сравнивает усилия скаутских энтузиастов с барахтаньем двух лягушек в сметане. «Главное затруднение в нашей работе заключалось в отсутствии взрослых помощников и свободного времени», — пишет он. Правда, добавляет, что как истинные скауты они «старались не терять веры в успех нашего русского скаутизма».

В набиравшее силы течение вливались лучшие умы России. В Петербурге преподаватель первой классической гимназии В.Д. Янчевецкий (позже широко известный как писатель Василий Ян) организовал группу гимназистов, получившую название «Легион юных разведчиков». Янчевецкий был редактором-издателем популярного журнала «Ученик», в котором Пантюхов вел рубрику для скаутов-разведчиков «Беседы у Костра». В Москве в 1915 году было создано общество содействия под председательством вице-адмирала И.И. Чайковского — брата композитора П. И. Чайковского. С самого начала в судьбе общества приняла деятельное участие великая княгиня Елизавета Федоровна — сестра государыни. Начальником первого московского отряда стал редактор популярного журнала «Вокруг света» В. А. Попов. На страницах журнала начал печататься особый скаутский листок под заглавием «Будь готов!».

Разведческое движение разрасталось по всей России. К началу Первой мировой войны русских скаутов-разведчиков насчитывалось около 30 тысяч человек, включая отряды девочек. Скаутские дружины были организованы более чем в пятидесяти городах: Киеве, Пятигорске, Одессе, Ялте, Пскове, Смоленске, Ярославле, Архангельске, Владивостоке… Однако Третий всероссийский скаутский съезд, назначенный на конец 1917 года, уже не состоялся из-за революционных событий, а затем и гражданской войны, охватившей страну.

В 1923 году скаутизм в России был официально запрещен. А в 1926 году была проведена серия арестов среди членов организации. Более 1000 руководителей и старших разведчиков лишились свободы, и многие из них затем погибли на Соловках.

Маленький отряд христианского воинства
Рассказывая о русском скаутизме, нельзя обойти вниманием Бориса Лукьяновича Солоневича. Борис Солоневич стал скаутом в 14 лет, а в начале 1920, эвакуируясь из Новороссийска в Константинополь, имел звание старшего скаутмастера.


В этом же году он поехал по распоряжению О.И.Пантюхова в Крым для организации Главной квартиры скаутов, но обстановка там не благоприятствовала таким смелым акциям. Солоневич возвратился в Константинополь доложить Пантюхову об этом, после чего… вернулся в Крым. Во время Гражданской войны Борис Солоневич работал в Севастопольском отделе Американского Красного Креста. В связи с участием в подпольной скаутской работе был в 1926 г. арестован и сослан в концлагерь на Соловки, позднее оказался в Свирском концлагере. В это же время его брат Иван и племянник Юрий отбывали срок в Беломор-Балтийском лагере. Атлетически сложенные, Солоневичи стали в своих лагерях физинструкторами (Юрий — помощником физинструктора), им удавалось даже встречаться на совещаниях лагерных физинструкторов. Задумав побег, Солоневичи в 1934 г. предложили начальству своих лагерей устроить межлагерные спортивные соревнования и, выехав на них, бежали в Финляндию.

С 1936 г. Солоневичи работали в Софии (Болгария) в газете «Голос России», которая сразу завоевала симпатии русских читателей. Там Борис начал печатать отрывки из своей будущей книги «Молодёжь и ГПУ» и другие статьи, которые затем вошли в его книги. Но в 1938 г. в редакции «Голоса России» произошёл взрыв адской машины, посланной по почте советскими агентами. Взрывом была убита жена Ивана Солоневича и секретарь редакции Н.П.Михайлов. В том же году Солоневичи покинули Болгарию и переехали в Германию. Однако там произошел его разрыв с братом на почве чрезмерно активных связей последнего с нацистским режимом. Борис уезжает в Бельгию, где публикует брошюру «Не могу молчать!», в которой критикует публицистическую деятельность брата (который, впрочем, также недолго пробыл в фаворе у нацистов: отказавшись всемерно поддерживать гитлеровское вторжение в СССР, он был в 1941-м арестован и выслан в провинцию под надзор гестапо).

После войны Борис Солоневич в Брюсселе (Бельгия) начал выпускать журнал «Родина», который продолжал издавать и после переезда в Нью-Йорк.
У Бориса Лукьяновича всегда было слабое зрение, а к старости он совсем ослеп. Скончался в 1989 году в старческом доме в Глен-Кове на Лонг-Айленде.

«Мне живо вспомнилось, как определял скаутинг наш расстрелянный коммунистами Старший Скаутмастер Крыма И. Смольянинов. «Скаутинг», говорил он задумчиво, «это – христианство в действии. Это – учение Христа, влитое в рамки понимания и деятельности детей…» Пусть мы самый маленький и слабый отряд великого христианского воинства. Но и наши молодые силы вливаются в общую борьбу со злом, злобой и ненавистью», – писал Солоневич в своей книге «Молодежь и ГПУ».

Вместо послесловия
История русского скаутизма была очень бурной: большой подъем до революции при участии выдающихся людей того времени и в первую очередь членов царской семьи: Императора Николая II, цесаревича Алексея, Марии Федоровны и Елизаветы Федоровны Романовых; годы репрессий вплоть до полного запрета и массовых арестов; период рассеяния по странам Европы, по Южной и Северной Америке, а затем возвращение на родину в 1990 году.


В эти дни, с 27 июля по 5 августа, в честь столетия организации скауты проводят под Петербургом большой международный слет, который собрал звенья разведчиков и разведчиц из России, Европы, США, Австралии, Аргентины, витязей и дружинниц, руководителей ОРЮР, скаутов из других скаутских организаций России, священнослужителей РПЦ… Как говорил Олег Пантюхов, «русский скаутизм – это «как будто» игра; так он интересен и увлекателен. Но эта «игра» увлекает многих на всю жизнь». И если цель этой игры — воспитание настоящего патриота, верного Богу и отечеству и всегда готовому прийти на помощь слабому, — так пусть она длится как можно дольше…

Анна ЕРШОВА
Автор благодарит Северо-Западный отдел ОРЮР и лично Веру Агееву за помощь в подготовке материала

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?