В Великую Субботу Церковь вспоминает погребение Спасителя и Его сошествие во ад. Таинственная Великая Суббота начинается во второй половине Великой Пятницы, в то самое время, когда Христос умер на Кресте.
Песнопения и молитвы этого дня пронизаны парадоксальным сочетанием скорби и радости. В них — наша боль о том, что Христос умер, что люди дошли до богоубийства; в них — и наше ликование, потому что в Его смерти — победа над смертью и наше спасение. О Великой субботе мы говорим с преосвященным Артемием, епископом Гродненским и Волковысским (БПЦ МП).
Преосвященный Артемий (в миру — Кищенко Александр Анатольевич), епископ Гродненский и Волковысский родился в 1952 году в Минске, в семье служащего. В 1973 году окончил 3 курса Белорусского института механизации сельского хозяйства. После службы в армии был послушником Псково-Печерского монастыря. В 1976 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, затем в Ленинградскую духовную академию. В 1984 году рукоположен в сан священника. Служил в Александро-Невском храме г. Минска. Пастырские труды совмещал с преподавательской деятельностью: читал курс основ Православия на Богословском факультете при Европейском Гуманитарном Университете. В 1996 пострижен в монашество, в том же году возведен в сан архимандрита и хиротонисан во епископа. Владыка Артемий в 2002 году назначен Синодом БПЦ руководителем Объединения православной молодежи Беларуси. В настоящий момент продолжает преподавательскую деятельность. |
— Владыка, мы знаем по учению Церкви, что Сын Божий умер на кресте, чтобы спасти человека от смерти и рабства греху. Но почему люди продолжают умирать?
— Человек создан для вечности. Он — гражданин Неба. И первозданный человек был бессмертен, но не по своей сущности, не по природе, а по благодати Богообщения. И вот это бессмертие потеряно. Человек сам по своей свободной воле отрекается от Бога, разрывает единство со Своим Творцом и Создателем, теряет единство с источником жизни. И как следствие этого — человек становится смертным. Человек заболел. Грех — не столько вина, не столько преступление, нарушение закона какого-то, сколько рана и болезнь души.
И вот эту болезнь в Своей человеческой природе берет на Себя Христос и исцеляет нас от нее. У медиков была такая практика, когда врач вводил сам себе вирус заболевания, чтобы в своем собственном организме победить болезнь и дать вакцину от нее окружающим людям. Христос берет на Себя нашу больную плоть и Своей правдой, Своей жертвенной любовью как бы пережигает ее, уничтожает в ней болезнь.
Христианство — это религия спасения, не избавления от жизненных невзгод, а именно спасения жизни, оторванной от Бога. Мы перестали ощущать себя существами гибнущими, существами, чья жизнь неумолимо стремится к бессмысленному распаду, чья жизнь поглощена злом, пустотой, ужасом умирания, животной борьбой за существование, войной, ложью, отравляющей самые истоки жизни. Необходимо спасение жизни, так безнадежно оторвавшейся от собственного своего содержания, от Бога, от Света, от Истины, от Вечности. И это спасение приносит Христос — Бог, ставший человеком. Воплотившись и прожив нашу земную жизнь, Бог дает возможность человеку быть другим. Он изменил сущность нашей жизни, ее смысл изнутри. Отныне жизнь — это не борьба за выживание, это не борьба всех против всех, не борьба за власть, за удовольствие, а борьба за Царство Божие, за благодать Божию внутри нас. Отныне благой вестью Евангелия дан прямой и ясный путь возвращения человека к Богу.
— Для чего Богу нужно было пройти такой тяжелый крестный путь: стать человеком, воплотиться, умереть, быть погребенному? Неужели Он — Всемогущий — не мог другим способом спасти человека?
— Да, Он мог просто изменить человека, преобразить его, переплавить, если можно так выразиться. Но тогда был бы нарушен образ Божий в человеке, замысел Божий о человеке, нарушена свободная воля человека. Человек свободно упал, свободно оторвался от Бога и должен был свободно к Богу вернуться.
И поэтому Бог не спасает человека насильно, Он предлагает нам уникальнейший способ спасения: через единство человека и Бога. Благодаря Деве Марии происходит Боговоплощение. Христос входит в нашу жизнь. Он не дает нам законы, не дает кодекс правил, которому мы должны безукоризненно следовать. Он просто становится одним из нас и живет нашей жизнью. Он настолько отождествляет Себя с нами, что готов воспринять смерть.
— Но как бессмертный Бог смог умереть, как смерть смогла поглотить Источник Жизни?
— Бог смерти не сотворил, но Он берет ее на Себя. Бессмертный Христос по человечеству Своему теряет внутреннюю связь с Богом-Отцом, теряет бессмертие в Самом Себе и принимает нашу человеческую смерть.
Христос, Сын Божий, не имел в Себе закона, который подвергал бы Его смерти. В Нем не было той богооставленности, того богоотречения, которое лишает человека бессмертия. Христос добровольно умирает нашей человеческой смертью. И смерть превращает в жизнь. Смерть оказывается поглощенной жизнью. Она не в состоянии вместить источник жизни — Бога, Богочеловека, пришедшего в царство смерти. И смерть теряет свой смысл, разрушается. Она не может удержать Богочеловека. И Он благодатью Своею, Своею Божественной силой восстает из мертвых.
День Великой Субботы напоминает о том, что после смерти Спасителя наша смерть превращается во встречу с Богом. Уже нет смерти как бессмысленного распада, как полного уничтожения, а есть успение. Поэтому Господь дает такие сравнения, аллегории в Евангелии: если зернышко не упадет и не умрет, не разложится, то не появится колосок и не начнется новая жизнь.
Воскресение Христово дает нам потенциальную возможность тоже воскреснуть для вечности. И не только наши души освобождаются сегодня от вечной смерти, но и наша физическая природа предназначена к вечному бытию. Тело тоже будет соучастником Божественной славы. В этом смысл христианства — Бог разрушает врата смерти и делает человека сопричастником вечности.
— После смерти тело Спасителя было положено в пещеру, погребено. А душа Его спустилась в ад. Многие думают, что ад – это место где-то там, глубоко под землей. Но куда на самом деле вошел Христос?
— Это мир, который до пришествия Христова был лишен всякого Богоприсутствия. Мы привыкли называть его «адом». И в нашем представлении он часто выглядит как какой-то материальный мир. Но вернее будет сказать, что это мир, лишенный Божественного света, мир, которого не касается Божия благодать.
Христос нисходит в ад и лицом к лицу встречается с тем, что породила земля: со всем злом, со всей богооставленностью рода людского… Но где богооставленность?! Ведь Сам Бог к нам пришел. Мы оставили Бога, но Бог Сам к нам пришел! Сама любовь к нам вошла!
В ад, в место конечной тьмы входит Свет. И то место, где не было присутствия Божия, наполняется Им. «Свет Христов просвещает всех». Свет Христов просвещает ад — и он разрывается, потому что не в состоянии это вместить!
— Спаситель вошел в ад и разрушил его. Но в то же время ад, как место для грешников, остался — об этом говорят церковные песнопения, молитвы и Священное Писание. Как это понимать?
— Христос нисходит в ад и забирает с Собой души праведных. Тех людей, которые были верующими (а слово «вера» подразумевает и верность Богу, и доверие Ему), которые были верны правде Божией и всю свою жизнь жили надеждой на пришествие Бога на землю, как об этом говорила Библия, говорило Божественное Откровение. И их надежда исполняется: они встречают пришедшего к ним Христа-Мессию и становятся способными пойти за Ним и быть вместе с Ним.
Мы не можем все материально взвесить: сколько миллионов спаслось после сошествия Христа во ад, сколько миллионов осталось еще до покаяния, а сколько безнадежно потеряны. Мы знаем одно: Христос явился в царство тьмы, и кто смог этот свет воспринять, тот его воспринял.
Если человек, который всю жизнь прожил в подземелье, выйдет на яркий свет — он ослепнет. Нестерпимая боль поразит его глаза. И он не рад будет тому, что свет увидел. Человек, который никогда не прикасался к Божественному свету в своей жизни, не в состоянии его воспринять. Если в земной жизни есть какие-то моменты, когда человек может в молитве, в свободе своего бытия обратиться к Богу, то после смерти пути к Богу нет. Душа остается во тьме, во тьме неведения Бога.
— В Великую Субботу посреди храма лежит Плащаница, в этот же день совершается Чин погребения. Каков смысл этих обрядов? Некоторые считают, что это благочестивый спектакль, помогающий нам воспроизвести исторические сцены библейской истории.
— То, что совершается в Церкви, это не просто какая-то мистификация, Для Бога нет времени. Для Него нет ни прошлого, ни будущего, а все — настоящее. Умирающий на кресте Христос видел нас с вами сегодня, видел наши мысли, наши поступки и весь ужас нашего с вами положения, когда мы не в состоянии справиться с собой и жить по Евангелию, жить по-христиански. И эту нашу болезнь Господь тоже берет на Себя и умирает.
Сегодня, когда мы вспоминаем Христа, то невольно становимся участниками того, что произошло в древнем Иерусалиме 2000 лет назад. Церковь полагает перед нами Плащаницу и задает нам вопрос: ты со Христом или против Него? А третьего не дано.
Если со Христом, то твоя жизнь превращается в подвиг. Христос не уничтожил страдания. Но через страдания человеческий дух формируется, чтобы быть гражданином Неба, быть сыном Царства Божия, чтобы быть в единстве с Богом.
Если же ты отрекаешься от Христа, то живешь сиюминутной жизнью, комфортом сегодняшнего дня.
Первыми словами проповеди Христа было: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17). Иоанн Креститель тоже с этого начинает: покайтесь (Мф. 3, 2). Сегодня Церковь повторяет те же самые слова, которые звучат в начале Евангелия: покайтесь! Бог пришел к нам, Бог с нами, Он среди нас, Он один из нас, и вы должны принять Его, или вы идете против Него. Подойдем же к Плащанице и попросим Господа простить нам наше богоотступничество.
Сегодня мы видим, что смерть не всесильна, зло не всесильно, силы ада не всесильны. И один Человек может перевернуть всю Вселенную. Если ты не принимаешь зло сегодня, если ты сегодня со Христом и готов жертвенно жить христианской жизнью, то уже сегодня ты являешься христианином — гражданином Царства Божия. И к этому гражданству Небесному и призывает нас Церковь.
— Во время литургии Великой Субботы храм и духовенство преображаются: вместо черных надеваются белые одежды. Каков смысл этого обряда?
— Эти белые одежды напоминают об историческом моменте, когда в Церкви совершалось массовое крещение. Крестили оглашенных накануне Пасхи, на вечернем богослужении. И чтение длинных паремий имело практическое значение: в это время духовенство облачалось в белые одежды, спускалось в крипту и там совершало крещение тех, кто проходил испытание. А после чтения Священного Писания новокрещенные входили в храм, чтобы причаститься и приобщиться Воскресению Христову. Все они были в белых одеждах.
И для каждого из нас очень важно в Великую Субботу вспомнить свое крещение, потому что именно в Таинстве Крещения происходит наше усыновление Богом. Один из переводов слова «крещение» — «погребение». То есть в своей земной жизни человек призван умереть для зла, умереть со Христом, чтобы и воскреснуть с Ним. Поэтому и апостол, обращаясь к христианам, говорит, что если мы умираем со Христом, то и жить будем с Ним (см. Рим. 6, 3-5).
Конечно, не каждый из нас принимал крещение будучи взрослым, в основном мы принимали его в детстве. Но все равно, давайте проанализируем свою жизнь: а соответствует ли она той белой одежде, тому усыновлению, которое Бог дал нам? Давайте подойдем ко Христу, лежащему во гробе, и принесем покаяние: Господи, прости меня, — я среди Твоих убийц. Но так, как разбойника Ты простил, прости и меня, дай мне в этой жизни быть соучастником Твоего Воскресения, той духовной Пасхи, когда душа воскресает от смерти и оживает для христианской духовной жизни. Это — первое воскресение. И дай мне, Господи, быть соучастником второго воскресения, когда состоится Твое славное пришествие, дай быть соучастником вечной Пасхи.
Беседовала Елена Наследышева