Мировая практика показывает, что творчество особых людей может быть предметом искусства. Появляется такой опыт и в России. Предлагаем познакомиться с работами Андрея Демина, недавно в Москве в культурном центре «Пунктум» прошла его персональная выставка.
Андрей Демин на своей выставке
Когда особые дети, выпускники Центра лечебной педагогики, подросли, перед их родителями и педагогами встал вопрос, как быть дальше. Раньше было принято занимать людей с психическими нарушениями монотонной несложной работой, но во всем мире их реабилитируют через творчество.
Одной из первых ласточек этого вида творчества в России стали «Особые мастерские», созданные в Москве в 2006 по инициативе и при активном участии Центра лечебной педагогики на базе Технологического колледжа № 21 были созданы «Особые мастерские» для молодых людей с нарушениями умственного и психического развития. Это было первое в Москве, да и в России, подразделение такого рода в государственном учреждении профессионального образования. Теперь молодые люди имеют возможность обучиться профессиональным навыкам в ремесленных мастерских: гончарной, столярной, швейно-ткацкой и художественно-полиграфической. Некоторые из учеников имеют особый талант к рисованию.
Андрей Демин за работой, фото Натальи Храламовой
Бусы, батик и мама Дюрера
Вероника Павленко: Это Андрей нарисовал белым карандашом на черной ткани
|
На выставке Андрея Демина в «Пунктуме» мы разговорились с его педагогом. Художница Вероника Павленко занимается с участниками «Особых мастерских» рисованием с 2008 года. Занятия проходят у Вероники дома. Вот что она рассказала:
– С Андреем мы видимся раз в неделю. На занятия ко мне его привозит мама. К пяти часам, а в полдевятого – забирает. Остальные ребята, их семь человек, делают другие вещи – лепят бусы, занимаются батиком и войлоком, а Андрей в основном рисует, у него это очень хорошо получается.
Андрей рисовал всегда, его мама поощряла эти занятия и давала ему рисовальные задания. Установить контакт с Андреем мне не было сложно, когда я его увидела, то поняла, что смогу, более того, увидев, как он рисует, я поняла, что не смогу оттуда уйти.
Я часто прошу Андрея скопировать какую-нибудь известную картину. Он соглашается. Не могу сказать, любит он это или нет. Иногда он отказывается что-то сделать. Например, он почему-то категорически отказался рисовать маму Дюрера.
«Девочка с персиками» должна была быть вертикальной, но Андрей дважды разворачивал работу горизонтально, и я сдалась.
Девочка с персиками | Дюрер Женский портрет |
Портрет жены Сезанна | Портрет жены Сезанна |
Рафаэль
Портрет Львовой Левицкого | Портрет Львовой Левицкого |
Джоконда
Андрей часто рисует портреты по фотографиям. Однажды мама дала ему мою фотографию, и получился мой портрет.
Портрет Вероники Павленко | Портрет Николая Львовича |
А диагнозами ребят я никогда не интересовалась. Не уверена, что отличу аутиста от шизофреника.
Аутсайдер-арт
На выставке Андрея Демина мне рассказали об эксперименте, когда вперемешку выставлялись работы маститых авторов и людей с ментальными нарушениями, зрителям предлагалось определить, где чьи работы.
Елена Герчук
На вопрос, какую художественную ценность представляют работы Андрея Демина, художник Елена Герчук, не колеблясь, ответила:
– Высокую!
– То, что мы видим на выставке, выходит за рамки детского рисунка?
– Это не имеет не малейшего отношения к детскому рисунку.
– А как можно классифицировать такую живопись?
– Ника Павленко называет этот жанр «аутсайдер-арт», пусть так. Я вполне представляю абсолютно здорового человека, который бы так рисовал.
– Но это должен быть очень внутренне свободный человек…
– Художники и должен быть свободным человеком. Вспомните Пикассо, Мунка, Сальвадора Дали. Может быть у них были диагнозы, а может – нет. Но мы говорим не об этом. Диагноз «язва желудка» оказывает влияние на творчество? Вот в буклете – «Особых мастерских» рисунки разных художников с одинаковым диагнозом, у каждого своя манера. Завтра в этот зал придут люди, они не будут знать о диагнозе Андрея, увидят только работы. Кому-то понравится, кому-то нет, как на любой другой выставке.
Особое искусство – от интереса к признанию
Продукция «Особых Мастерских» нашла своего потребителя, спрос на работы растет, проект набирает популярность, становится узнаваемыми. КрУжки с рисунками и керамику охотно приобретают посетители в арт-магазинов, покупают именно как художественные объекты, про диагноз художников на кружках ничего не написано. Изменилось ли что-то в отношении общества к особым художникам, изменило ли творчество что-то в их жизни?
Тамара Лаврентьева
Тамара Лаврентьева, художественный руководитель гончарной мастерской:
– Раньше, в начале нашей работы в них видели пациентов. Медицинская часть была на первом месте, сейчас в них начали видеть авторов. А еще родители наших учеников, которые поначалу немного стеснялись, стали гордиться своими детьми. Раньше они говорили: «Да разве они что-то могут? Да он никогда ничего не нарисует! Что это за каляки?» Некоторые мамы до сих пор недоумевают: «Опять зарплата? За что?!»
Вероника Павленко:
– Я не знаю, как насчет творчества, но когда я с семью воспитанниками захожу в Макдональдс, вижу разницу. Если раньше все с почтением (в лучшем случае) расступались, некоторые даже уходили из очереди, то сейчас смотрят на нас в очереди совершенно спокойно.