Многим кажется, что христианство — религия пессимистов, поскольку утверждает, что рай на земле невозможен. «Если так, – нередко спрашивают такие противники христианства – тогда зачем трудиться, бороться за что-то, к чему-то стремиться. Не лучше ли тихонько сидеть сложа руки и ждать конца?» Мы решили опросить православных людей – клириков и мирян, – которые отнюдь не унывают и не сидят сложа руки, чтобы узнать, как они понимают невозможность земного рая и испытывали ли они тем не менее когда-нибудь «райское блаженство»?
ИЛАРИОН, епископ Венский и Австрийский:
— Если мы и не можем построить рай на Земле, то это не значит, что мы не можем избежать ада на Земле. Рай — это то, что создано Богом. Ад, как в земной, так и в эсхатологической перспективе, создается свободной волей людей. Ад — это состояние противления Богу, нежелание быть с Богом, сознательный отказ от исполнения заповедей Божиих. Мы не можем создать на Земле идеальное общество, но мы можем избежать ада, создать (и это касается как целых народов, так и отдельных семей или людей) такие условия, в которых человеку будет хорошо жить. Это зависит прежде всего от того, как мы относимся друг к другу.
Моменты ощущения райского счастья у меня бывают довольно часто: прежде всего они связаны со служением Божественной Литургии. Литургия — это момент соприкосновения с Царством Божиим. Во время Литургии мы предвкушаем те блага, которые нас ожидают в Царстве Небесном. Во время Литургии Бог особенно близок человеку. В момент принятия святых Христовых Таин человек соединяется с Богом не только духовно, но и физически. И это ощущение присутствия Бога и есть моменты райской радости.
Иеромонах МАКАРИЙ (Маркиш), клирик Ивановского Введенского женского монастыря:
— Возможность построить рай на Земле мы, христиане, отрицаем точно так, как физики отрицают возможность создания вечного двигателя. При этом хотя вечный двигатель и невозможно создать, мы все-таки строим разные двигатели и добиваемся улучшения их качества. Так же и с земной жизнью: мы должны делать ее лучше. Как сказал Владимир Соловьев, и эта фраза повторена в Основах социальной концепции Церкви, мы обязаны добиваться того, чтобы Земля не превратилась в ад. Разумеется, мы не сидим, сложа руки, а если кто-то сидит, то это его личная вина перед Богом и людьми.
Христианство — поистине радостная религия. «Возрадуется душа моя о Господе» — вот принцип жизни каждого христианина. Каждый священник в одной из молитв Вечерни читает: «Возрадуется сердце мое». А если человек не чувствует в своей душе этой радости, то значит, что-то не так в его душе, надо искать причину отсутствия радости. Радость – это нормальное состояние христианина!
Все что связано с Божественной Литургией: и само совершение таинства, и причащение верующих, и просто пребывание в церкви — все это наполняет душу неземной, но в то же время и земной, радостью. Радостью, которая связывает Небо и Землю.
Елена МАЙДАНОВИЧ, переводчик и издатель трудов вл. Антония Сурожского:
— — Никак не согласна, что христианину предписана пассивность и безрадостность. А как же апостольское «всегда радуйтесь»? И кажется преп. Серафим поучал: «Старайтесь, чтобы всякая душа радостна была, потому что радостной душе легче найти Бога».
Митрополит Антоний Сурожский часто повторял, что дело христианина — строить такой град человеческий, который был бы отражением Града Божия, где первым Гражданином мог бы быть Человек Иисус Христос. Убедительность христианства в том, что оно дает возможность радоваться среди скорбей. Да, рай на земле не построить, но можно дать сколько-то радости тем, кто рядом с тобой, и это — дело любви Божией.
Алексей Ильич ОСИПОВ, доктор богословия, профессор МДАиС:
— Люди по-разному понимают счастье. Одно из представлений о нем, которое сейчас широко рекламируется, связано с максимальным удовлетворением того, что мы называем человеческими потребностями. Но что это за потребности? Человеку очень часто не хватает достатка, он и не хочет знать его — он стремится к богатству. Ему мало быть сытым, он объедается. Недостаточно выпить вина — нужно напиться. Не удовлетворен признанием и одобрением его талантов — требует всеобщего почитания, славы. А не получая удовлетворения, человек унывает, отчаивается — страдает. Так естественные потребности превращаются в свою противоположность. Христианство потому и призывает: женись, но не развратничай, трудись, чтобы жить в достатке, но не стремись к богатству, не будь алчным и так далее. Христианство одобряет все связанное с удовлетворением естественных потребностей человека при условии, что они не переступают (отсюда слово «преступление») границ нравственного достоинства человека. Такие преступления оно называет страстями, злом, неразумными желаниями и поступками, поскольку исполнение их рано или поздно приносит человеку страдания, разрушает его жизнь.
Христианство указывает на незыблемые нравственные нормы жизни, лишь в соответствии с которыми жизнь приносит человеку действительное благо и земное, и вечное. Христос, научая молиться: «Отче… хлеб наш насущный даждь нам днесь», при этом предупреждает: «Трудно богатому войти в Царство Небесное». Резко укоряя прелюбодеев: «О род лукавый и прелюбодейный!» — Он в то же время благословляет брак в Кане Галилейской и даже претворяет на нем воду в вино. Один из древних святых Пимен Великий (V в.) разъясняет христианскую позицию: «Мы убийцы не тела, а страстей».
Когда у человека совесть, чувства, намерения, цели чисты, то и душа его будет испытывать радость. Мы видим это в жизни святых людей. Например, прп. Серафим Саровский каждого приходящего к нему встречал не иначе как словами: «Радость моя!» И эта радость ощутимо передавалась его собеседникам. Посмотрите, чем наполнены наши акафисты — непрерывным припевом: «Радуйся!» Христианство призывает человека к радости — и обещает эту радость, и дает эту радость. Все святые переживали эту радость — и не только в обычной жизни, но и в самых лютейших страданиях. Например, великомученик Евстратий, когда с него сдирали кожу, восклицал: «Мучения эти — радость рабам Твоим».
Но на земле нет радостей без скорбей и — часто — тяжелых страданий. И основная их причина — наши страсти, эгоизм, самолюбие. Поэтому основной вопрос жизни — не в наивном поиске так называемой счастливой жизни, не меняя при этом своего внутреннего состояния, а в том, как уничтожить источник наших бед — грех. Христианство и утверждает со всей силой, что нет другого способа преодоления несчастий, как только правильный духовный путь жизни, который заключается в противодействии человека живущему в нем греху. Не может быть рая на земле, пока страсти — главный враг человека — культивируются всем процессом личной и общественной жизни. Нужно самому человеку стать райским существом, тогда и на земле рай будет!
Владимир ХОТИНЕНКО, режиссер:
— Я считаю, что смысл нашего пребывания здесь, на земле не в стремлении построить внешний рай, а совсем в другом. Жизнь никогда справедливой не будет. Боль, страдания, несчастья здесь будут всегда. Поэтому эту жизнь можно сравнить с вызреванием в еще одной утробе, из которой мы должны выйти максимально здоровыми. Здесь постоянно идет борьба добра и зла (и я уверен, что так будет всегда), человек участвует в ней и формируется как личность.
В то же время «рай на земле» вполне достижим как внутреннее состояние человека, «Царство небесное внутрь вас есть». И его вполне можно, хоть трудно достигнуть, нужно только работать над этим, жить по заповедям Господним. Этому состоянию нельзя дать определение и никогда не знаешь, отчего оно появляется. Для меня оно меньше всего связано с творческим самовыражением. Иногда оно появляется даже от простого созерцания природы ранним утром или вечером на закате.
Светлана КЕКОВА, поэт:
— Поврежденная грехом человеческая природа стала не способна к созидательному творчеству, возвращающему райское состояние. Поэзия может передать ощущения рая (равно как и ада). «Поэзия есть Бог в святых мечтах земли», — сказал В. А. Жуковский. Настоящий поэт стремится постичь «Адамову тайну» (Арс. Тарковский) — тайну наречения имен всему сотворенному, а эта тайна приоткрывается лишь тогда, когда поэт взывает к своей музе подобным образом: «Веленью Божьему, о Муза, будь послушна…»
Сторонний наблюдатель ничего не поймет в Православии, ибо он находится «во тьме внешней». Что ему сказать — приди и виждь: «Бог есть любовь»(1 Ин. 4, 16); «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13, 34); «Радуйтесь и веселитесь» (Мф. 5, 12); «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5, 16). А ограничения накладывает на себя сам человек абсолютно свободно, и это ограничения на грех, то есть на зло. Настоящий христианин лучится радостью Христовой. Он делится ей со всем и вся. Митрополит Антоний Сурожский говорил, что никогда человек не придет к вере, если не увидит свет Христов в глазах другого человека.
Анатолий СМИРНОВ, доктор исторических наук, профессор:
— Невозможно в полной мере осуществить социальную справедливость, но что останется от человека без стремления к счастью, справедливости, правде? Полнотой правды обладает только Господь Бог, но раз мы созданы по Его образу и подобию, должны действовать, по мере своих возможностей приближаться к Царству Божиему. Здесь, на земле. В этом смысл бытия, но, поскольку жизнь наша на земле ограничена, каждое поколение должно открывать этот смысл заново. Помните легенду о Сизифе, который катил камень? Так и каждое поколение катит камень, начинает все с нуля, наступает на те же грабли. Ошибки отцов не принимаются во внимание, и дети их повторяют. Человек так устроен. А если бы мы построили рай на земле, наступил бы конец истории.
Илья КУСКОВ, руководитель автобусной службы спасения бездомных «Милосердие» :
— Я думаю, напоминание о том, что рай на земле невозможен — призыв не к бездействию, а к разумной, эффективной работе. Не надо строить дом на песке, поскольку он все равно будет разрушен. Главная наша цель — поиск Царства Божия, но есть и простые человеческие радости: семейная жизнь, рождение ребенка. И церковная жизнь — радость духовная и земная. Я помню, как лет в 18 впервые причащался на Пасху! Не знаю, можно ли это назвать ощущением рая, но духовная радость была огромная.
Протоиерей Роман БРАТЧИК, настоятель Успенского храма города Курчатова Курской области:
— В каком-то смысле рай на земле существует. Это Церковь. Вопрос только в том, чтобы мы в Нее вошли. Ну а если под раем понимать только материальное благоденствие, то такой рай невозможен, и именно поэтому все попытки социального переустройства ни к чему не приводили. Но это не значит, что надо бездействовать. И уж в бездействии христиан обвинить невозможно. Посмотрите на памятники христианской архитектуры: Валаам, Соловки, Троице-Сергиева лавра, Псково-Печерский монастырь… И великие памятники светской культуры в России тоже создали христиане. Если мне память не изменяет, первая в России фотография появилась в Валаамском монастыре. Христиане, в том числе и монахи, всегда следили за техническими новинками. А творческое устроение жизни! На Соловках монахи выращивали южные фрукты! О каком бездействии можно говорить? Нам Господь дал заповедь — «шесть дней трудитесь», и мы будем трудиться хотя бы из послушания. Другое дело, что можно действовать, с утра до вечера трудиться только ради материального благополучия, телесного комфорта. А можно — ради достижения духовного блага. Аскеты охотно занимались физическим трудом, потому что знали — это способствует успеху молитвы. «Томлю томящего меня», — говорил преподобный Серафим Саровский, таская тяжелый камень. Но труд для них не был самоцелью. Дело не в пассивности, не в бездействии, а в правильной иерархии ценностей. На первом месте должно быть духовное, на втором — душевное, на третьем — телесное, а не наоборот.
Христианство — парадоксальная вера. Дух покаяния, к которому призывает нас Господь, со стороны, действительно, кажется безрадостным. Но покаяние неразрывно связано с надеждой, причем с надеждой, время от времени подтверждаемой утешениями Божиими, и благодаря этому в покаянии мы обретаем радость. Те же, кто считает нашу веру безрадостной, пусть придут на Пасху в храм и посмотрят на лица верующих. А люди, достигшие духовного совершенства, всегда были в радости. Преподобный Серафим в любое время года каждого встречал словами: «Радость моя, Христос Воскресе!»
Всегда в духовной радости был и отец Павел (Груздев), которого мне посчастливилось знать. И эта радость передавалась при общении с ним. Наверное, можно сказать, что он был для нас райским вестником, но я как-то не привык думать в таких категориях. Мне ближе понятие духовной радости. Безусловно, при каждой встрече с отцом Павлом я испытывал эту радость. А какую радость приносит праздничное богослужение! Иногда начинаешь службу с холодным сердцем и грустишь: «Как же так? Пасха, а никакой радости?». Испытывает нас Господь. А потом в какой-то момент приходит Пасхальная радость и переполняет душу.
Священник Тигрий ХАЧАТРЯН, клирик Знаменского кафедрального собора города Курска, руководитель миссионерского отдела Курской епархии:
— Как писал протоиерей Василий Зеньковский в своей «Педагогике», христианство проявило себя в мире парадоксальным образом. С одной стороны, оно вошло в мир как религия отречения от этого же мира, с другой стороны, эта религия оплодотворила одряхлевший языческий мир, оставив на земле тысячи памятников христианского искусства, т.е. проявила невероятную творческую активность в созидании, формировании материальных носителей своих духовных идей.
Наша вера черпает свою радость из источника, который за пределами мира, но воплощает ее именно здесь, и в этом свидетельство ее неотмирности и божественности. Другое дело, что наша радость часто непонятна окружающим, которые не могут черпать во Христе, так как не верят в Него как в Жизнодавца.
Еще хочу процитировать курских детишек, которые однажды на вопрос «когда вы можете быть счастливыми?», ответили: когда вокруг тебя нет несчастных людей. Что это, как не христианский призыв к деятельной любви, в которой нет места для пессимизма, бездействия и т. п.?
В жизни каждого добросовестно трудящегося священника бывают минуты, когда какой-то прихожанин, извлеченный им из ямы грехов и пороков, принесет свою благодарность, которая воспринимается как райское благоухание, потому что именно в эти минуты чувствуешь, что есть то, ради чего стоит жить на земле.
Наталья СУХИНИНА, главный редактор издательства «Святая гора» :
— Так устроено Богом, что рай — он не на земле. И как там в раю, никто не знает точно. В полноте на земле это состояние испытать невозможно — об этом говорит апостол Павел: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». Наверное, земля — это то место, где мы сдаем экзамен в Царствие Небесное, а экзамены сдавать всегда сложно. Но вот состояние благодати — возможно, там, в раю, оно будет постоянным, обычным состоянием, а здесь оно нас посещает редко.
Мне кажется, что все наши скорби оттого, что у нас уязвлена совесть, и это не дает нам покоя. Мы не можем так радоваться, как радуются люди святые. Нас постоянно что-то обличает, мы постоянно несвободны. Что с этим делать? Наверное, идти на исповедь и пытаться очистить свою совесть. Мы же перед всеми в долгах. А стяжать чистую совесть — это великий труд. Но кто обещал нам, что нам будет легко? Старец Паисий Святогорец, беседы которого издавало наше издательство, так говорил — для человека нет ничего важнее, чем спокойная совесть.
Когда мы готовили к изданию житие старца Паисия, написанное двумя его духовными чадами, то я, сидя у себя в кабинете и редактируя его, просто плакала от какой-то необыкновенной радости. Вот вроде бы совершенно простые ровные строчки, в которых безо всяких изысков и сюжетных поворотов рассказывается жизнь старца, но я сижу, читаю, и у меня капают слезы. Потом захожу к девочкам редакторам в их комнату, а они тоже читают и плачут. А ведь там ничего особенного не описывается, просто жизнь нашего современника старца Паисия, но жизнь эта такова, что каждая строчка вызывает удивительные чувства. Редкие состояния благодати — это такие подарки, которые Господь нам дает здесь дозировано, потому что постоянно жить в этом нам, грешным людям, на земле, наверное, невозможно.
Иерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ, главный редактор православного молодежного журнала «Наследник», духовник православного молодежного объединения «Молодая Русь» :
— Элементы рая, если можно так сказать о Царствии Небесном, присутствуют в той земной жизни, где есть любовь, красота и правда. В моей жизни ощущения «рая на земле» было в юности, когда я открыл для себя в природе красоту Божьего мира: леса, горы, море. Даже теперь, когда я вспоминаю о том времени — сердце мое наполняется радостью. Потом это ощущение повторилось с новой силой, когда я влюбился. Удивительное состояние! Когда человек влюблен, несмотря на весь негатив, который есть в мире, он видит во всем только хорошее! Это ли ни рай, когда все вокруг замечательно и на душе радость? В другой раз я почувствовал себя в раю, когда был рукоположен в священный сан. «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17.21) сказал Христос, так что я думаю все так или иначе его чувствовали. Рай для нас может быть и на земле, если мы с Господом.
Протоиерей Владислав СВЕШНИКОВ, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, доктор богословия:
— Для меня ничего не бывает даже близкого по радости к Божественной Литургии. Не знаю ничего другого на земле, равного этому. Насчет того, что христиане ничего не должны менять в жизни — если говорить о своей личной жизни, то должны менять, и коренным образом. Христианин призван к созиданию новой твари, и в этом может заключаться высшая радость, высшее творчество — творчество иного бытия из себя. А в общественной жизни человек должен делать то, что соответствует нормам христианства и его собственной совести. Да, нельзя накормить всех голодных, но и жить невозможно, если ты не пытаешься помочь находящемуся рядом с тобой человеку, которому плохо. Причиной общественной деятельности человека должно быть стремление к тому, чтобы устроение его жизни соответствовало нормам и содержаниям, которые предлагает Евангелие.
Протоирей Всеволод ЧАПЛИН, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата:
— К построению прообраза «царства Божьего на земле» иногда стремились христианские государи или общины православных христиан, объединенные в местные сообщества, народы и государства и т.д. Но ошибкой было бы считать, что возможно построить на земле «Царство Божие» без Бога. Но именно к этому стремиться большинство современных идеологий. Такое «царство» пытался построить и потерпел крах нацизм, вслед за ним его судьбу разделил коммунизм, теперь формируется новая идеология, строящая «идеальное общество» на основе рынка и разума. Боюсь, она повторит путь своих предшественниц. Общество, утратившее веру в Бога, строит только Вавилонскую башню, хотя и называет ее «Царством Божьим», Царством разума или рынка и т.д.
Христианин, даже зная о конечности этого мира и о постоянном умножение в нем зла, должен не смиряться, а в меру своих сил противостоять этому злу. А если возможно- устраивать общество так, чтобы оно хотя бы немного повторяло порядок, существующий
на Небе в Царствии Божьем и в торжествующей Церкви. Именно к такому обществу должны стремится православные христиане. И даже если его нельзя построить здесь на земле, мы должны иметь перед глазами эту надежду, чтобы мы не делали в этом грешном мире.
Подготовили диакон Федор КОТРЕЛЕВ, Леонид ВИНОГРАДОВ, Алексей РЕУТСКИЙ, Марина НЕФЕДОВА, Екатерина СТЕПАНОВА, Алиса ОРЛОВА