Храм-колонна вернулся на Куликово поле

16 сентября на Куликовом поле состоялось празднование 627-й годовщины победы войск великого князя Димитрия Донского над татаро-монголами. Празднование ознаменовалось открытием мемориального храма-колонны, ранее находившегося в капитальном ремонте, а также посадкой дубовой рощи на месте дислокации знаменитого Засадного полка русских войск. На Куликовом поле присутствовал наш фотокорреспондент Андрей РАДКЕВИЧ. Смотрите его фоторепортаж



16 сентября на Куликовом поле состоялось празднование 627-ой годовщины победы войск великого князя Димитрия Донского над татаро-монголами. Празднование ознаменовалось открытием мемориального храма-колонны, ранее находившегося в капитальном ремонте, а также посадкой дубовой рощи на месте дислокации знаменитого Засадного полка русских войск. На Куликовом поле присутствовал наш фотокорреспондент Андрей РАДКЕВИЧ. Смотрите его фоторепортаж:





Инициаторами мероприятий по возвращению исторического облика полю выступили Фонд Андрея Первозванного и Центр национальной славы. В селе Монастырщина, где по преданию похоронены русские воины, сложившие свои головы в куликовском сражении, руководство этих организаций встречали колокольным звоном.


В первом ряду слева направо: президент акционерного общества «Российские железные дороги», председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы В.И.Якунин (в красном галстуке), губернатор Тульской области В.Д.Дудко, архиепископ Тульский и Белевский Алексий

Первым пунктом в повестке торжеств была посадка дубовой рощи. В урочище Зеленая Дубрава скрывался во время куликовской битвы русский засадный полк, состоявший из отборной конницы под руководством опытных военачальников – воеводы Дмитрия Боброка-Волынского и серпуховского князя Владимира Андреевича. Накануне на военном совете в деревне Чернова было решено переправиться на правый берег Дона и вступить в смертельный бой с неприятелем. «Братья, — заявил на совете князей и воевод Димитрий, — лучше есть честна смерть злого живота; лучше было не идти против безбожных сил, нежели, пришел и ничтоже сотворив, возвратиться вспять; перейдем ныне в сей день за Дон все и там положим головы свои все за святые церкви и за православную веру и за братию нашу, за христианство!» В спешном порядке началось строительство мостов для каждого из пяти полков; одновременно разведывались броды: местность была болотистая, неудобная. Переправа через Дон завершилась в ночь на 7 сентября. После этого мосты были уничтожены, чтобы никто из воинов не думал об отступлении.

В 11 утра 8 сентября (21-го по новому стилю) 1380 г. после поединка Челубея и Пересвета монголо-татарская конница атаковала авангардные Сторожевой и Передовой полки русских. В течение трех часов татары пытались прорвать центр и правое крыло русской рати. Выдержав натиск и понеся ощутимые потери, остатки полков отступили к основным силам. После ожесточенных фронтальных атак, Мамай бросил резервы на полк Левой руки и там, несмотря на ожесточенное сопротивление, удалось прорвать оборону. «И тако сступишася обе силы великиа на бой, — сообщает летописец, — и бысть брань крепка и сеча зла зело, и лиашеся кровь, аки вода, и падоша мертвых множество бесчислено от обоих сил, от татарскиа и русскиа…; всюду бо множество мертвых лежаху, и не можаху кони ступати по мертвым; не токмо же оружием убивахуся, но сами себя бьюще, и под коньскыми ногами умираху, от великие тесноты задыхахуся, яко немощно бе вместитися на поле Куликове…» Был ранен и сам Димитрий Иванович, сражавшийся в доспехах рядового воина. Создалась реальная опасность окружения. Тогда засадный полк и сыграл свою решающую роль в исходе битвы. Ордынцам, по преданию, казалось, что на них наступают дубы (видимо, к коням и всадникам были привязаны маскирующие ветви, а освобождаться от них времени уже не доставало). Вражеское войско дрогнуло и обратилось в бегство.

Дубовая роща располагалась в год сражения на 60 гектарах. После разгрома ордынцев неделю хоронили около 20 тысяч наших павших воинов. По приказу великого князя Димитрия Ивановича каждый из уцелевших воинов должен был принести из дубравы по бревну, и из них на месте погребения был воздвигнут храм в честь Пресвятой Богородицы. Сама же победа совпала с праздником Рождества Богородицы. В последующие века на месте обветшавшего деревянного храма был возведен каменный.

Петр I приказал отметить особым клеймом даже свидетелей славы русского оружия – дубы знаменитой дубравы. Но к нашему времени от лесного массива не осталось и следа – ни одного деревца. Фонд Андрея Первозванного и Центр национальной славы выступил с инициативой восстановления исторической дубравы. Благословил начинание и посадил первые деревья в 2005 году Патриарх Алексий II.



Руководители фонда и члены их семей разошлись по поляне. Всем желающим были розданы дубовые саженцы. Рядом с ними трудящиеся с удовлетворением втыкали в землю памятные таблички со своими именами, написанными фломастером. Почти возле каждого многочисленные фотожурналисты и телеоператоры искали удачный ракурс.


Возле памятника св. благоверному князю Димитрию Донскому установлены памятные знаки от разных городов. В установлении некоторых приняли участие лично губернаторы и мэры. Так было, во всяком случае, со знаком от Рязани. «Хотя, – заметил зам. директора военно-исторического музея-заповедника «Куликово поле» Сергей Цепляев, – это отчасти странно, так как именно рязанцы вступили в тайные отношения с Мамаем, и на стороне русских на Куликовом поле не воевали. Правда, именно они предупредили наших о стратегических планах ордынцев». По разным причинам не приняли участия в борьбе ни Тверь, ни Смоленск, ни Новгород, ни Нижний Новгород.

Главным событием торжеств стало открытие отреставрированной колонны-памятника на Красном холме, где находилась ставка Мамая. Инициатором создания монумента выступил в 19 веке гражданский губернатор Тулы граф В.Ф.Васильев. В 1820 году он обратился с этим предложением к военному губернатору Рязанской, Тульской, Орловской, Воронежской и Тамбовской губерний А.Д.Балашову. После победы над Наполеоном патриотические настроения в России были на подъеме. В 1818 году был сооружен памятник Минину и Пожарскому, чуть позже – Бородинский цикл мемориальных комплексов. Александр I поручил разработать проект лучшим художникам. Обратились к создателю памятника Минину и Пожарскому И.П. Мартосу. Он счел за честь немедленно взяться за престижное задание. Вскоре он прислал эскиз памятника: на арочном постаменте три воина: один в полный рост с воздетым мечом – русский, и двое (в знак их численного превосходства на Куликовом поле) у него под ногами – безжизненно поникший и слабо сопротивляющийся – ордынцы.


Проект художника И.П.Мартоса

Но Васильеву проект показался недостаточно величественным, и он деликатно отклонил эскиз под предлогом, что жалко будет похоронить монумент, так сказать, в пустыне.

В августе 1821 года Александр I одобрил открытие денежной подписки для сбора средств на памятник. Вскоре в государственную казну стали поступать пожертвования, одним из первых жертвователей стал сам император. Окончательно проект памятника был утвержден лишь в 1836 году. Автором стал известный рисовальщик, акварелист и архитектор Александр Павлович Брюллов. (Почетный профессор Академии искусств в Милане, член-корреспондент Академии Художеств в Париже, действительный член Лондонского королевского института искусств, архитектор Брюллов прославился как автор Пулковской обсерватории, Гвардейского экипажа на Дворцовой площади, Михайловского театра Петербурга, штаба Гвардейского корпуса, Александро-Невской лавры, восстановлением Зимнего дворца после пожара 1837 г., переделки Мраморного дворца.) К тому времени умерли уже и инициатор идеи тульский губернатор Васильев, и император, но их преемники также поддержали это начинание.


Архитектор Брюллов замыслил колонну как часть большого мемориального комплекса. Стоять она должна была не как перст в чистом поле, а гармонировать с величественным храмом.

Однако император Николай I повелел ограничиться лишь обелиском. Сэкономленные средства были направлены на образование дворянского юношества в кадетских корпусах.
Земля, на которой предполагалось возведение монумента, находится в частных руках. Брюллову пришлось на собственные деньги выкупать две десятины земли под памятник.
Крупнейший столичный завод шотландца Берда взялся за изготовление монументальной колонны. Прежде на этом заводе изготовляли металлические конструкции купола Исаакиевского собора и первых металлических мостов Петербурга, отливали фигуры Ангела и барельефа Александровской колонны на Дворцовой площади.

Наконец, по прошествии 30 лет, в 1850 году, памятник был открыт. Бури революции и Великой Отечественной войны каким-то чудом миновали колонну Брюллова. Однако к началу XXI века памятник был близок к полному разрушению: часть элементов чугунной конструкции лопнули, колонна отклонилась от вертикали на 10 см. После проверки в 2003-2004 г. реставраторы пришли к выводу, что простоять она сможет не больше двух-трех лет. Решено было срочно осуществлять реставрацию. Коллективу реставраторов, который состоял из специалистов самых различных специальностей, приходилось решать многие задачи впервые в реставрационной практике. Колонну демонтировали. Заново создали стержень и диафрагмы, скрепляющие конструкцию. Сварили лопнувшие элементы – для этого пришлось перебрать все марки чугуна, выпускающиеся в мире, и подобрать максимально подходящие.

Как и в 19 веке, трудности возникли и с финансированием. Реставрация потребовала 100 млн. рублей. Спасти памятник стало возможно благодаря народной поддержке. Pеставрация была произведена не только досрочно, но и с высоким качеством, что дает основание участвующим в ней специалистам надеяться, что простоит колонна не только многие десятилетия, но и века, напоминая о подвиге наших предков.

В.Д.Дудко (слева) сказал собравшимся: «Из глубины веков мы получили урок того, как сообща можно решать любые задачи. Наши предки вели борьбу за свободу и независимость Родины. Сегодня мы тоже ведем борьбу. Борьбу с бедностью, с экономической отсталостью. И все эти проблемы мы решим только тогда, когда будем вместе». В.И.Якунин (cправа) высказал надежду, что «отреставрированный памятник будет стоять вечно»


Прогремел салют из автоматического оружия. Под звуки военного оркестра подразделения десантников, курсантов, суворовцев, МВД прошли парадным маршем.

После официальной части церемонии военно-исторические клубы продемонстрировали главное зрелище праздника – реконструкцию средневекового боя. И если в первый бой был театральным, то в последующих бойцы разошлись не на шутку и лупцевали друг друга по латам, кольчугам, шлемам копьями, мечами и чем придется.


Kруг почета








Напоминало это кулачные бои – когда в прежние времена деревенские ребята, демонстрируя молодецкую удаль, сходились стенка на стенку. Зрителей в целях безопасности предварительно просили отодвинуться подальше.


Лучшим клубом среди участников фестиваля был признан клуб «Копье» из города Ельца. Они, решив повторить марш воинов перед Куликовским сражением, прошли 230 километров по грунтовым дорогам до места реконструкторских боев. Шли они без тяжелой металлической амуниции: 9 пеших, двое конных и двое обозных – с телегами.

– И как впечатление от перехода? – интересуюсь у лидера Елецкого клуба Андрея Хитрых.
– Тяжело, но возможно.
– Как реагировал народ?
– Все время спрашивали: «Вы кто – цыгане? Или казаки?» Один раз назвали махновцами. Но мы разъясняли.
– Кормил вас кто-то или вы обходились сами?
– Сами. Сорок километров прошли, лагерь поставили, поели.
– Сейчас же, особенно ночью, холодно.
– И дожди. Было очень тяжело, но выдержали. У нас – все мокрое, сушимся на ветру. Сильно не разболелся никто, но у всех – насморк.
– Что для вас значат занятия в клубе?
– Это увлечение. Кто-то увлекается футболом, а мы – этим. Ребята сами создают костюмы, доспехи, вооружение. Ведется фехтовальная подготовка, выездка на лошадях.
– Наверное, вы представляли себе, как на самом деле происходило Куликовское сражение? Страшно это было?
– Когда стоишь, ждешь боя – очень страшно. А когда начинаешь, какой-то кураж появляется.

Наградой Елецкому клубу стал найденный в Чехии шлем святого Вацлава, который вручили им организаторы фестиваля.







Экспонаты военно-исторического музея-заповедника Куликовское поле. Макет сражения


Праздник на Куликовом поле проходит ежегодно в сентябре, в воскресенье, предшествующее дню битвы – празднику Рождества Пресвятой Богородицы. Информацию о проезде до Куликова поля можно получить на сайте Куликовского военно-исторического музея http:// kulpole.ru , кстати, там же можно узнать и о времени работы музея.

При написании статьи использованы материалы книги «Сто великих битв», М. «Вече», 2002г., Интернет-сайтов «Справочник научных обществ России», «Хронос», «Энциклопедия Кругосвет», фильма «Вопреки всему. История создания и реставрации монумента Дмитрию Донскому на Куликовом поле».

См.также: Крестоносцы с мортирой на Куликовом поле

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version