Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

«Мы хотим получить калькулятор, который посчитает вероятность заболеть раком»

Какие обследования, где и как часто необходимо проходить, чтобы «поймать» рак вовремя. Рассказывает врач-онколог, исполнительный директор Фонда профилактики рака Илья Фоминцев

Илья Фоминцев. Фото с сайта saint-petersburg.ru

– Илья, вот мне, человеку среднего возраста, куда идти и что делать, чтобы снизить риск терминального рака? Какие виды скрининга мне необходимы? Ведь главное – выявить болезнь на ранней стадии, не так ли?

– Нет, не так.

Здесь есть путаница. Не все виды рака поддаются лечению, даже если они выявлены на ранней стадии. Например, есть такие агрессивные формы опухолей, при которых когда бы мы ни диагностировали их, помочь больному мы не можем, так как пока что они неизлечимы.

Не очень ясно и с оперативным вмешательством при некоторых видах злокачественных опухолей. Мы удаляем их, и человек живет после этого в течение какого-то, может быть, даже длительного времени, но, возможно, он прожил бы столько же и без операции и даже вовсе без лечения – этого мы не знаем.

Поэтому, прежде всего я советую всем заняться первичной профилактикой рака. Это значит исключить все известные факторы риска, которые вообще можно исключить.

Эти факторы известны.

Фактор номер 1 – курение. Бросив курить, вы снижаете свой риск заболеть практически всеми видами рака, особенно, рака легких и пищевода.

Фактор номер 2 – излишний вес. От него тоже нужно избавляться.

Фактор номер 3 – гиподинамия. Двигаться нужно больше, это и само по себе важно, и поможет избавиться от лишнего веса.

Фактор номер 4 – хронические заболевания. Такие болезни как диабет, язвенный гастрит, нужно обязательно лечить, так как они тоже повышают риск рака.

Следуя этим рекомендациям, вы, конечно, не сведете риск к нулю, но существенно его снизите.

– И если я все это делаю, мне не нужен скрининг?

– Скрининг – это ваш 5-ый шаг в борьбе с раком. Но тут важно понимать, что ключевую роль скрининг играет для тех видов рака, чье происхождение и развитие мы хорошо понимаем, а раннее выявление при этом оказывает заметное влияние на исход лечения. Повторюсь – это далеко не все виды рака.

Так, например, мы знаем, что раку шейки матки предшествует заражение вирусом папилломы человека и дисплазия шейки матки, поэтому женщинам необходимо с определенной периодичностью в зависимости от возраста посещать гинеколога и делать соответствующие тесты (цитологическое исследование шейки матки или первичное тестирование на ВПЧ).

Мы знаем, что колоректальному раку предшествуют полипы толстой кишки, поэтому своевременное их выявление может помочь предотвратить злокачественное заболевание.

Наш Фонд разработал программное обеспечение для управления скринингом колоректального рака и сейчас занимается попыткой внедрения его в Санкт-Петербурге, Ярославле и Красноярске. Договоренность с правительствами этих областей есть, дорожные карты написаны, средства на расходные материалы и оборудование зарезервированы.

Фото с сайта vanguardia.com.mx

Конечно, мы думаем о том, чтобы распространить ее и на другие регионы, но для этого нужны ресурсы и для лоббирования, и для непосредственного внедрения, а штат у Фонда небольшой. Мы работаем очень упорно, но все равно наши возможности ограничены. Наш фонд живет за счет пожертвований, а люди, к сожалению, более охотно жертвуют на помощь конкретному больному. Помочь делу, которое способно спасти жизни многих людей, не менее важно, но это не так наглядно, как, например, выздоровевший от лейкемии ребенок.

– Да, это ситуация знакома многим фондам, которые занимаются не адресной помощью, но пытаются вносить системные изменения. А пока в большинстве регионов нет вашей программы скрининга, как нам сориентироваться? Понятно, что если есть какие-то симптомы колоректального рака, проверяться надо, а если ничего не болит?

– Здесь все зависит от соотношения вероятности вреда и вероятности получить пользу от диагностической процедуры. Колоноскопия – процедура инвазивная, проводить ее без необходимости не стоит, особенно в ситуации, когда от нее, скорее всего, не будет пользы. Например, 30-летнему мужчине в хорошей физической форме без хронических заболеваний и каких-либо наследственных особенностей скрининг колоректального рака совершенно не показан.

Для того чтобы определить показания к скринингу рака, мы разработали специальную систему, которая основана на простом опросе пациента. Можно пройти вот этот тест и получить ответ, что нужно делать/

Увы, пришлось использовать критерии показаний, разработанные не для нашей популяции. В нашей стране такие исследования не проводились, но мы исходим из того, что мы генетически схожи с европейцами. Мы пытаемся организовать сбор данных и расчет абсолютного риска рака на российской почве, но это дело не быстрое, а пока работаем с тем, что доступно уже сейчас.

Пройдя анкетирование, пользователь получает рекомендации – мы объединили в этой части европейские и американские программы и с помощью экспертной оценки адаптировали их для России. Мы разбиваем людей на условные группы риска, но это не группы риска в правильном понимании этого термина. Это группы людей по отношению к показаниям/противопоказаниям к скринингу рака, которые в значительной мере зависят от индивидуального риска. При этом абсолютного значения риска мы не знаем.

Если вас по тому или иному виду рака программа отнесла в «группу низкого риска», то это значит, что скрининг вам не показан. Если вы в «средней группе» – нужно пройти скрининг. Если же вы в «группе высокого риска» по какому-то из видов рака, то это означает что у вас имеются факторы риска или их сочетания которые многократно повышают базовый риск этого вида рака и необходимо предпринять какие-то относительно радикальные действия для снижения этого риска.

Иногда приходится слышать: «Это все – мошенничество. Мне программа выдала низкий риск рака, а я при этом уже больна!»

Тут важно понимать, что «низкий риск» не означает того, что вы не заболеете. Речь идет лишь о том, что ваш риск ниже среднего в популяции, но заболеть вы все равно можете. Точно так же «высокий» не значит, что вы заболеете обязательно. Базовый риск есть абсолютно у всех, несмотря на наличие или отсутствие факторов риска. Кстати, недавно на эту тему вышел прекрасный перевод статьи из журнала Science – там хорошо разъясняется, как это происходит.

Фото с сайта m.moneycontrol.com

Кроме оценки уровня риска по разным видам рака, программа так же предлагает составление индивидуального графика обследования и возможность электронной записи в одну из проверенных нами клиник. Эта запись работает пока лишь в Москве и Петербурге.

– Это, в основном, частные клиники. А вот наших читателей интересует, можно ли проходить скрининг в поликлинике по месту жительства по полису ОМС?

– И хотелось бы порадовать наших граждан, да не получается. Не буду скрывать, в рядовых поликлиниках дела обстоят плохо.

По полису ОМС гражданам полагается раз в 3 года диспансеризация. Все, что в рамках ее может получить потребитель, – это маммография (которую вообще-то женщины после 50 лет должны делать ежегодно) и цитология шейки матки.

Последний анализ в наших поликлиниках делается в соответствии с устаревшей методикой, да и маммография – из рук вон плохо.

В одной поликлинике небольшого города на северо-западе я обнаружил, что из 21 случая клинического рака молочной железы рентгенолог пропустил 17!

То есть качество обследований в рамках диспансеризации очень низкое, а большинства тестов нет вообще: нет анализа на вирус папилломы человека, нет иммунно-химического теста на скрытую кровь в кале, нет фиброколоноскопии для групп высокого риска по колоректальному раку – это можно сделать только уже по жалобам.

Поэтому, к сожалению, мы можем рекомендовать только частные клиники, и только те из них, в качестве работы которых мы уверены.

Бывает такое, что человека, у которого нет жалоб и симптомов, без всякой оценки рисков просто «разводят» на платные тесты.

– Ну, надеюсь, что прочитавший это интервью человек сможет при помощи анкеты на вашем сайте определить свои риски, и ему уже не навяжут ненужных обследований.

– Но этого недостаточно. Мы идем дальше. Сейчас мы закончили разработку систему SCREEN для клиник. Эта система может интегрироваться с электронной медицинской картой, и врач во время приема будет анкетировать больного и запишет результат и рекомендации прямо в карту пациента и пометит ее, если у пациента высокий риск рака. И хотя в частных клиниках рекомендованные тесты пациент будет проходить платно, они, по крайней мере, будут обоснованными, деньги будут потрачены не зря.

От этой программы ожидается двойная польза. Обезличенные пациентские данные будут собираться в ядре SCREEN, и мы постепенно сформируем базу данных для того, чтобы создать математическую модель абсолютного риска рака уже на российском материале.

Такой алгоритм будет более точным, чем европейский, ведь при имеющемся сходстве у нас есть различия как в генетике, так и в образе жизни населения. В итоге мы хотим получить такой калькулятор, который сможет считать абсолютную вероятность заболеть тем или иным видом рака в ближайшие 5 – 10 – 25 лет на основании наличия факторов риска и их сочетания

– Звучит очень заманчиво. И как скоро ваш инструмент будет готов?

– Не очень скоро. Это проспективное исследование, предполагающее довольно длительный сбор данных и наблюдение. Мы ведь должны не просто собрать сведения о здоровье и образе жизни пациента, но и увидеть, в каких случаях рак развился, а в каких нет, увидеть зависимости. Для этого нам нужно наблюдать за каждым пациентом не менее 5 лет.

Фото с сайта ghshospital.org

Помимо всего прочего, это даст в руки организаторов здравоохранения мощный инструмент по медицинскому планированию, ведь имея такой калькулятор, можно посчитать прогнозы по заболеваемости раком в регионе в будущие годы.

На сегодняшний день на нашем сайте прошли анкетирование более 170 000 человек. На основе этих результатов мы готовим протокол нашего будущего исследования. Когда мы получим массив данных наблюдений за 100 – 200 – 300 тысячами пациентов в течение 5 лет, мы сможем приступить к созданию алгоритма для нашего нового инструмента.

Если вас вдохновил рассказ Ильи Фоминцева и вы хотите помочь Фонду профилактики рака, то это очень легко сделать тут.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?